№8 (331) октябрь 2020 г.

А я в Россию, домой хочу…»

Просмотров: 3546

Не секрет, что со временем традиционные для Армении «хопанчи» в независимой реальности трансформировались в гастарбайтеров. Но суть от нового термина не поменялась, как не поменялся и апломб, с которым они обычно возвращаются на краткосрочную побывку в родные пенаты. В основном это случается ближе к Новому году, а с наступлением первых весенних деньков засидевшиеся в домашнем гнезде «россияне» начинают собираться в длительную «командировку».

Однако в этом году нашим трудовым мигрантам сильно не повезло. Межконтинентальный карантин перекрыл наземные и воздушные пути к внешнему миру, а потому многочисленная армия рабочих на экспорт вынужденно осталась дома. Но после послабления в Армении режима ЧП и открытия нескольких чартерных и выездных рейсов в Россию многие армяне с российским гражданством вернулись на новую родину. А вот граждане Армении по причине плохой эпидемиологической обстановки пока вынужденно продолжают оставаться дома. С требованием открыть границы потенциальные мигранты попробовали устроить пикет сначала у посольства России в Армении, затем у МИД РА, Национального Собрания, Дома правительства, главного офиса партии власти «Мой шаг»… На этом фоне довольно занятно выглядит трафарет «Хочу в Россию» на мужских футболках и такой же слоган на самодельных плакатах в руках у протестантов. А баннер «Просим В.В. Путину открыть границу» вообще вызвал шквал насмешек от пользователей армянского сегмента ФБ: «Может, для начала в третий класс пойдете, чтобы грамотно научиться писать? За 30 лет ведь можно было поднатореть в этом деле», «А чего по Америке не истерим? Туда самолеты все это время свободно летали. Или вас там не ждут?», «Конечно, в Армении нужно знать в первую очередь государственный язык, армянский. Но с таким знанием русского языка вы зачем в Россию намылились? Оставайтесь дома», «Мне же вспомнилась старая добрая песня «А я в Россию, домой хочу». Только СССР давно распался на независимые государства. Так где же ваш дом, ребята?»

Многие из пикетчиков говорят, что уже не одно десятилетие живут в России, имеют прекрасную работу, собственный дом и даже бизнес. Конечно, некоторая часть наших соотечественников, уехавших в начале 90-х, действительно смогла там устроиться, закрепиться, получить гражданство, обзавестись связями, родственниками и, возможно, небольшим бизнесом. Другая часть поехала по привычке на заработки, а заодно в надежде переждать период постсоветского развала. При дотошном расспросе оказывается, что работа у них не из самых престижных, заработки не очень высокие, вдобавок работодатели часто их «кидают», зная, что те никуда не пойдут жаловаться без российского гражданства. Живут они не в особом комфорте: летом на стройке в вагончике, зимой в производственных помещениях. В лучшем случае снимают внаем одну комнату на несколько человек. Но возвращаться в Армению навсегда не планируют, мотивируя это отсутствием подходящей работы.

Помнится, года два назад мой сосед, работающий между Апрелевкой и Ивантеевкой мойщиком автомашин, счастливо орал с той стороны монитора, что теперь в «бархатной» Армении все будет по-другому. Хотя сам чемоданы собирать не торопится, а потому по-прежнему возвращается домой только на новогодние каникулы. В былые годы к весне снова уезжал на заработки, высылая жене ежемесячно от пяти до десяти тысяч рублей. Вынужденно задержавшись из-за пандемии в Армении, пошел в таксисты. Но остался недоволен всем: дорогами, налогами, пассажирами, постоянным ремонтом машины и, конечно, маленькими доходами. Хотя, судя по денежным переводам в Ереван, дела его в подмосковном сервисе шли тоже не очень удачно. Плюс нынешний низкий курс рубля по отношению к армянскому драму делает отъезд на заработки бессмысленным.

Что касается работы в самой Армении, то при желании ее можно найти всегда, независимо от политической погоды за окном правительственных кабинетов. Конечно, это не кресло министра. Но и в чужестранье господа гастарбайтеры тоже не с портфелем в персональном авто передвигаются. Сегодня почти в каждой витрине ереванского магазина, офиса или другого объекта висит объявление «Требуется». Требуется рабочий, разнорабочий, пекарь, садовник, парикмахер, продавец, повар, охранник, заправщик, сварщик, портной, официант, специалист в IT-сфере... Причем в пересчете на рубли доходы получаются практически одинаковыми. С другой стороны, в Армении открываются новые рабочие места: трикотажные фабрики, небольшие производства, ведутся масштабные дорожные работы, о чем рядовым гражданам постоянно вещают в «лайвах», прессе и разных пабликах социальных сетей. Власти надеются занять в сфере строительства сезонных рабочих, которые остались в стране из-за пандемии. По словам премьер-министра РА Никола Пашиняна, на сегодняшний день это достаточно серьезные объемы. «Наш основной план заключается в создании рабочих мест здесь, чтобы граждане не уезжали на заработки за пределы страны, – отметил глава правительства на брифинге в июне нынешнего года. – В сфере капитального строительства по некоторым проектам уже проводятся тендеры. Надеюсь, программа будет эффективной, а сезонные рабочие получат возможность трудоустроиться на родине».

Говорят, рыба ищет – где глубже, человек – где лучше. Инженер Лаура Карапетян потеряла работу после банкротства завода и с тех пор уже лет пятнадцать ездит на заработки в российскую глубинку. В поисках работы часто переезжает из одного городка в другой. Кем только не была за 15 тысяч рублей: и пекарем, и уборщицей, и поварихой, и посудомойкой. В этом плане московские гастарбайтеры получают на порядок выше «провинциалов», но там и жизнь значительно дороже. Госпожа Лаура рассказывает, что жила с товарками в съемной квартире по 6 человек в комнате. Но даже такое существование ей казалось лучше, чем жизнь впроголодь в родном заштатном городишке, где даже в перспективе нет никакого намека на работу. Значительную часть небольшого заработка отправляла дочке с внуками. А вот на ремонт собственной квартиры, которая стоит в первозданном виде с 1985 года, так и не заработала. Поэтому снова рвется уехать. «Не верю, что Россия не открывает границы. Здесь привыкли все валить на российские и наши прежние власти. А ведь Путин хочет, чтобы мы вернулись, потому что там нуждаются в мигрантах-рабочих. Я сама это слышала по телевизору. Говорят, в течение первого полугодия чартерными рейсами вылетело около 9 тысяч россиян, в том числе армян с российским гражданством. А мы что – не люди? Мы не хотим работать или кушать? – вопрошает собеседница. Впрочем, на свой риторический вопрос она сама и отвечает, что за 10 месяцев с момента возвращения даже не пыталась устроиться на работу. Например, фасовщицей на небольшой овощной завод, часть продукции которого идет на экспорт в Россию. – Работа через день. Отпуск и стаж, конечно, очень хорошо. Ведь за каждый год идет надбавка к пенсии. Но оклад в 70 тысяч драмов меня не устраивает. Можно найти подработку, но не хочется разрываться». К слову сказать, вышеназванная цифра в драмах составляет примерно 10 тысяч рублей. И если подключить к желанию «охотку» работать каждый день, то получится сумма больше той, которую она получала в России за такой же нелегкий труд. И все же после выхода Армении из режима ЧП Лаура с нетерпением ждет открытия дорог, чтобы снова уехать в неизвестность. Именно в неизвестность, потому что ситуация с коронавирусом остается по-прежнему непредсказуемой и многие страны вновь ужесточают карантинные меры. Как, например, Израиль, который вновь ввел полный локдаун в общенациональном масштабе.

Кстати, в российском оперативном штабе по борьбе с распространением коронавируса сообщили, что с 21 сентября Россия возобновила авиасообщение с четырьмя странами. Армении в этом списке нет. По словам Чрезвычайного и Полномочного посла России в Армении Сергея Копыркина, вопросы открытия границ обсуждаются и на двустороннем уровне, и в рамках Евразийского экономического союза. Но в конечном итоге определяющим станет развитие эпидемиологической ситуации. «С российской стороны, если говорить о поездках иностранных граждан, в том числе граждан Армении, были предприняты определенные шаги. В случае, если это действительно необходимо (в гуманитарных целях или по причине других важных показаний), они имели возможность уехать в Россию. Что касается открытия границы, то определяющую роль здесь играют эпидемиологические службы наших стран», – подчеркнул глава российской дипмиссии. И хотя в прессе периодически появляется информация об открытии регулярного сообщения между Ереваном и Москвой, тем не менее ее нельзя назвать точной. А это значит, что собирать чемоданы пока рано.

«Меня всегда удивляло, как человек без взвешенных расчетов совершает резкие виражи в своей жизни. Особенно в столь трудное время. Если подсчитать все плюсы и минусы, то для основной массы наших трудовых мигрантов отъезд на заработки сегодня не очень выгодное предприятие. Есть такие понятия, как семейная экономика и семейный очаг. В первом случае из общей копилки меньше затрачивается на коммуналку и питание. А во втором – говорить о тепле семейного уюта можно бесконечно. К сожалению, не секрет, что многие наши «вахтовики» живут на две семьи. Кто-то со временем разрывает отношения с первой семьей и остается в России навсегда, кто-то возвращается домой, тоже насовсем, а кто-то продолжает плыть по течению и высылать небольшие суммы в Армению. Хотя вряд ли 10-15 тысяч рублей, которые с таким трудом зарабатываются на чужбине, могут считаться эквивалентом домашней теплоты. Именно на чужбине, ведь практически никто из гастарбайтеров не имеет российского гражданства, – говорит семейный психолог Вануи Арсенян. – Поэтому очень хочется сказать всем, кого манит ветер странствий: не торопитесь с отъездом. Определитесь, в какой стране, с каким гражданством и с какой семьей лично вам комфортнее жить. По крайней мере, так будет честнее для себя, для семьи, для родины».

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты