Галуст Трапизонян: У Абхазии большое будущее
О жизни армянской диаспоры в Абхазии, своей деятельности в правительстве республики, перспективах развития региона газете «Ноев Ковчег» рассказал председатель армянской общины Абхазии, глава Государственного комитета Абхазии по стандартам, потребительскому, техническому и энергонадзору, Герой Абхазии Галуст Трапизонян.
– Галуст Парнакович, президентом в Абхазии недавно избран Аслан Бжания. Какие изменения произошли в республике, в жизни армянской общины?
– Я был доверенным лицом кандидата в президенты Аслана Георгиевича Бжания. В ходе предвыборной кампании мы посетили многие районы Абхазии, в том числе и те, где проживает армянское население. Была проведена большая и плодотворная работа. На встречах с избирателями Аслан Бжания подчеркивал, что представители армянской диаспоры, как и других национальных диаспор в Абхазии, должны быть представлены в государственных структурах, активно участвовать во всех сферах жизни республики.
Победа Аслана Бжания на выборах президента республики была убедительной. Это отметил президент РФ Владимир Путин. Результат выборов показал, что разница между числом голосов, отданных за других кандидатов, в пользу Аслана Бжания составила более 20 тысяч.
– После избрания нового президента Абхазии прошло три месяца. Предвыборные обещания выполняются?
– Они уже выполнены. Впервые в Абхазии в армянских районах – Гулрыпшском, Сухумском – созданы должности заместителя главы администрации, на которые назначены наши соотечественники. В этих районах армяне никогда не входили во властные и административные структуры. После президентских выборов ситуация изменилась. Аслан Бжания не раз говорил, что местное население должно иметь в администрациях районов своего представителя. И это сделано.
Армянское население представлено в администрации президента, в частности, в отделе протокола, в отделе информации. Наши соотечественники, среди которых молодые люди, трудятся сегодня в правительстве республики, заседают в парламенте. Можно с уверенностью сказать, что политика Абхазии, многонациональной республики, в части национальной изменилась. Аслан Бжания в своих выступлениях подчеркивает, что «мы едины» и все вместе должны строить абхазское государство.
– Как велика армянская диаспора Абхазии?
– Армяне занимают в Абхазии по численности населения второе место. По официальным данным, в республике проживают более 42 тысяч армян. Все они абхазские граждане. Сегодня армянское население представлено на всех уровнях государственной власти, как и представители других национальностей. За последние 10 лет ни в парламенте, ни в правительстве Абхазии не было ни одного представителя русского населения. Сегодня вице-премьер республики –
русский.
– Несколько месяцев тому назад в прессе появлялась информация о том, что туристы опасаются посещать Абхазию в связи с неспокойной обстановкой в области правопорядка. Ситуация изменилась?
– Ситуация коренным образом изменилась. В последнее время в республике прилагаются большие усилия для наведения порядка. Президент собрал силовой блок и дал команду навести порядок. Назначены новый министр внутренних дел, новые руководители силовых структур. Президент лично контролирует ситуацию в области правопорядка. Сегодня в сводках правоохранительных органов случаев правонарушений практически нет.
С 1 августа начался туристический сезон, руководство республики открыло границу, которая была своевременно закрыта в условиях пандемии коронавируса. Сегодня отдыхающие находятся в Абхазии в полной безопасности. Они могут приезжать в республику также на личном транспорте, который больше не останавливают для досмотра.
– Насколько загружены санатории и дома отдыха Абхазии сегодня?
– Поток туристов настолько велик, что приходится по 3-4 часа ждать на границе. Море спокойное и чистое, климатические условия самые благоприятные. Все эпидемиологические нормы соблюдаются. Цены доступные и по распоряжению руководства повышаться не будут. Кстати, цены в Абхазии на порядок ниже, чем в Сочи, например. Кроме того, в Абхазии много достопримечательностей.
– Например?
– Озеро Рица. Его посещают все туристы, в том числе приезжающие на экскурсию из Сочи. Большой интерес вызывают Новоафонский монастырь, Новоафонская пещера. В Сухуми действует знаменитый Ботанический сад, Обезьяний питомник. Все эти объекты находятся под контролем государства.
В Абхазии много целебных горячих источников, люди знают о них и приезжают поправить здоровье. Курорты Абхазии функционируют, и мы надеемся, что и в сентябре, и в октябре туристический сезон продолжится. В туристической сфере занято более 20 тысяч граждан Абхазии, и они с огромной радостью принимают отдыхающих.
– Расскажите о Вашей деятельности в правительстве республики.
– Когда формировалось правительство Абхазии, представителям армянской диаспоры было предложено несколько портфелей в новом кабинете, в том числе и мне. Я возглавил Государственный комитет по стандартам, потребительскому, техническому и энергонадзору. Срок полномочий нового кабинета истекает в соответствии с Указом президента 31 декабря 2020 года, и за это время каждый член кабинета может доказать, что соответствует занимаемой должности.
Возглавляемый мною комитет объединяет сразу несколько важных направлений, которым в республике уделяется повышенное внимание. Все проекты, осуществляемые в соответствии с Инвестиционной программой Российской Федерации в Абхазии, должны проходить технический надзор. В условиях туристического сезона важен также потребительский надзор – надзор за качеством продуктов и пищевой сферы. Не менее важен надзор в энергетической сфере. Таким образом, полномочия широкие и ответственность высокая.
– Вы упомянули об Инвестиционной программе России. Другие инвесторы в Абхазии есть?
– Россия – главный инвестор Абхазии. Признав независимость Абхазской Республики, Россия разработала специальную Инвестиционную программу. Речь идет о строительстве в первую очередь объектов социального назначения.
Есть также частные инвесторы, которые реализуют проекты в основном в курортной сфере – строят гостиницы, дома отдыха, присутствуют в агропромышленном комплексе.
Сегодня Абхазия производит широкий спектр собственной сельскохозяйственной продукции. По данным Министерства сельского хозяйства, пахотные земли в республике увеличились на 30%. Абхазия нацелена на существенный рост производства сельхозпродукции, причем не только для удовлетворения внутреннего спроса, но и для экспорта.
– Какие страны признали Республику Абхазия наряду с Россией?
– Никарагуа, Науру, Венесуэла, Сирия, с которой у нас установились очень хорошие взаимоотношения. С этими странами мы сотрудничаем. Абхазия представлена в них и на дипломатическом уровне, открыты посольства республики.
– Как развиваются отношения Абхазии с непризнанными государствами, в том числе НКР?
– После распада СССР был образован СНГ-2 – Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и Нагорный Карабах. Президенты четырех непризнанных республик встречались в Абхазии, подписали соглашения о взаимодействии и сотрудничестве.
С Арцахом у Абхазии отношения самые теплые. Новые президенты Арцаха и Абхазии были избраны с разницей в один месяц, они поздравили друг друга и обменялись планами посетить республики. Я убежден, что наши отношения будут углубляться и расширяться. Перспективы самые благоприятные, в том числе и на дипломатическом уровне, назначены консулы.
Недавно в Арцахе прошел чемпионат по футболу среди непризнанных государств. Футбольную команду Абхазии встречали хлебом и солью, на стадионах развевались абхазские флаги. Мы можем совместно многое сделать в области развития спорта, культуры, общения молодежи.
Я надеюсь на то, что и Абхазия, и Арцах будут жить в мире. В Абхазии мир есть, потому что ее защищают российские войска. К сожалению, в Арцахе ситуация тревожная, но я уверен, что руководство республики сделает все возможное для достижения мира.
– В ряде экономических проектов Абхазии участвовала Турция. Сотрудничество продолжается?
– Турция в абхазских проектах не участвует. Участвуют выходцы из Абхазии, проживающие за пределами своей исторической родины в Турции. В Абхазии проживает сегодня 120 тысяч абхазов, а за ее пределами – 700 тысяч, в том числе в Сирии, Иордании. Они сотрудничают с республикой в экономическом плане.
– Многие армяне в прошлые годы покидали Абхазию в поисках работы. Как обстоит ситуация сегодня? Новые рабочие места создаются?
– Экономическая политика руководства республики предусматривает реализацию целого ряда проектов по развитию производства и созданию рабочих мест.
В советское время в республике была широко развита пищевая промышленность, которую мы намерены возродить. Открывается производство по расфасовке абхазского меда, который будет поставляться в Россию. В планах открыть заводы по переработке фруктов, изготовлению соков, варенья, джемов. Абхазия богата фруктами, здесь выращиваются инжир, сливы, персики, яблоки, популярные в России мандарины. Рынок сбыта в Абхазии достаточно узок, и мы намерены экспортировать продукцию.
Сегодня в Абхазии создается много новых плантаций разных сортов винограда для производства абхазского вина. У нас уже есть свой абхазский бренд, надеемся, что скоро вино под этим брендом начнет экспортироваться.
– В Гаграх действует армянская церковь, расскажите об истории ее строительства.
– Строительство армянского храма Сурб Аменапркич – большое достижение армянской общины, Церковного совета, религиозного сообщества Абхазии, а также населения республики. Церковь возводили не только армяне.
История ее сооружения началась с создания Аллеи Героев, которую мы решили открыть в память о погибших в абхазо-грузинской войне 244 армянских ребятах. Я воевал вместе с ними, был одним из командиров, сам был тяжело ранен, потерял ногу.
Чтобы создать Аллею Героев, увековечить память о героях, я обратился к Владиславу Григорьевичу Ардзинба, который занимал тогда пост председателя Верховного Совета и которого я хорошо знал. Нам выделили место в Гаграх на возвышении объездной дороги.
– Вы были инициаторами этого проекта?
– Да. Когда мы приступили к сооружению Аллеи, стало ясно, что нужна часовня. И мы ее установили. Но часовня была небольшой и не вмещала всех. И тогда было принято решение о строительстве армянского храма. Мы обратились к тогдашнему премьер-министру Сократу Рачевичу Джинджолия и получили разрешение и место на его сооружение вблизи Аллеи Героев.
Общими усилиями собрали деньги, но их оказалось очень мало. Тогда обратились за помощью в армянскую Южнорусскую епархию в Краснодаре, так как в Абхазии армянской епархии нет. Глава епархии епископ Мовсес Мовсесян поддержал нас. В Краснодаре мы познакомились с Андреем Михайловичем Амосовым, известным общественным деятелем, благотворителем, благодаря финансовой помощи которого строительство храма в Гаграх стало возможным.
Когда началось строительство церкви, встал вопрос об армянском облицовочном туфе. После войны сообщение с Арменией было прервано, и привезти туф в Гагры оказалось невозможно. Но мы узнали, что еще до войны абхазская семья Дзяпш-Ипа привезла из Армении два вагона туфа для строительства дома. Туф выгрузили на вокзале, и он лежал на платформе.
Я отправился к Ламаре Дзяпш-Ипа, чтобы убедить ее продать нам туф. Объяснил, что он нужен для облицовки армянского храма, который строится у Аллеи Героев, погибших в абхазо-грузинской войне. Узнав это, Ламара Дзяпш-Ипа решила передать туф в дар для строительства церкви. Выяснилось, что в этой войне погиб и ее сын.
На открытии церкви епископ Мовсес вручил Ламаре Дзяпш-Ипа благодарственную грамоту. В скором времени на стене храма появится табличка с фамилией семьи Ламары Дзяпш-Ипа, передавшей в дар церкви туф в память о погибшем на абхазо-грузинской войне сыне.
На открытии храма присутствовало руководство Республики Абхазия. Более 40 абхазских семей окрестили в армянском храме своих детей. Крестят детей в нашей церкви и русские семьи.
Во время недавних событий на армяно-азербайджанской границе около церкви прошел митинг, на котором присутствовали депутаты парламента Абхазии и руководство города. Было принято обращение с призывом прекратить военные действия и восстановить мир.
Мы дружно живем на абхазской земле. В Абхазии хорошо известно имя Рубена Татуляна, его вклад в развитие спорта и образования в республике. Рубен Татулян оказывает финансовую помощь общеобразовательным школам – абхазским, в том числе Гагрской средней школе №1 им. Чамагуа, русским и армянским. Финансирует обучение студентов начальных курсов в Абхазском государственном университете. Поддерживает развитие спорта, что неоднократно отмечал глава Госкомспорта Республики Абхазия Губаз Джемал. Рубен Татулян принимает активное участие в обустройстве футбольных полей и спортивных залов, обеспечении абхазских футболистов формой. Участвует во многих гуманитарных акциях. Пользуясь случаем, хочу от имени армянской общины, ветеранов Отечественной войны народа Абхазии и себя лично выразить Рубену Татуляну благодарность и признательность за его деятельность на благо общества.
– Насколько известно, в Абхазии действуют армянские школы, сколько их?
– Их 25, до войны было 44. Целый ряд школ укрупнили. Это не воскресные школы, а средние, и все они финансируются государством. Ни в одной стране мира нет такого количества армянских школ. Учебники мы получаем из Армении. Педагогический состав школ – пенсионного возраста. И по нашей инициативе в Абхазском государственном университете в Сухуми открыли армянский сектор, где готовят молодых преподавателей. Его выпускники уже работают в школах.
Ректор университета в Сухуми Алеко Алексеевич Гварамия, академик мирового уровня, большой друг ректора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Виктора Антоновича Садовничего, отнесся к предложению создать армянский сектор с большим пониманием. Вместе с ним мы ездили в Ереван на празднование юбилея Ереванского государственного университета. Он выступал и рассказывал об армянских школах в Абхазии, армянском секторе в Абхазском государственном университете.
– Какими Вы видите перспективы развития Абхазии?
– Наш край всегда считался брендом отдыха мирового уровня. Пицунда, Гагры – жемчужины края. Большинство туристов, отдыхающих в Абхазии, из России. Многие любят Абхазию, помнят прекрасный отдых в этих краях еще в советские времена.
Убежден, у Абхазии большое будущее. Будет развиваться туризм, совершенствоваться инфраструктура, расти производство экологически чистых продуктов, причем как для внутреннего рынка, так и для экспорта.
Оставьте свои комментарии