№12-13 (264-265) июль 2015 г.

Приключения колумбийцев в Армении

Просмотров: 3419

Если Армению называют Страной камней, то Ереван обязательно укажут как столицу памятников. При этом обязательно подчеркнут, что их не менее ста. То, что их действительно не менее ста, сомневаться не приходится, поскольку чеканные монументы и скульптурные композиции можно встретить на площадях и улицах, в скверах и парках армянской столицы. Конечно, среди классики встречаются не только признанные шедевры, но и китч, которым любят украшать собственную территорию, например, рестораторы. Хотя стоит признать, что позолоченные фигурки любимых киногероев из «Кавказской пленницы» или «Джентльменов удачи» порой вызывают ностальгический восторг у туристов с постсоветского пространства.

Несмотря на признания иностранцев, что их приятно удивляет столь большое разнообразие скульптурно-архитектурных стилей, у местных жителей на этот счет свое мнение: если о любимых памятниках здесь рассказывают с воодушевлением, то нелюбимым достается внушительная порция нескрываемого возмущения. Например, уже третий год подряд настоящий переполох в армянской столице вызывает фигура обнаженной женщины, которая безмятежно разлеглась с сигаретой в руках на территории Каскада. И хотя ее бронзовые телеса далеки от стандартов 90х60х90, тем не менее, кто-то мечтательно называет ее «Артемидой», а кто-то приземленно «знойной женщиной – мечтой поэта». Но нешуточные страсти вокруг обнаженной красавицы кипят отнюдь не из-за ее комплекции или отсутствия одежды. Как считает писательница Лия Аветисян, скульптура не просто разрушает представления армян о женской красоте и материнстве, но и нарушает закон. «Мы убрали всю рекламу табака с улиц. А в самом центре города появляется изваяние курящей дамы. Это не просто конфликт вкусов, хотя он налицо. Это нарушение закона», – говорит она.

Однако в Центре современного искусства «Гафесчян», на территории которого разлеглась дородная красавица, подобной реакции совсем не удивляются, отмечая, что в более консервативном армянском обществе современное искусство, а тем более гротеск всегда вызывали дискуссии. «Это разное видение мира. Оно обогащает нашу культуру. А что касается данной ситуации, то весь Ботеро такой! Многим нашим согражданам, которые хорошо знакомы с его работами, скульптура нравится», – отмечают в художественном музее. Кстати, это третья по счету работа мастера, которая получила постоянную прописку в Ереване благодаря Фонду американского мецената и бизнесмена Джерарда Гафесчяна. Созданный в 2009 году на основе его личной коллекции Музей современного искусства сегодня насчитывает более пяти тысяч шедевров мировой и армянской культуры. Здесь выставлены работы Григора Ханджяна, Джона Алтуна, Аршила Горки, Марка Шагала, Энди Уорхола, знаменитая коллекция известных чешских художников по стеклу супругов Станислава Либенского и Ярославы Брихтовой... Примечательно, что вход сюда бесплатный, а за год его посещают более миллиона человек. И не только центр, но еще и парк скульптур у Каскада эмоций, как любят называть туристы этот островок культуры под открытым небом. Эмоций здесь действительно хватает. «Тени» испанца Жома Пленса из сплетения слов стихотворений, зайцы Барри Флэнагана или лошадки Тома Хилла, выполненные из подков, вызывают у жителей и гостей столицы живой интерес. Как и работы «самого колумбийского из колумбийских художников» Фернандо Ботеро, чьи произведения уже давно покорили ценителей его творчества не только на родине, но и далеко за ее пределами – в музеях Парижа, Амстердама, Нью-Йорка, Токио. А в Ереване его творений целых три. Причем первым из троицы появился дорогой, стоимостью в один миллион долларов, и громадный, высотой в два с половиной метра, черный кот, о котором судачили, что это к беде и удачу городу он не принесет. Вскоре в народе даже появилось поверье о сверхъестественной натуре кота, который утром вдруг оказывался на новом месте. Это организаторы меняли его прописку почему-то только по ночам, а жители просто шутили: «Теперь и у нас в городе есть собственный кот, который гуляет сам по себе».

Когда же на Каскаде собрались все три бронзовых «колумбийца», городской фольклор обратился к булгаковской классике, сравнив их с Бегемотом, Геллой и Азазелло. Последнего олицетворял «Римский гладиатор», чей обнаженный торс тоже не оставил равнодушной публику. Старшее поколение опять возмущалось, молодежь отпускала шуточки и лишь молодожены заложили новую традицию, признав в нем бога плодородия. А потому от свадебного стола отправлялись к великану, чтобы, ритуально прикоснувшись к его причинному месту, испросить кучу детей.

Впрочем, поутихшие со временем страсти по коту и римлянину возобновились с новой силой после появления бронзовой мадам, которая, по слухам, прибыла из холодного Копенгагена. «После тамошнего климата теперь эта тетка греется на нашем жарком солнце», – снова смеются горожане, одновременно с гордостью подчеркивая, что таких «курящих женщин» в мире всего три: одна – у самого мастера, вторая – в Колумбии, а третью установили в Ереване. «Возможно, кому-то «Курящая женщина» представляется вульгарной. А мне видится прекрасной, великолепно вписывающейся в образы Венер эпохи палеолита, или кустодиевских красавиц, или героинь импрессионистов где-то в парижских кафешантанах, – говорит гость из России, восторженно осматривая скульптуру. – Ведь это настоящий Ботеро с его известной любовью к пышным формам, гротеску и иронии. Уверен, что люди постепенно привыкнут к этой эффектной колумбийке и полюбят ее». Как, кстати, уже полюбили кота, несмотря на его самодовольную ухмылку и пренебрежительный взгляд с высоты огромного роста. Но, как признаются теперь сами ереванцы, кот совсем не такой. В зависимости от погоды он может улыбаться или хмуриться, а еще, греясь на жарком солнце, даже зажмурить глаза. Кот очень любит, когда вокруг него собираются дети, которым он позволяет не только взять себя за лапу, но и залезть на спину. По мнению заслуженного художника Армении Роберта Элибекяна, неординарные творения поначалу всегда отвергают, но время постепенно все расставляет по своим местам. Конечно, о вкусах не спорят. А потому можно не сходиться во мнении об эталонах красоты или не воспринимать чужую магию эстетики, но тот факт, что Ереван стал в один ряд с крупнейшими столицами мира благодаря уникальному Музею современного искусства, отрицать не приходится. Да и, по мнению туристов, ереванцам, имеющим такую коллекцию шедевров, можно только по-хорошему позавидовать.

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты