№7 (363) июль 2023 г.

Три балета Арама Хачатуряна под открытым небом Еревана

Просмотров: 3323

120-летие великого армянского композитора Арама Хачатуряна отметили в Ереване уникальным проектом, который по своей творческой идее стал первым не только в культурной жизни города, но и всего региона в целом.

«Величие Арама Хачатуряна в том, что он всегда актуален. Не случайно к нему такое трепетное отношение по всему миру. Наша цель заключается в постоянном переосмыслении его творчества, а также в том, чтобы постоянно представлять его по-новому. У нас запланировано в течение года огромное количество мероприятий как в регионах Армении, так и за рубежом. Старт этой инициативе уже дан», – отметила министр образования, науки, культуры и спорта РА Жанна Андреасян, одновременно отметив, что по решению городской мэрии все три вечера вход на спектакли был не только свободным, но и бесплатным для всех желающих приобщиться к искусству.

На протяжении трех вечеров в одном из живописнейших уголков армянской столицы балетные произведения Маэстро представлял Академический театр оперы и балета им. Александра Спендиаряна под руководством Карена Дургаряна. На сцене под открытым небом в парке Центра креативных технологий «ТУМО» жители и гости армянской столицы могли насладиться шедеврами мирового балета – «Гаянэ», «Маскарад», «Спартак». И хотя они давно включены в балетный репертуар ереванского театра, летние показы под открытым небом можно считать премьерными. По словам организаторов, только в первый день здесь побывали более трех тысяч человек, а за три дня эта цифра возросла до десяти тысяч. Как правило, зрители собирались в парке задолго до начала спектакля, многие приходили с детьми. Те, кому не хватило стульев, смотрели балет стоя.

Как отмечали зрители, волшебное действо было завораживающим. Здесь не было стен, а потому казалось, что скользящая глиссада или па де ша артистов – это не просто балетная позиция, а скользящий прыжок к звездам в космическую бездну. И даже классический арабеск как символ ускользающей мечты тоже звал в раскинувшееся над сценой открытое небо. При этом мятущиеся в свете рампы тени танцоров и рвущаяся ввысь волшебная музыка оркестра раздвигали пространство, создавая собственную завораживающую ауру каждого спектакля. А шелест листвы и пение птиц лишь добавляли чарующие ноты в канву необычных постановок. «Все просто великолепно. Потрясающие танцоры, потрясающая музыка в потрясающем исполнении оркестра», – восторженно отзывались зрители, которым посчастливилось побывать на спектакле.

Балет посреди парка – это действительно новый опыт и для артистов, и для зрителей. И хотя столичному муниципалитету пришлось решать ряд нелегких вопросов, связанных с перевозкой техники и декораций, строительством сцены и установкой больших экранов, оборудованием оркестровой ямы и монтажными работами по освещению, результат не только стоил таких трудов, но и превзошел все ожидания. Впрочем, у артистов (а здесь их было задействовано более 500 человек) тоже были свои технические сложности, поскольку им впервые пришлось выступать в таком формате. И возможно, поэтому балетмейстер Вилен Галстян оставил танцорам свободу импровизации в некоторых наиболее сложных сценах. По словам солиста Ереванского оперного театра Раффи Галстяна, благодаря этому эмоции своего героя он каждый раз проживал по-разному. А зрители каждый раз восторженно принимали виртуозно исполненные партии артистов. «Именно здесь мы почувствовали, что начала формироваться новая городская культура, когда тысячи людей, сидя плечом к плечу, наслаждаются волшебной музыкой, когда создается некое энергетическое поле единения родственных душ. Высокое искусство становится народным, не теряя своей элитарности, – говорит начальник управления культуры и туризма мэрии Еревана Гош Саргсян. – Мы не ошиблись. Проект понравился и ереванцам, и гостям столицы. Надеюсь, мы еще не раз повторим эту практику».

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты