№4 (327) апрель 2020 г.

Армянская армия: от школьной скамьи до боевого поста

Просмотров: 8694

Потери в армии, к сожалению, являются обычным делом даже в самых развитых странах. Даже в странах с профессиональной армией, формирующейся по контрактному принципу. Не говоря уже об армиях третьего мира. Были потери и в Вооруженных силах Армении, начиная с самого их создания в 1992 году. Однако, к сожалению, первые 45 дней 2020-го поставили своеобразный печальный рекорд в этом плане – в армии погибло 13 военнослужащих.

Немаловажно, что все смерти имели место в мирных условиях и в той или иной степени стали результатом неуставных отношений в частях. Ситуация в какой-то момент практически вышла из-под контроля армейского руководства, а в обществе зазвучала резкая критика в его адрес и требования об отставках. При этом, на фоне отсутствия четкой информации о причинах происходящих трагедий, большая часть общества, соответственно, лишена возможности даже анализа сложившейся ситуации.

Родители погибших военнослужащих не верят уже не только в официальные версии следствия о самоубийствах, но и в версии о доведении до самоубийства. Нестыковок между позицией родных погибших военнослужащих и версиями следствия за последние годы накопились десятки. Причина – недоверие пострадавших граждан к правоохранительной системе в целом и к следственным органам в частности. В свою очередь, адвокаты, имеющие практику в данной сфере, считают, что правоохранители и следственные органы занижают число убийств, стремясь угодить стремлению власти поднять имидж Армении. По словам специалистов, часто уголовные дела о доведении до самоубийства, самоубийстве вообще заводятся в условиях отсутствия каких-либо доказательств в пользу этой версии.

На недовольство и обеспокоенность общества власти республики ответили чередой отставок в высшем армейском командном составе. В частности, командующего Армией обороны Арцаха Карена Абрамяна заменил его первый зам Джалал Арутюнян. Отправлены в отставку начальник Военной полиции Армении Артур Багдасарян, начальник Управления по работе с личным составом Минобороны Армении Алик Алексанян, ряд офицеров Армии обороны Арцаха и ВС Армении рангом пониже. Премьер Пашинян весьма жестко поставил перед армейским руководством вопрос о необходимости разрешения ситуации в связи с участившейся гибелью военнослужащих. Он также пообещал сформировать при правительстве рабочую группу по реформированию армии. После чего новое и старое армейское руководство, наконец, зашевелилось. В ВС начались чистки, ситуация была взята под контроль, и вторую половину февраля и первую половину марта армии удалось провести без жертв.

Необходимо констатировать, что вне зависимости от причин смерти наших военнослужащих (убийство, доведение до самоубийства или даже самоубийство) то, что это смерть является результатом неуставных отношений – факт. Еще один факт – то, что именно неуставные отношения, наряду с коррупцией, являются главными проблемами, разъедающими нашу армию. Меж тем, служба по армейскому уставу регулирует практически все возможные внутренние недоразумения и противоречия как между офицерами и солдатами, так и между самими срочниками. К сожалению, служба по уставу считается в армии делом позорным. Соответственно, правила игры и внутренние порядки в некоторых частях устанавливают не офицеры, а т.н. «смотрящие». Именно этим «смотрящим», а не офицерам в первую очередь вынужденно подчиняются солдаты-срочники, лишенные высоких покровителей. Необходимо четко подчеркнуть, что «смотрящими» и «хорошими» в основном становятся по рекомендации родственников-генералов и родственников-госчиновников. Причем, такие же обычные срочники.

Соответственно, виновниками деления военнослужащих на «смотрящих» и подчиненных являются офицеры на местах, офицеры из армейского командования, госчиновники и уже на самом последнем месте пресловутая «воровская субкультура», о которой так много говорит в последнее время премьер Пашинян. Офицеры потворствуют «хорошим» в воинских частях, перекладывая на них собственные обязанности. К примеру, контроль за внешним видом военнослужащих, за состоянием казарм, других территорий и т.д. И то, что «хорошие» добиваются всего этого посредством побоев и угнетения сослуживцев, подобных офицеров практически не волнует. Примечательно, что в подобной внутриармейской

иерархии представителей «воровской субкультуры» просто терпят, поскольку сломать их, как остальных, практически невозможно.

Понятно, что в подобных условиях сосуществование генеральских и чиновничьих сынков и родственников, парней с улицы и детей из хороших, но бедных семей немедленно сводится к подчинению первыми последних. Однако, отсутствие влиятельных родных и денег отнюдь не является залогом отсутствия чувства собственного достоинства. И не имея возможности защитить это достоинство перед изначально находящимися в более выгодном положении «хорошими» сослуживцами, не в силах вынести оскорбления, побои и унижения, некоторые предпочитают подобной жизни суицид. Или же в одиночку вступают в изначально неравное противостояние с преступной по своей сути армейской системой, что, как мы видим, часто завершается их насильственной смертью. К счастью, подобные нерадивые офицеры в нашей армии никоим образом не являются большинством. Без преувеличения можно часами рассказывать об офицерах, относящихся к своим солдатам, как к собственным детям. В Армении и Арцахе немало воинских частей, управляемых железной рукой опытных командиров. В таких частях никогда не бывает самоубийств и убийств, и об этом прекрасно знают все, в том числе высшее армейское руководство. Однако, есть и части, о которых говорилось выше, и само существование подобных порядков в армянской армии представляется недопустимым.

Исходя из всего озвученного выше, становится ясна многогранность и вся глубина проблем в армии. И это в условиях, когда бытовые армейские проблемы последовательно решаются на протяжении многих лет, а не только после смены власти в Армении. Улучшаются бытовые условия «на постах», а со сменой власти рацион солдат практически не отличается от рациона среднестатистической армянской семьи. В течение последних двух лет офицерская зарплата увеличилась в среднем на 70-80 тысяч драмов и составляет в зависимости от места прохождения службы от 250 до 400 тысяч драмов. Контрактники по аналогичному принципу получат ежемесячно от 180 до 250 тысяч драмов. Следует признать, что, по армянским меркам, офицеры и контрактники получают денежное довольствие, позволяющее обеспечить им вполне достойный уровень жизни.

Парадокс, но на этом фоне становиться офицерами стремится все меньше армянских парней. Соответственно, Военный институт им. Вазгена Саркисяна все последние годы испытывает недобор абитуриентов. Работа офицера эрудированных, окончивших общеобразовательные заведения с хорошими отметками молодых людей не привлекает по причине своей непрестижности. По этой причине армянская армия в большей части укомплектована сельскими парнями, ставшими офицерами из нежелания обрабатывать землю. Конечно, многие такие парни становятся офицерами исключительно по призванию, искренне желая сделать военную карьеру. Тем не менее, к сожалению, большинство подается в офицеры за жалованьем, будущей пенсией, стремлением заработать «левые» деньги. Подобное положение дел создает эффект «палки о двух концах», когда в армии не хотят служить офицерами вследствие ее низкого имиджа. В свою очередь, этот низкий имидж – следствие наличия в армии полуграмотных офицеров с низкой квалификацией. Продолжение замкнутого круга – убийства, самоубийства в армии, которые наносят очередной удар по и так подпорченному престижу вооруженных сил. При этом причиной этого удара является обрисованная выше ситуация в армии. Одно проистекает из другого. Кратко все это можно охарактеризовать следующим образом: неквалифицированные офицеры неспособны управлять обнаглевшими призывниками, посаженными им на головы собственными генералами. А грамотные, эрудированные парни, способные составить будущий прочный офицерский костяк армии, предпочитают уклоняться от подобной перспективы по причине плохого имиджа армии, созданного усилиями генералитета, офицеров и парней с улицы.

И конечно же основа из основ – состояние нашего общества. Воспитывать будущих солдат должны, прежде всего, родители, а уже потом учителя, преподаватели и, тем более, офицеры. Последнее означает невозможность борьбы с проявлениями преступности в армии без соответствующих оздоровительных процедур в обществе. Отправляя в армию «хороших» и снабжая их генеральскими ксивами, родители подобных военнослужащих автоматически создают предпосылки для появления в новостных лентах фотографий с лежащей на полу каской. Еще одно порочное звено в этой трагической цепи – школа. Представить себе, как может воспитать хорошего человека, патриота своей страны человек, ставший учителем за взятку, практически невозможно. Причем, в первую очередь подобное порочное явление – это прерогатива столичных, т.н. элитных, но государственных школ. В условиях клановости, кумовства и всеобщей политизации общеобразовательных заведений рассчитывать на то, что там воспитают сильных духом, образованных и годных для тягот военной службы парней было бы верхом наивности. Учителя, ставшие учителями за взятку, думают об одном – как эту взятку поскорее «отбить». Ожидать от таких кадров пламенного желания воспитывать детей, развивать в них личность, давать качественное образование и, тем более, готовить будущих защитников родины не приходится.

В итоге вчерашние, неподготовленные как физически, так и идейно и психологически школьники попадают из рук подобных родителей и учителей в армию в руки офицеров, о которых говорилось выше. Те из них, кто самостоятельно усвоил правила уличной жизни, немедленно приспосабливаются к ситуации и часто даже берут ее в свои руки, составляя конкуренцию «хорошим» по рождению. Все остальные оказываются в статусе жертв, со всеми сопутствующими последствиями, одним из которых является пуля, пущенная в себя самостоятельно или при помощи упомянутых выше сослуживцев. Меж тем, десятки погибших в мирное время парней, не говоря уже о смерти от пули противника, являются для небольшой, окруженной врагами Армении экзистенциальной угрозой. И это нужно, наконец, начать понимать всем: родителям, учителям, офицерам, генералитету и самому премьер-министру Николу Пашиняну.

Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 5 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты