Рост оборота наркотиков в Армении вызывает тревогу
Согласно официальным данным, в течение прошлого года в Армении было зафиксировано почти 4000 наркопреступлений, что в два раза больше по сравнению с 2022 годом. Только за первое полугодие 2023 года оборот наркотиков в Армении вырос на 154 процента. Тем не менее, по словам министра юстиции РА Григора Минасяна, это нормально, поскольку рост оборота наркотических и психотропных веществ наблюдается не только в Армении, но и во всем мире.
Но именно в этом вопросе Армения остается самой благополучной страной Закавказского региона, что, впрочем, не исключает статистику роста по их обороту на внутреннем рынке. В частности, как сообщает Комитет госдоходов РА, по итогам 2023 года было зафиксировано 373 случая контрабанды наркотиков, конфисковано 13 кг марихуаны (что на 2,5 кг больше, чем в 2022-м), 12 кг 490 г метамфетамина (на 5,2 кг больше, чем в 2022-м), 1 кг 220 г кокаина (в 2022-м – всего 8 граммов), 2 кг 200 г гашиша, 80 таблеток фентанила, которые не фигурировали в прошлые годы. При этом беспрецедентно крупная партия кокаина, спрятанная в контейнерах с бананами, в данной сводке не указывается. Хотя еще год назад о «банановых наркотиках» не писал только ленивый.
Из сообщения Службы национальной безопасности было известно, что в мае прошлого года действующая в Армении компания – импортер фруктов «Мргени» наряду с заказанным из Эквадора товаром доставила через Панаму, Италию и Грузию в нашу страну почти тонну кокаина на 250 млн евро. Однако по истечении года прокуратура все еще продолжает расследование, а вопросы так и остались висеть в воздухе: кто должен был принять товар в Армении, какими и чьими гарантиями заручился потенциальный получатель для пересечения кокаина через границу РА и, в конце концов, с какой целью такой объем наркотиков поставлялся в Армению: для транзита или сбыта внутри страны?
В последнее время активизировался наркотрафик и из Ирана. Так в нынешнем январе у полицейского поста близ г. Капан были задержаны два курьера, в машине которых обнаружено 12 кг наркотиков, включая 6,2 кг марихуаны, 4,6 кг метамфетамина, 200 граммов героина, а также масса, напоминающая опиум и экстази. Спустя десять дней СНБ РА вновь пресекла на армяно-иранской границе близ Мегри попытку контрабандного ввоза из Ирана около 13 килограммов наркотиков.
Между тем в феврале нынешнего года при правительстве Армении была создана Межведомственная группа по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, призванная, как следует из названия, вести борьбу с губительными веществами. Премьер поручил быстрее завершить формирование правового поля в этом вопросе, а также обратить внимание на оборот криптовалюты, за которую в последнее время зачастую покупаются находящиеся вне закона вещества. Действительно, местные «наркобароны» радикально изменили методы торговли запрещенными веществами. Курьеры уже не оставляют закладки в потайных местах, потому что процесс реализации перешел в интернет, где приобрести наркотики можно практически в режиме онлайн. В общей сложности в армянском сегменте соцсетей до недавнего времени действовало около 1200 специфических Telegram-каналов с охватом посещений от 15 до 20 тысяч человек в месяц. Часть из них («Наркодиспансер», «Нарколог», «Люси», «Профессор» и др.), объединенных в две преступные группировки, были обезврежены в прошлом году. Как сообщила тогда Генпрокуратура, главарь одной из них реализовал наркотики на общую сумму более чем 75,8 млн драмов, прибыль другого составила 2,2 млн долларов.
Есть и более свежие данные. Как сообщила пресс-служба МВД РА, полицейские получили оперативную информацию о том, что 34-летний мужчина и 29-летняя женщина покупают наркотики через Telegram с целью их дальнейшей реализации. В середине марта правоохранители задержали в центре Еревана наркоторговцев, у которых были обнаружены 300 свертков с метамфетамином весом почти 300 граммов. В тот же день пресс-служба Следственного комитета сообщила о задержании жителя Вардениса по подозрению в приобретении, хранении и продаже наркотиков. У него был найден альфа-пирролидиновалерофенон (a-PVP) общим весом 1,535 грамма. «Это синтетическое вещество с высокой степенью токсичности, – говорится в сообщении. – Его употребление несет физические и психические риски, имеет тяжелые социальные последствия. Под воздействием a-PVP больной совершает опасные и неадекватные поступки, которые могут причинить вред окружающим».
И хотя в конце прошлого года на заседании правительства Никол Пашинян заявил, что по международным рейтингам Армения заняла 9-е место среди стран с самым низким уровнем преступности в текущем году, тем не менее на январской пресс-конференции заместитель главы МВД Армении Арам Ованнисян отметил рост преступности на 5,3 процента за тот же период. И это не считая дорожно-транспортных происшествий. Особенно сильно ухудшилась статистика по незаконному обороту и употреблению наркотиков, под воздействием которых и совершаются преступления.
При этом точное число местных наркоманов сегодня неизвестно, поскольку разные структуры представляют разные данные в соответствии со своими ведомственными методиками, куда порой включены пункты об анонимности. Но, по словам наркологов, речь может идти о 7–8 тысячах наркозависимых, относящихся к возрастной категории от 18 до 45 лет. Среди них – 120 женщин, официально зарегистрированных в диспансере. Что касается детской наркомании, то еще лет десять назад о несовершеннолетних в привязке к наркотикам не могло быть и речи, однако в настоящее время болезненная зависимость сильно помолодела. Также среди 16-летних стоят на учете даже две девочки, употреблявшие психостимулятор метамфетамин, у которого высокий потенциал по формированию зависимости.
«Если раньше мы и представить не могли, чтобы несовершеннолетняя девочка могла употреблять наркотики в школе или их распространять, то сегодня это становится реальностью», – считает бывший начальник управления по защите прав несовершеннолетних и борьбе с семейным насилием Главного управления уголовного розыска полиции Армении полковник Нелли Дурян, одновременно подчеркнув важность профилактической работы. Об этом же в беседе с журналистами заявил директор Национального центра лечения зависимостей Минздрава РА Сурен Назинян. «В течение этого года мы планируем провести исследования в школах для выявления распространенности наркотиков среди 16-летних школьников. Это анонимный опрос, проводимый в школах по четко разработанной методологии, что позволит получить максимально объективную информацию о распространенности наркотиков среди подростков», – подчеркнул он, одновременно заметив, что подростки и молодые люди, вовлеченные в незаконный оборот наркотиков, особенно через телеграм-каналы, с большой вероятностью начнут и сами их употреблять, поскольку сегодня относительно легко приобрести эти вещества. С другой стороны, случаи потребления новых наркотических веществ сложнее выявить. Они дешевле и их проще достать через соцсети. И это еще одна из причин увеличения числа наркозависимых в стране.
В этом плане «ассортимент» поставляемых в Армению наркотических средств достаточно широк. Это наркотики, производимые из каннабиса, одним из «ярких представителей» которого является марихуана, и наркотики, производимые из снотворного мака, поставляемые из Афганистана. Но из-за ценовой доступности предпочтение в основном отдается «синтетике». Например, «Кристалл», получивший несколько названий – «скорый», «голубой лед» или «лед» за свою схожесть с крупинками льда бело-голубоватого оттенка. Но если в целом наркотическое зло приводит к деградации личности постепенно, то в случае с «Кристаллом» все происходит молниеносно. Впрочем, по формуле «был бы спрос, а предложение появится» несколько местных «бизнесменов» попытались наладить в Ереване и отдельных марзах подпольные лаборатории по изготовлению наркотиков и нечто похожее на нелегальную плантацию конопли у себя в огороде. Впрочем, после того, как «товаропроизводителей» посетили полицейские с ордером, вредоносная деятельность была прекращена. Но не факт, что подобные «научно-производственные учреждения» не действуют в других местах.
Кстати, на заре становления «бархатной» власти новыми правителями было решено выращивать коноплю то ли для медицинских, то ли для промышленных целей. Тем более юристы подвели положительное обоснование: действующее законодательство РА позволяет предпринимателям выращивать промышленную коноплю, которая может стать перспективным направлением в сельском хозяйстве, в том числе для внешнего рынка. К тому же легализация специальной формы каннабиса, не обладающего наркотическими свойствами, приведет к вытеснению черного рынка из Армении с помощью легальных продаж, что позволит отобрать существенную прибыль у наркоторговцев.
Правда, вытеснить не получилось, поскольку не удалось наладить собственное производство за счет американского предпринимателя и основателя ООО «АРмерика» Рубена Мкртчяна, бизнес-план которого обещал государственной казне миллиардные прибыли по продажам конопляного масла, а также волокна для текстильной, косметической и кулинарной промышленности. В итоге урожай сожгли, на предпринимателя завели уголовное дело, а сам он потерял 170 тысяч долларов первоначальных инвестиций. Видимо, черный рынок «конопли в законе» с его производителями и дилерами для властей гораздо доходнее, чем те, кто собирался выращивать промышленную коноплю для бюджета страны на основе закона. Это тот случай, когда личные интересы ставятся выше государственных. Так, в 2020 году на вопрос журналистов Ален Симонян, будучи в статусе вице-спикера парламента, заметил: «А вы думаете, что легализация марихуаны в Армении уже не легализована? «Травка» в Армении и так покупается и продается, но по правилам не государства, а людей, которые развивают этот бизнес». Дальше – без комментариев.
Сергей Тигранян, Ереван
Оставьте свои комментарии