№10 (366) октябрь 2023 г.

Открытый экологический университет отмечает юбилей В.И. Вернадского

Просмотров: 1649

К 160-летнему юбилею со дня рождения великого ученого

Биография

Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 года в Санкт-Петербурге в интеллигентной русской семье. Дед будущего ученого – Василий Иванович – окончил медицинский факультет Московского университета и служил военным врачом, получил дворянский титул, принимал участие в походах Суворова через Альпы, после чего поселился в Киеве, где родился отец В.И. Вернадского – Иван Васильевич (1821–1884).

История семьи

И.В. Вернадский окончил Киевский университет святого Владимира, несколько лет изучал политическую экономию за рубежом. Затем преподавал русскую словесность в гимназии, заведовал кафедрой политэкономии в Киевском университете. После бракосочетания с дочерью известного русского экономиста Николая Шигаева – Марией – молодая семья переехала в Москву. Там Иван Васильевич преподавал политэкономию и статистику в Московском университете. Со временем семья перебралась в Петербург, где И.В. Вернадский занимал должность профессора Главного педагогического института. Первая жена его через десять лет после бракосочетания умерла, оставив ему сына Николая. Во второй раз Иван Васильевич женился на ее двоюродной сестре – дочери помещика-дворянина Анне Петровне Константинович, учительнице музыки и пения. У Вернадских была усадьба в селе Великие Шишаки на Полтавщине, куда они почти ежегодно на лето приезжали всей семьей. В 1868 году из-за неблагоприятного климата в Санкт-Петербурге и плохого состояния здоровья Ивана Васильевича семья Вернадских переехала в Харьков – один из ведущих научных и культурных центров тогдашней Российской империи.

Обучение и первые шаги карьеры

В 1873 году Владимир стал первоклассником Харьковской классической гимназии. В 1885 году окончил физико-математический факультет Петербургского университета. В 1890 году стал приват-доцентом кафедры минералогии Московского университета. В 1897 году защитил докторскую диссертацию в Петербургском университете, а в 1898–1911 годах работал профессором Московского университета.

Семья

В 1886 году Вернадский женился на Наталии Егоровне Старицкой (1862–1943), с которой прожил более 56 лет. В семье было двое детей: сын Георгий Владимирович Вернадский (1887–1973), известный исследователь русской истории, дочь Нина Владимировна Вернадская-Толль (1898–1985), врач-психиатр; оба скончались в эмиграции, в США. Владимир Вернадский был троюродным братом русского писателя Владимира Короленко.

Научная работа и общественная деятельность

Деятельность Вернадского оказала огромное влияние на развитие наук о Земле, на становление и рост АН СССР, на мировоззрение многих людей. В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия. Велики заслуги Вернадского в развитии атомного проекта в СССР как с точки зрения поиска урановых руд, так и в создании технологий их обогащения и применения для создания различных видов атомного оружия. За весь комплекс исследований в различных важнейших для страны отраслях, а также за достижения в развитии науки и образования Вернадский сначала был избран членом Государственного Совета Российской Империи (в 1906–1911 и 1915–1917 годах), а в советские годы к своему 80-летию был награжден Сталинской премии I степени.

Избрание академиком и создание новых академических организаций

В 1912 году его избирают академиком Российской академии наук (позже ставшей Академией наук СССР). В 1915–1930 годах Вернадский становится председателем Комиссии по изучению естественных производственных сил России и одним из создателей плана ГОЭЛРО. Комиссия внесла огромный вклад в геологическое изучение Советского Союза и создание его независимой минерально-сырьевой базы. Параллельно он работает над созданием Украинской академии наук и 27 октября 1918 года становится ее первым президентом. С 1920 по 1921 год ему поручают стать ректором Таврического университета в Симферополе, а с 1922 по 1939 год он становится первым директором организованного им Радиевого института. В период с 1922 по 1926 год он работал в Праге и Париже, где принимал участие в проводившихся в лабораториях Кюри исследованиях паризия – вещества, ошибочно принятого за новый радиоактивный элемент.

Создание новой науки – биогеохимии

В 1927 году Вернадский организовал в Академии наук СССР отдел живого вещества, имея в виду (в отличие, например, от О.Б. Лепешинской) совокупность живых организмов биосферы, а в рамках этого отдела в том же году создал новую лабораторию – биогеохимическую, в которой начал и до конца своей жизни вносил огромный вклад в геохимию. Он руководил этой лабораторией до самой смерти и, сделав главный научный вывод о том, что человек может существенно влиять на химический состав биогеосферы, тем самым предупредил человечество о возможном сильном загрязнении основных элементов биогеосферы Земли различными токсичными и радиоактивными веществами, что, к сожалению, и происходит в данный момент на нашей планете.

Гипотеза о переходе человечества в ноосферу

Осознав в контакте с французскими коллегами (Е. ле Руа, Т. де Шарден и др.) роль экологического образования в развитии суммарного интеллектуального коэффициента жителей Земли, Вернадский уже в 20-х годах прошлого столетия предположил возможность скорого перехода человечества из биогеосферы в сферу разума (ноосферу), что позволило бы людям предотвратить серьезные экологические катастрофы (значительное уменьшение биоразнообразия, вырубку зеленых насаждений, интенсивную гипоксию, сильное загрязнение атмосферы и глобальное изменение климата, интенсивную деструкцию почв и нехватку продуктов питания, загрязнение природных вод и сильный дефицит питьевой воды и другие экологические проблемы).

К сожалению, Вернадский и его коллеги переоценили возможность быстрого и значительного роста суммарного интеллектуального коэффициента жителей Земли, т.к. далее в реальности человеческое общество допускало колоссальное количество ошибок в развитии экономики, финансов, промышленности, энергетики, транспорта, строительства, сельского и коммунального хозяйства, медицины, образования, науки и культуры.

В результате как раз в этот период резко увеличилась конфронтация народов и стран, приведшая к 1-й и 2-й мировым войнам, инициированным немногими странами, добившимися к началу XX столетия некоторых экономических и финансовых успехов главным образом за счет эксплуатации ими природных и трудовых ресурсов слаборазвитых стран, ставших, по существу, колониями вышеупомянутых гегемонов. А далее, когда слаборазвитые страны начали вставать на ноги и требовать выравнивания уровней жизни населения всех стран мира, их бывшие хозяева стали проводить усмирение недовольных с помощью не только экономических и финансовых санкций, но и с помощью военной силы. И сегодня планета Земля снова оказалась на пороге теперь уже 3-й мировой войны, в которой, в соответствии с результатами математических расчетов в рамках модели «ядерной зимы» выдающегося российского математика и эколога Н.Н. Моисеева и его учеников, уже не может быть ни победителей, ни проигравших, т.к. биогеосфера Земли в результате использования противоборствующими сторонами ядерного оружия окажется в слое радиоактивного пепла, в котором не выживет ни одно живое существо.

Есть ли выходы из создавшегося положения?

В 1972 году группа молодых исследователей из Массачусетского технологического института (США) под руководством д-ра Денниса Медоуза представила Римскому клубу аналитический доклад под названием «Пределы роста», основной вывод которого заключался в том, что человечеству для выживания необходимо уделять много внимания не только развитию экономики, но и решению экологических и социальных проблем. «Пределы роста» вызвали в мире большой интерес, однако только в 1987 году Специальная комиссия ООН под руководством д-ра Гро Харлем Брундтланд выпустила доклад «Наше общее будущее», который был издан на шести официальных языках ООН и рекомендован всем странам в качестве идеологического базиса для подготовки к 1-му Всемирному саммиту ООН по безопасности и развитию на уровне глав государств, который состоялся в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Саммит фактически и был началом обсуждения т.н. «устойчивого развития», как неудачно перевели тогда на русский язык английский термин sustainable development, который правильнее было перевести как «самоподдерживаемое развитие» или хотя бы как «сбалансированное развитие». Общие выводы саммита об эквивалентном внимании к экономическим, экологическим и социальным проблемам были поддержаны разными странами без особого энтузиазма, и в течение будущего десятилетия не было отмечено какого-либо значительного прогресса в данной области.

В этот период уже упомянутый выше выдающийся российский математик и эколог Н.Н. Моисеев с учетом сложившейся в мире ситуации с реализацией модели устойчивого развития предложил концепцию коэволюции человека и биосферы, в которой приоритет в развитии общества отдается сохранению биоразнообразия окружающей среды, обеспечению экологической безопасности человека и решению его социальных проблем, связанных, в частности, с совершенствованием системы образования и развитием науки и культуры, что будет, безусловно, способствовать и дальнейшему развитию экономики.

Вышедшая перед 2-м Всемирным саммитом ООН по безопасности и развитию на уровне глав государств, который состоялся в 2002 году в Йоханнесбурге, новая монография Д. Медоуза и его коллег «За пределами роста», а также непосредственно результаты саммита показали еще раз, что человечество в целом все еще не готово к реализации идей устойчивого развития и концепции коэволюции человека и биогеосферы.

Нами в этот период для визуализации идей устойчивого развития была предложена модель Автобуса устойчивого развития, в котором колеса – краеугольные камни устойчивого развития (рациональное природопользование, экологическая безопасность, сбалансированная экономика и социальные проблемы). Ясно, что устойчивое развитие находящегося в Автобусе сообщества (т.е. движение вперед) будет иметь место только в том случае, если все колеса будут накачиваться адекватным образом. Если хотя бы одно колесо будет накачано недостаточно, то Автобус двигаться вперед не сможет, а будет либо крутиться вокруг одного накачанного колеса (если, например, финансировать только экономику), или стоять на месте, если накачивать только два (или три) колеса.

3-й Всемирный саммит ООН по безопасности и развитию на уровне глав государств состоялся в 2012 году снова в Рио-де-Жанейро и проходил под лозунгом «Общество, которое мы хотим». К сожалению, этот саммит окончился полным провалом, т.к. практически все развивающиеся страны заявили, что они хотят сперва добиться экономических успехов, а потом уже вести переговоры о решении экологических и социальных проблем. Автор этой статьи принимал очное участие в этом саммите с докладом о проблемах химической безопасности потребляемых в мире продуктов питания и напитков и столкнулся и в этом вопросе с той же позицией представителей развивающихся стран.

В связи со сложившейся в мире ситуацией на саммите Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2015 года в рамках повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года 193 странами – членами ООН были приняты 17 целей устойчивого развития до 2030 года, которым соответствуют 169 задач, актуальных для всех стран мира, как развитых, так и развивающихся.

В России провозглашенные ООН принципы устойчивого развития (т.н. ESG-принципы: E – Environment, S – Society, G – Governance) на государственном уровне, а также на уровне учебных, научных и общественных организаций были приняты положительно. В бизнес-сообществе поначалу особого энтузиазма по этому поводу не наблюдалось, и только в 2018 году, после появления президентских «майских указов», стал наблюдаться заметный интерес представителей российского бизнеса к данной проблеме. Руководители ведущих корпораций и компаний страны стали приглашать видных российских ученых на встречи со своим высшим менеджерским составом. Повысился интерес к этой проблеме и у представителей среднего бизнеса. Однако истинное удовлетворение вызвал Указ президента В.В. Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», опубликованный 21 июля 2020 года.

Прежде всего в Указе подчеркивается, что он принят в целях осуществления прорывного развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека. Но главное – в Указе определены пять национальных целей устойчивого развития Российской Федерации на период до 2030 года: 1) сохранение населения, здоровье и благополучие людей; 2) возможности для самореализации и развития талантов; 3) комфортная и безопасная среда для жизни; 4) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; 5) цифровая трансформация. Не менее важно, что в Указе сформулированы 24 конкретных целевых показателя, характеризующих достижение национальных целей к 2030 году.

Изучив этот Указ, мы четко осознали, что за тридцать лет истории новой Российской Федерации еще не было ни одной программы, стратегии или парадигмы, которая по широте и конкретности могла бы сравниться с этой. И поэтому мы решили 36-й год функционирования Открытого экологического университета посвятить не только 160-летию со дня рождения выдающегося российского естествоиспытателя, профессора Московского университета, академика В.И. Вернадского, но и рассмотрению тех проблем, которые мы надеемся решить для достижения устойчивого развития нашей страны. Программа проекта приведена ниже. Регистрируйтесь до 10.10.23 для участия в проекте на портале: [email protected]

Участники проекта, прослушавшие все лекции, получат сертификаты об участии в проекте, подписанные ректором МГУ, академиком В.А. Садовничим.

Валерий Петросян, заслуженный профессор МГУ, вице-президент Российской академии естественных наук, руководитель Открытого экологического университета

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты