№3 (359) март 2023 г.

Не поспешил ли аналитический центр Numbeo предоставить Еревану 19-е место в рейтинге безопасных городов мира?

Просмотров: 2472

Плоды оптимизации в силовых структурах

Поздно вечером 10 февраля в самом центре Еревана в лучших традициях жанрового кино разыгралось реалити-шоу с форсажем, полицейской погоней, стрельбой и праздными зеваками, старательно фиксирующими все происходящее на свои навороченные гаджеты. Съемки сорокаминутного экшена тут же утекли в соцсети, моментально став вирусными. А потому ответ виртуальных завсегдатаев на спешные разъяснения полиции не заставил себя долго ждать саркастическими комментами, мемами и весьма красноречивой фразой: «Виват, девяностые!»

Впрочем, эпиграфом к столь неординарному происшествию могли бы стать строчки из знаменитого стихотворения Сергея Михалкова: «Дело было вечером, делать было нечего». Не считая, конечно, автомобиля Hummer, грубо нарушившего правила дорожного движения на главной площади столицы. Как сообщили короткой сводкой в пресс-службе полиции, «не подчинившись законным требованиям представителей правопорядка, водитель направил автомобиль в их сторону, одновременно подвергнув опасности жизни и здоровье граждан, находящихся на тротуаре. С целью остановить движение транспортного средства были произведены по шинам выстрелы из пистолета». О дальнейшем можно судить со слов очевидцев и видеокадрам, где отчетливо видно, как огромный внедорожник в сопровождении десятка полицейских автомобилей с переливающимися мигалками и бегущими вслед стражами порядка резвился у стен Дома правительства, эффектно устраивая для них показательные выступления с резкими разворотами, наездами на полицейские и припаркованные у обочины машины. Как потом оказалось, было повреждено 11 автомобилей, три из которых – полицейские и восемь гражданских. А в результате выстрелов полицейских по шинам «Хаммера» был ранен прохожий, являющийся, по некоторым сведениям, владельцем близлежащего магазина. Пострадал и полицейский, попавший под колеса неадекватного водителя и отделавшийся, к счастью, легкими ушибами. В итоге машина лихача все-таки была блокирована, однако ему удалось испариться с места происшествия подобно Копперфильду, что тоже вызвало немалое удивление.

Впрочем, через несколько часов в результате мер, предпринятых сотрудниками МВД Армении, наконец был обнаружен и задержан угнавший отцовский автомобиль 25-летний житель города Арарат Гегам Саградян, предположительно находившийся в состоянии наркотического опьянения. Как сообщает пресс-служба Следственного комитета РА, «примерно в 23:30 к сотрудникам патрульно-постовой службы на площади Республики подъехал автомобиль марки Hummer, водитель которого потребовал у них деньги для заправки своей машины. Получив отказ, повел машину по центральным улицам столицы навстречу движению. Не подчинился и сигналу остановиться, продолжив движение, в том числе по местам, предназначенным для пешеходов. Затем выехал на непроезжую часть у административного здания правительства РА, где, вновь не подчинившись законному распоряжению патрульно-постовой службы, наехал на сотрудника ППС и умышленно повредил несколько служебных машин. При личном досмотре у него была обнаружена завернутая в бумагу масса, похожая на кристаллический наркотик метамфетамин общим весом 1,9 грамма. Задержанный дал признательные показания. Назначен ряд экспертиз, в том числе психиатрических».

Кроме официальной информации госструктур, также стало известно, что Гегам Саградян был участником 44-дневной войны. Имел зависимость от наркотиков, о чем знал его отец Артур Саградян. Кстати, как отмечают пользователи армянского сегмента соцсетей, после «бархатной революции» Саградян-старший с семьей участвовали в протестных акциях у стен Первопрестольного Эчмиадзина: «Сектант и лидер движения «Новая Армения, Новый Патриарх» с 2018 года врывался со своими абсолютно невменяемыми адептами в храмы, где они устраивали безобразия, жарили шашлыки, справляли нужду – и все это при полном попустительстве новой власти. В качестве транспортного средства использовали именно этот Hummer. Ну вот теперь история получила завершенный вид. Бумеранг, запущенный пять лет назад, начал понемногу возвращаться».

Почти те же мысли высказал и священник церкви Сурб Тадевос города Масис: «Артур Саградян требовал отставки Католикоса, озвучивал «молитвы» и неуместную речь в адрес армянского патриарха из этого же Hummer, что отчетливо прослеживается по видеоматериалам в YouTube. Он проявлял религиозный радикализм. Время от времени антицерковная группа вместе с ним проникала в наши храмы и провоцировала там конфликты. Фактически получается, что борьба «благочестивого» и «верующего» главы семейства должна была быть не в Святом Эчмиадзине, а в собственном доме, чтобы мы не стали свидетелями вчерашних событий». Святой отец, бесспорно, прав: резонансного ЧП могло бы не быть, причем по многим причинам.

Так, по мнению экс-начальника Главного управления по контролю за деятельностью территориальных следственных управлений Следственного комитета Армении генерал-майора юстиции Татула Петросяна, в результате получасовой погони со стрельбой заурядный эпизод с ДТП перешел в разряд особо тяжких преступлений из-за непрофессиональных действий полицейских. «Официальная информация не внушает доверия и на 5 процентов. Полицейские обнаружили пустую машину с затемненными стеклами. Вполне закономерно у меня возникают сомнения, что за рулем мог находиться совсем другой человек, а не тот, которого сейчас представляют в качестве подозреваемого. Ведь ранее уже бывали случаи с подменой водителя. Как общественность может быть уверена, что за рулем находился именно этот душевнобольной гражданин, а не циничный и наглый родственник одного из высокопоставленных должностных лиц, а то и один из чиновников лично? – задался он вопросом в беседе со Sputnik Армения. – По моим оценкам, в погоне участвовали 20–30 полицейских, которые на 10–15 автомобилях гонялись за лихачом, но так и не смогли его обезвредить. Более того, в центре города прозвучало от 6 до 10 выстрелов, во всяком случае, потом было обнаружено восемь гильз. Полицейские стреляли в упор по колесам, но так и не смогли остановить нарушителя. Это свидетельствует об их непрофессионализме и неграмотности. И хотя обошлось без жертв, но неизвестно, в каком состоянии находятся пострадавшие, в том числе молодой патрульный, пытавшийся задержать нарушителя. Если он не выживет, то за эту смерть должны будут ответить те, кто отправил его на патрулирование улиц». Развивая тему, генерал также заметил, что при наличии опыта и знаний сотрудники в течение 3–5 минут обезвредили бы нарушителя и не допустили бы наезда на полицейского и повреждения автомобилей. Безнаказанность преступников стала обыденным явлением в Армении. Петросян считает это следствием вытеснения опытных сотрудников полиции, прокуратуры, нацбезопасности, правоохранительной системы и следственных органов из системы, которую теперь заполонили молодые люди, еще не обладающие ни достаточным опытом, ни профессиональными знаниями. А власти, не обучая их, не передавая опыта, вовлекают новичков в процесс борьбы с преступностью. «Прежде чем рассматривать случай с «Хаммером», надо дать оценку криминогенной обстановке в целом, поскольку количество нарушений возросло в разы, из которых половина приходится на тяжкие и особо тяжкие преступления. А дороги страны превратились в настоящие «трассы смерти», где ежедневно происходят ДТП со смертельным исходом», – говорит Петросян.

Действительно, согласно статистике, в 2022 году по сравнению с 2017 «добархатным» годом тяжкие преступления выросли на 86 процентов, особо тяжкие – на 43 процента, преступления против человека – на 35 процентов, связанные с наркотиками – на 78 процентов, преступления против собственности – на 71 процент, кражи – на 63 процента. Впрочем, этого и следовало ожидать в связи с реформами по упразднению управления уголовного розыска и по борьбе с организованной преступностью полиции еще в 2020 году. А грядущая оптимизация в нынешнем году в силовых структурах создает, по сути, еще одно неповоротливое суперминистерство под аббревиатурой МВД, состав которого ограничится спасательной службой, полицией, службой миграции и гражданства. А вот Министерство чрезвычайных ситуаций в зоне повышенного риска природных катастроф ликвидировано, так же как и Служба сейсмической защиты. Но при этом сотрудников ожидает очередное повышение зарплат. Так, начальник полиции с 2023 года будет ежемесячно получать 794 тысячи драмов, столько же будут получать руководители СНБ и Службы госохраны, не считая миллионных премиальных. В целом же в структуре вновь повысятся зарплаты в два раза, что сделает «красные пашечки», как прозвали в народе «красные береты», самыми высокооплачиваемыми сотрудниками системы. Ведь теперь именно они, даже без опыта работы и профессиональных навыков, верноподданнически обеспечивают охрану первых лиц государства. Таким образом, за прошедшие пять лет институт полиции трансформировался в карательный орган, легко справляющийся с женщинами в мемориальном комплексе Ераблур, откуда не так давно волоком тащили матерей воинов, погибших в 44-дневной войне.

А вот поймать наркомана в «Хаммере», угрожавшего жизни рядовых граждан в центре армянской столицы, им не удавалось в течение часа. Даже за повышенную зарплату. Профессионализма не хватило. Кстати, буквально за день до этого ЧП в столичном отделении полиции административного округа Эребуни правоохранители избили двух адвокатов, осуществлявших свою профессиональную деятельность. «Это очень плохой почерк, как будто вернулись 90-е, когда полицейский избивает адвоката», – считает председатель Палаты адвокатов Ара Зограбян. Но это совсем другая история, которая тоже требует отдельного разговора. Между тем в армянском обществе уже сложилось стойкое убеждение, что с благословения Никола Пашиняна реформы в силовых структурах призваны ограничить карательной дубинкой не только свободы политических лидеров, но и права рядовых граждан.

Александр Маркосян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты