№3 (359) март 2023 г.

Цовинар Костанян: Руководство Армении должно трезво оценивать свои действия

Просмотров: 3725

В рубрике «Женский портрет в армянском интерьере», посвященной женскому празднику, «НК» традиционно представляет женщин. Сегодня – это две армянки разных поколений, для которых родное Отечество и родной очаг синонимичны, поскольку берут начало от одного корня – Родина.

– Цовинар Ашотовна, каковы цели вашей общественной организации?

– Когда была студенткой второго курса Российско-Армянского университета, где училась на факультете международных отношений, у меня появилось стойкое убеждение в необходимости принимать непосредственное участие в общественно-политической жизни страны. И именно тогда возникла идея создать общественную молодежную организацию, благо друзья и однокурсники поддержали меня. Мы были юными романтиками и максималистами, а потому за дело взялись с задором. Сами разработали устав, программу, задачи, логотип и в итоге зарегистрировали ее в 2010 году в Министерстве юстиции Армении. Начинали свою деятельность с патриотических проектов, тематически включающих в себя исторические фестивали и конкурсы для молодежи. Активно помогали большой армянской диаспоре в России, высылая им историческую литературу о нашей стране на русском языке. С годами наша деятельность переросла в более серьезные проекты, рассчитанные на сотрудничество с армянскими организациями не только в самой Армении, но и в Молдавии, Казахстане, Киргизии, Грузии. И конечно, по российско-армянскому направлению был разработан целый ряд проектов, включающих круглые столы, дискуссии и другие мероприятии. Причем важное значение придавали Великой Отечественной войне в контексте исторической памяти наших народов. Активно сотрудничали с Союзом ветеранов Армении, где поддерживали и до сих пор поддерживаем теплые отношения с нашими победителями.

К 2014 году мы уже активно действовали на политическом поле страны. Проводили акции против продажи иностранным инвесторам историко-архитектурного здания МИД на площади Республики и приватизации ГЭС. В 2016 году, после агрессии азербайджанских ВС, провели акцию перед посольством Великобритании, куда принесли банку икры с требованием отозвать английского депутата, выступившего в Совете Европы с антиармянской резолюцией. В тот же год перед Домом правительства провели несколько акций против ввоза в нашу страну турецких товаров. Об этом тогда много писали, поскольку мы не только выбросили в урну принесенный ширпотреб с пометкой Made in Turkey, но и сожгли его.

Именно в 2016 году настал тот самый переломный момент, когда мы поняли, что надо переходить на новый уровень. К тому времени уже готовились конституционные реформы и было понятно, что значение политических партий существенно возросло. Но мы с единомышленниками не видели себя ни в одной партии – ни в роли примкнувших, ни в роли поддерживающих. Поэтому пошли по своему пути. Посовещавшись, решили создать свою партию и, надо сказать, взялись за это с большим энтузиазмом. Это была командная работа юристов, айтишников, дизайнеров. Ездили по регионам, где находили единомышленников. В августе 2016 года провели съезд, а еще через несколько месяцев зарегистрировались как политическая партия «Во имя социальной справедливости».

– Вы позиционируете себя как проправительственная, оппозиционная или центристская партия?

– Могу точно сказать, что наша партия не проправительственная. Мы позиционируем себя как оппозиционная партия, но не относимся ни к системной, ни к несистемной оппозиции, которые действуют сегодня на политическом поле Армении. У нас свои программы. В частности, обдумываем свое участие в выборах в Совет старейшин Ереванской мэрии. Представив своего кандидата, мы примем участие как отдельная политическая сила. А это хорошая возможность, чтобы избиратели и общественность увидели в палитре политических сил новые лица, которые выступают с новаторской программой и рациональными идеями.

– Когда-то существовал штамп «преемственность поколений». Как Вы думаете, это понятие актуально сегодня? Или конфликт отцов и детей продолжается и сегодня, в том числе на политическом поле?

– Обновление и оздоровление необходимы уже сегодня. И здоровые цели тоже. Мы живем в уникальный период истории, когда у нас есть независимое государство. И его важно сохранить. В школе политического лидерства, которую периодически организует наша партия, я общалась со студентами, изучающими различные профессии. Они готовы стать лидерами в своих сферах. Их оптимизм вселяет надежду на наше лучшее будущее. Молодые люди генерируют новые идеи, новые проекты. Через несколько лет они возглавят страну. Это их будущее.

– Ваша партия придерживается прозападного, пророссийского или проармянского курса?

– Однозначно речь идет о проармянскости. И никак иначе. А отношения с Россией и Западом нужно рассматривать в первую очередь через призму интересов Армении. Естественно, нужно понимать, где настоящие интересы Армении. А настоящие интересы – это безопасность нашей страны. И здесь нашим стратегическим союзником является Россия. Но с другой стороны, важно развивать отношения и с западными странами.

– Почему Вы выбрали профессию политолога?

– Это был мой осознанный выбор. И родители, надо отдать должное, меня поддержали. Я стремилась к этому, пожалуй, еще со школьной скамьи. Как я уже сказала, заниматься политикой решила еще в детстве, поэтому осознанно выбрала факультет политологии в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре. Мне хотелось профессионально углубиться в эту сферу профессиональной деятельности. Недавно встретилась со своими школьными подругами, и они напомнили, как в те годы я говорила, что обязательно должна принимать участие в политической жизни своей страны. Видимо, уже тогда понимала, что стране нужны реформы, нужны перемены, которые должны вывести страну из того тяжелого состояния, в котором она находилась. Будем откровенны, ведь не все было тогда хорошо.

– Но во всяком случае, не было того состояния, в котором мы находимся сейчас: проигранная война, гибель тысяч молодых людей, потерянные территории Арцаха, угроза новой войны и сомнительная «повестка мира»...

– Конечно, тогда об этом и речи не было. Если бы мы знали, что будет еще хуже, то, возможно, избрали бы другой курс наших партийных действий. Но тогда у меня было горячее желание участвовать в политической жизни страны именно с благой целью перемен.

– И все-таки политология – больше мужская профессия. И мужчины, наверное, не очень охотно допускают слабый пол к большой политике?

– Я никогда не чувствовала дискомфорта на этом поприще, никакой дискриминации ни от коллег-мужчин, ни от коллег более старшего возраста. Обычные деловые отношения.

– Кстати, а как профессия политолога сочетается с ментальным образом армянской женщины? Насколько совместимы эти понятия? Или в ХХI веке эти грани уже стерты?

– Думаю, эти понятия сегодня уже не столь актуальны, чтобы заострять на них внимание. В принципе все зависит от того, насколько человек уверен в себе. Как он преподносит себя, так окружающие относятся к нему. Очень важно, насколько ты профессионал своего дела, насколько владеешь своей тематикой. Важна уверенность в себе, тогда и окружающие проникаются уважением к тебе. А что касается разделения на женские и мужские профессии, то армянке несколько сложнее, чем европейской женщине. Но повторю: если ты веришь в то, что делаешь, и понимаешь важность цели, то преград не будет. Ты должна, обязана быть профессионалом, что вызывает уважение у людей. И тут совершенно неважно – женщина ты или мужчина.

– А хобби у вас есть?

– Рисование. Но, к сожалению, в последнее время забросила это занятие. Хотела бы продолжить. Раньше пользовалась только карандашом, теперь уже созрела до красок. Но пока это только в планах. Хотя продолжаю и люблю ходить на выставки, в картинную галерею. Живопись меня заряжает энергией.

– Не хотели бы поменять профессию?

– Нет!

– Случившаяся у нас «бархатная революция» – это результат методичек по «цветным» переворотам или итоги деятельности различных НКО, давно поселившихся в Армении?

– Во-первых, я хотела бы заметить, что по объективным причинам недовольство властью действительно было. Это невозможно отрицать. Считаю, что приход к власти тех сил, которые сегодня определяют политику страны, является в том числе результатом деятельности прежней власти. Но, конечно, нельзя исключать и тот факт, что в этих процессах приняли активное участие различные некоммерческие организации из западных структур и фондов. Думаю, здесь имел место кумулятивный эффект, когда весь процесс был очень грамотно организован, о чем уже много раз писалось и говорилось. Были использованы отработанные прежде методы и методички по организации «цветных революций», например, из той же книги Джина Шарпа, которого на постсоветском пространстве часто называют идеологом «цветных революций». Да, это имело место быть в наших реалиях 2018 года. Однако нельзя не считаться с тем, что «бархатный» процесс не мог зародиться на пустом месте, так как для этого уже была благодатная почва.

– «Бархатная революция» изначально была построена на лозунге «мержир Сержин», что означает «отвергни Сержа». Поводом для этого стало то, что премьер якобы обманул народ и решил баллотироваться на новый срок. Сегодня ситуация практически повторяется: глава государства говорит одно, делает другое, но народ при этом молчит и не собирается никого «мержить», отвергать. Чем можно объяснить такое безразличие?

– Это явление действительно есть, оно действительно существует. Но я затрудняюсь его объяснить. Можно сказать, что этот феномен пока не разгадан.

– Может, это апатия, безразличие общества?

– Возможно и такое. Сложились сразу несколько факторов: война 2020 года, постоянная угроза безопасности, потеря большей части Арцаха, прошлогодняя агрессия ВС Азербайджана. Возможно, эта апатия и есть пока защитная реакция общества, когда люди хотят закрыться и не думать ни о чем, пока не найдут решения. Что касается меня, то я не поддерживаю бытующую точку зрения о том, что всем давно всё безразлично, жизнь плывет по течению, то есть будь что будет. Создается впечатление, что подобная обстановка искусственно нагнетается среди определенной части общества. Думается это делается с целью еще больше надломить людей, насаждая таким образом чувство апатии. И все же верю, что мы выйдем из этого состояния. Апатия и безразличие обязательно пройдут в нашем обществе.

– Геофизики считают, что землетрясения и разлом земной поверхности происходят после освобождения накопленной в недрах земли энергии. Может ли произойти нечто подобное в нашем социуме, когда в людской природе постепенно накопленная энергия в один прекрасный день неожиданно взорвется мощными протестом?

– У нас растет прекрасно образованное поколение молодых людей. Я общалась с ними в высших учебных заведениях. Знаю, что они не хотят уезжать из страны, они не видят в утечке мозгов ничего хорошего, как и в том, что их знания будут служить для развития других государств. Они действительно мыслят такими категориями. Это дает надежду на то, что апатия общества пройдет и момент перемен обязательно наступит. А каким образом это произойдет (будет это взрыв либо нечто другое), трудно предугадать. Но уверена, что перемены обязательно настанут. Так продолжаться не может.

– Политическое поле Армении сегодня резко разделено на два полюса: это власть и оппозиция. А может, нужна третья сила, которая наконец расставит все точки над «i»?

– Вполне резонный вопрос. Такая политическая сила есть. И это партия «Во имя социальной справедливости».

– Если ваша партия придет к власти, чтобы бы вы сделали первым делом, что бы изменили?

– Можно отделаться типовыми фразами. Но если это случится, то, думаю, время покажет, что необходимо сделать в первую очередь.

– Цензура есть во внутренней политике? Ведь мнение оппозиции практически никогда не совпадает с политикой, продвигаемой властями.

– У многих есть страх. Не за себя, за своих близких. Есть многочисленные примеры организованной информационной травли политологов, политиков, экспертов, чье мнение звучит не в унисон с точкой зрения правительства. А страх потом перетекает в ту самую апатию, которой сегодня заражена часть нашего общества.

– Сегодня обстановка на границе с Арцахом остается сложной. Маленькая республика более двух месяцев находится в блокаде со стороны азербайджанских лжеэкологов. И хотя гарантом безопасности пока выступают российские миротворцы, тем не менее идут разговоры об их замене на контингент НАТО или ЕС. Насколько это необходимо в создавшейся ситуации?

– Руководство Армении должно давать трезвую и объективную оценку своим действиям и не слишком заигрываться. Понимать, кто является реальным гарантом безопасности народа Арцаха, кто реально обеспечивает безопасность арцахцев. И в то же время отслеживать, кто своими действиями пытается вытеснить Россию из этого региона. И соответственно какие из-за этого будут последствия для нашего народа. Мы ведь прекрасно понимаем, что сейчас конфронтация Россия – Запад находится на пике, причем в разных точках планеты. Речь идет не только о специальной военной операции на Украине. Мы постепенно тоже становимся частью этой конфронтации, а потому неправильно принятые решения могут привести к необратимым последствиям. В этом вопросе нужно быть особенно осторожными, дипломатичными и в своих заявлениях, и в своих действиях. Тем более Россия в этом регионе исторически находится не первую сотню лет. Разные силы приходили и уходили, различные процессы происходили и проходили, а Россия осталась. В этой связи остается лишь добавить, что нашим властям необходимо руководствоваться интересами нашего государства и принимать решения, исходя из интересов нашего государства.

– Какие у Вас планы на будущее?

– Продолжать заниматься любимым делом. А еще участвовать в выборах, если этот вопрос будет решен положительно. Но это не самоцель, потому что больше всего на свете я хочу жить в своей стране.

– Определенный отрезок времени Вы жили и учились в Москве. Не скучаете по друзьям-подругам, любимым местам?

– Я часто езжу туда на мероприятия или к родственникам. Это родной для меня город. Там я приобщилась к русской культуре и искусству. Очень люблю Третьяковскую галерею. Все это не могло не повлиять на мое личностное развитие. В Москве я не чувствую себя чужой или иностранкой. Мне там комфортно.

– В преддверии Международного женского дня что бы Вы пожелали нашим читательницам, своим коллегам, подругам, родным?

– Самое главное пожелание на сегодня – это пожелание мира.

Беседу вела Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты