№8 (331) октябрь 2020 г.

Эривань (Ереван) в «Кавказском календаре» (1845–1855 гг.)

Просмотров: 5904

В «Кавказском календаре на 1852 год, изданном от Канцелярии Кавказского наместника» (Тифлис, 1851), говорится: «Эривань, губернский город Эриванской губернии, возведенный на эту степень 1 января 1850 года. Прежде был главным городом Армянской области, но с 1840 года, до образования Эриванской губернии, именовался городом уездным. Город Эривань заключает в себе жителей: мусульман-шиитов 6.488 душ (3.203 муж., 3.285 жен.), армян 6.115 (3.260 муж., 2.855 жен.)». Необходимо пояснить, что мусульмане-шииты представлены персами, а также кавказскими татарами, ныне известными как азербайджанцы.

«Кавказский календарь на 1846 год» (Тифлис, 1845):

«Эривань, уездный город в Грузино-Имеретинской губернии, на Занге (Раздан. – М. и Г.М.), один из древнейших городов с крепостью, основанною в 1582 году. По местным народным преданиям, основание и название самого города приписывается Ною. Эривань по 1441 год принадлежал армянам; с 1441-го по 1827 год – персам, туркам и грузинам попеременно, и с 1827 года, когда под начальством генерал-адъютанта Паскевича он был взят русскими войсками штурмом, возведен на степень областного города. В эпоху же преобразования Закавказского края, в 1840 году, переименован в уездный город. В 50-ти верстах (верста: 1066,8 м. – М. и Г.М.) от города – Большой Арарат, а в 54-х – Малый».

В 1859 г. российский историк, писатель армянского происхождения Александр Макарович Худобашев писал: «Эривань... состоит собственно из города и крепости; крепость имеет две довольно высокие стены, упирающиеся в левый берег Занги, составляющий, таким образом, четвертую его сторону – прочие три стороны обведены рвом. Стены эти построены из глины, смешанной с соломою и мелким камнем».

После присоединения к Российской империи Эривань 21 марта 1828 года стал административным центром Армянской области (начальник области в 1830–1838 гг. – генерал-майор Бебутов Василий Осипович), с апреля 1840 года – одноименным уездным центром в составе Грузино-Имеретинской губернии, а с декабря 1846-го – Тифлисской губернии. С образованием 9 июня 1849 года Эриванской губернии из территорий, входивших в состав Армянской области, Эривань именным указом, данным Сенату, был «назначен губернским городом» и таковым просуществовал по 1917 год.

* * *

Отрывок из очерка председателя Эриванского губернского суда в 1852–1860 гг. Константина Ивановича Орловского «Эривань» («Кавказский календарь на 1852 год», Тифлис, 1851):

«Город Эривань расположен почти на равнине, только часть зданий возвышается на холмах, ниспадающих от гор. Вообще местность главной части города представляет как бы котловину, открытую только к стороне Арарата и всей Аракской долины. Река Занга, протекая близь крепости, отделяет город от садов, по правую сторону реки, по дороге к Эчмиадзину идущей, разведенных частью при последнем сардаре Гусейн-хане (правил в 1806–1827?гг. – М. и Г.М.), а частью при русском уже владычестве значительно расширенных. Все здания городские, за исключением базаров и караван-сараев, окружены садами. При въезде в Эривань со стороны Тифлиса, в особенности весною, вид города, погруженного в сады, довольно привлекателен.

Город, в отношении полицейского управления, разделен на две части; первая из которых именуется Шагарскою, а вторая – Демирбулагскою; части эти подразделяются на четыре квартала: Тапабашинский, Шагарский, Демирбулагский и Чолмакчинский.

Все вообще более важные ирригационные сооружения в бывшем Эриванском ханстве устроены во время управления этим ханством последним сардаром Гусейн-ханом, которого, несмотря на его безграмотность, нельзя не поставить на ряду весьма достопримечательных правителей. Главными бассейнами городскому водоорошению служат: река Занга и обширная канава, под названием Кирхбулагской, выведенная из множества родников, вытекающих из горы того же имени, принадлежащей к цепи Гокчанской (Севанской. – М. и Г.М.). Независимо от канав, в городе имеется 196 колодезей, из коих пользуются для питья те из жителей, кои по месту жительства отстоят далеко от общих канав.

В последнее время персидского владычества число дымов в Эривани, т.е. семейств, считалось 2.400, а в 1834 году – 2.751 семейство или 11.463 жителя. Число жителей, достигших глубокой старости, у татар – 2 мужчины и 3 женщины, у армян – 1 мужчина и 2 женщины. Число калек: слепых 48, кривых 11, глухих 25, немых 8, глухонемых 4, глухо-слепых 2, горбатых, хромых, безруких, безногих и кривобоких 8, сумасшедших, юродивых и полоумных 6, нищих 39.

Независимо губернского врача, в Эривани есть городовой врач. Сверх того лекарский ученик, туземных лекарей 7 (из них 3 армянина и 4 татарина), цирюльников 24, костоправов 2 (оба армяне).

В городе отдельных зданий до 3 тысяч; один общий ежедневный базар; караван-сараев 6; лавок 1.051, из них в караван-сараях до 552, вокруг базара 440, в разных частях города 59; бань 5, площадей 3, мостов 18, кладбищ 6: православное 1, армянских: старое 1 и новых 2, мусульманских: старое 1 и новое 1.

Городу Эривань принадлежат земли: хлебопахотных 1.026, под енжалыгами (сенокосом. – М. и Г.М.) 84, огородами 54 десятины (десятина: 1,09 га. – М. и Г.М.). Землями этими пользуются жители с платою, в пользу города, ежегодно установленного дохода.

Садов виноградных – 1.509. Вина в год выделывается до 1.000 карасов (карас, сосуд для хранения вина, имеет 20 батманов или 6 пудов весу), водки до 500 карасов, уксусу превосходного качества до 60 карасов. Винограду продается до 12-ти тысяч пудов (пуд: 16 кг. – М. и Г.М.), всяких фруктов – до 9-ти тысяч пудов. Виноград и фрукты в большом количестве идут на продажу в уезды: Александропольский и Ново-Баязетский.

Пчеловодством жители городские занимаются, но улья вывозят на лето в разные деревни Эриванского уезда. Число ульев можно определить до 1.000. Мед превосходного качества, излишек поступает в продажу.

Заводов: кожевенных 12, красильных 68, гончарных и кирпичных 13. Все принадлежат частным лицам.

Купцы подразделяются на 4 категории: савдакары, торгующие оптом, без лавок; бинахтары, торгующие в лавках; баззас – мелочные лавочники и чарчи-извозчики.

В городе ярмарок еще не существует, недавно только дозволено учредить воскресные базары для всеобщего торга».

В Эривани, как и по всей губернии, действовал перечень так называемых «жизненных продуктов», цены на которых устанавливались властями. В «потребительскую корзину», если так можно выразиться, на 1852 год входили: пшеница в зерне, ячмень в зерне, чалтык (неочищенный рис), сарачинское пшено (очищенный рис), хлеб печеный русский, азиатский чурек, говядина, баранина, козлятина, горох, чечевица, лоби (фасоль) в зерне, бобы, лук, курица, яйца, капуста, морковь, редька, сыр соленый, масло коровье топленое, кунжутное масло, клещивенное (касторовое) масло, масло льняное, кислое молоко, уксус винный и фруктовый, мед и другие, не менее значимые товары: водка двойной и ординарной (простой, обыкновенной) перегонки, вина эриванские, табак эриванский, мыло сухое местное, сено (сухое в пучках), уголь, дрова.

Пшеница, ячмень и чалтык отпускались в эриванских халварах, равных «русскому весу» – 30 пудам (480 кг), а сарачинское пшено, горох, капуста, морковь, мед, табак – в эриванских батманах (12 фунтов; фунт = 400 граммов).

К.И. Орловский в очерке «Эривань» приводит перечень «жителей города, занимающихся промышленностью». Промышленно-ремесленных мастеров в обширном списке оказалось 1.475 душ, не считая подмастерьев и учеников, а количество ремесел-занятий – 65. Больше половины из 1.475 мастеров – это садовники, 700 человек, и торговцы – 125. Далее идут: извозчики и подводчики – 40, башмачники – 38, красильщики – 33, огородники – 30, шапочники – 30, маркитанты (торговцы съестными припасами) – 26, рыболовы – 25, сапожники и чеботари – 25, коновалы – 22, портные – 22, кожевники – 20, ткачи – 19, каменщики – 16, мельники – 15, оружейники – 15, медники – 14, мыловары – 13, мясники – 13, слесари – 12 и т.д. Список в гордом одиночестве завершает часовых дел мастер.

Отрывок из очерка К.И. Орловского «Эривань»:

«В число промышленников должно еще включить сословие праздных удальцов, известных под названием лютп. Число этих бродяг значительно уменьшилось, но при завоевании края их было очень много, и они составляли как бы братство мелких воришек. Многие из этого сословия обратились к воспитанию диких курочек, к весне приготовляемых для бою. Бои этих курочек, именуемых кяклик, очень любопытны и уподобляются бою петухов».

«Кавказский календарь на 1850 год» (Тифлис, 1849):

«Эривань, губернский город, расстояние от С.-Петербурга – 2.832 версты, от Москвы – 2.154, от Одессы – 1.889 верст, от Тифлиса – 244».

* * *

«Кавказский календарь на 1846 год» (Тифлис, 1845):

«Начальник Эриванского уезда: коллежский асессор Никифор Васильевич Блаватский. Уездный судья: титулярный советник Корнилий Онуфриевич Корнеенко. Эриванский городничий: поручик Петр Матвеевич Горскин. Почтмейстер Почтовой конторы в г. Эривани: коллежский секретарь Артемий Григорьевич Калантаров».

В городе Эривани, ставшем в 1849 году губернским центром, были размещены правительственные учреждения: Губернское правление, Губернский суд и Уездное управление. В городе «имеют пребывание лица»: губернские прокурор, врач, архитектор, землемер, казначей и почтмейстер. Градская полиция состояла из городничего (полицеймейстера), двух приставов и четырех квартальных.

«Кавказский календарь на 1851 год» (Тифлис, 1850):

«Эриванская губерния. Эриванский военный губернатор, управляющий Гражданскою частью – генерал-майор Иван Иванович Назаров. Губернский суд: председатель – надворный советник князь Григорий Константинович Багратион-Мухранский, заседатель суда от дворянского сословия – губернский секретарь Караман Исакович Мелик-Агамалов, секретарь – коллежский секретарь Мартын Сергеевич Буниятов.

Начальник Уездного управления – титулярный советник князь Ираклий Константинович Багратион-Мухранский. Уездный казначей – коллежский секретарь Иван Андреевич Тер-Маруков».

Губернские и уездные чиновники: заседатель Эриванский уездного суда от сельского сословия – Худо Кариджанов («КК на 1847?г.»), пристав Эриванского соляного магазина – прапорщик Симон Мелик-Агамалов («КК на 1850 г.»), младший чиновник особых поручений Эриванской губернии – губернский секретарь Степан Никитич Тер-Микиртичьянц, бухгалтер Губернского правления – губернский секретарь Марук Андреевич Тер-Маруков («КК на 1853?г.»), письмоводитель эриванского губернского врача – Захарий Тер-Захаров («КК на 1853–1855?гг.»), секретарь Градской полиции – титулярный советник Степан Давидович Векилов, бухгалтер казначейства – дворянин Иван Михайлович Агаларов («КК на 1855 г.»).

* * *

«Кавказский календарь на 1846 год» (Тифлис, 1845):

«Армяно-Григорианская Церковь.

Верховный Патриарх, Католикос Гайканского народа Нерсес (Нерсес V Аштаракеци, Католикос всех армян в 1843–1857 гг. – М. и Г.М.).

Эчмиадзинский Синод. Председательствующий: Верховный Патриарх.

Эриванская епархия. Наместник епархиального начальника: архиепископ Стефан Аргутинский.

Эриванская консистория. Члены: архимандрит Гавриил Еремов, протоиереи: Иоаннес Арутюнов, Воскан Абраимов, священник Исаак Захаров. Секретарь: губернский секретарь Георгий Филиппович Аразов».

«Кавказский календарь на 1846 год» (Тифлис, 1845):

«Эчмиадзинский монастырь – местопребывание Верховных Патриархов, Католикосов Гайканского народа и Синода Армяно-Григорианского. Основателем Эчмиадзина был Святой Григорий, Просветитель Армении, в 303 году по Р.Х. Имя Эчмиадзин, которое собственно принадлежит храму, значит на армянском языке – «Сошел Единородный».

Первая утвердительная грамота на Эчмиадзинский Престол от лица России дарована в 1800 году архиепископу Иосифу, которого, по кончине Католикоса Луки, эчмиадзинское духовенство избрало в Патриархи. В феврале 1837 года, вследствие нового Положения об управлении делами Армяно-Григорианской Церкви, открыт в Эчмиадзине Синод».

Члены Эриванской консистории: священники (с 1846 г. протоиерей) Иоаннес Гамеков, Захарий Мушегов («КК на 1847–1855?гг.»), Микиртич Кюрегов («КК на 1847?г.»), Захарий Карапетов («КК на 1848–1850 гг.»), архимандрит Микиртич Бабамянц («КК на 1849–1855 гг.»), священник Арутюн Джанибеков («КК на 1850–1855 гг.»). Секретарь консистории: коллежский регистратор (с 1849 г. губернский секретарь) Мартын Артемович Стамбулов («КК на 1847–1855 гг.»).

«Кавказский календарь на 1852 год» (Тифлис, 1851):

«В городе армянских церквей?7: во имя святых – Иоанна, Сергия, Петра и Павла, Богородицы, Анания (Зораварская), Иоанна Предтечи и Богоматери.

Армянская церковь во имя Святой Богородицы в Шагарском квартале, время построения которой с достоверностью не известно, на одной из стен иссечен 1693 г. армянского летосчисления, но это сделано гораздо в позднейшие времена потому, что все храмы и мечети возобновлены после землетрясения, случившегося в 1679 г.

В Ханлуг-баге или новом квартале храм во имя Апостола Анания, одного из 70-ти (последователей Иисуса Христа, проповедовавших его учение в I веке. – М. и Г.М.), отличается особенною древностью. Храм этот в 1619 году восстановлен из часовни архимандритом Мовсесом Сюнеци, впоследствии Патриархом. В храме этом, в подземном склепе, покоится Святой Апостол Ананий, на могилу коего, а равно и к хранящемуся там чудотворному евангелию, называемому Зоравар (от чего и церковь нередко именуют Зораварскою), стекается в множестве народ.

В Тапабашинском квартале церковь во имя Иоанна Крестителя, построена в 1705 году».

Святой Мовсес III Татеваци (Мовсес Сюнеци), Католикос всех армян в 1629–1632 гг., родился в селении Хотанан области Сюник. Обучался в Татевском монастыре, в 1592 году принес монашеские обеты. С 1610 года служил в храме Гроба Господня в Иерусалиме. В 1613 году вернулся в Татевский монастырь, руководил школой. В 1620 году был настоятелем церкви Катогике Сурб Аствацацин (Святой Богородицы) в Ереване. Умер 13 мая 1632 года в Вагаршапате (в 1945–1992 гг. Эчмиадзин).

Мовсес III Татеваци был причислен к лику святых Католикосом всех армян Симеоном Ереванци (1763–1780). Он стал последним канонизированным святым Армянской Апостольской Церкви вплоть до 2014 года, когда были канонизированы жертвы геноцида армян.

«Кавказский календарь на 1851 год» (Тифлис, 1850):

«Правление Эриванского отделения женского благотворительного общества Святой Рипсимии (Сурб Рипсимэ, раннехристианская мученица и святая. – М. и Г.М.). Вице-председательница – Елисавета Егоровна Назарова, казначей – коллежский секретарь Марук Андреевич Тер-Маруков. Благотворительных жертвователей – 96».

Сурб Рипсимэ вместе со своей игуменьей и сестрами бежала в Армению, не желая вступать в брак с римским императором Диоклитианом (284–305), прельстившимся ее красотой. Об этом Диоклитиан сообщил армянскому царю Тиридату III и предложил ему прислать Рипсимэ обратно или же самому взять ее в жены. Слуги царя разыскали бежавших и стали уговаривать Рипсимэ покориться воле царя. Святая отвечала, что она, как и все сестры обители, обручена Небесному Жениху и в брак вступать не может. Тогда с неба раздался голос: «Дерзайте и не бойтесь, ибо Я с вами». Посланцы в страхе удалились. Тиридат предал деву на жесточайшие пытки, во время которых ее лишили языка, рассекли ей чрево, ослепили и умертвили, разрубив тело ее на части.

В членах «Общества Святой Рипсимии» в Эривани состояли: Алмаз Захаровна Камсаракан, Алмаз Сантуровна Паниева, Анна Агамаловна Ванецева, Анна Минаевна Кегамова, Анна Фоминична Кегамова, Антарам Микиртичевна Ширазова, Варвара Шамировна Тер-Гукасова, Джавагира Навасартовна Мушегова, Екатерина Ивановна Гаспарова, Елисавета Аракеловна Тарумова, Елисавета Асатуровна Санагова, Елисавета Степановна Калантарова, Кетевана Автандиловна Мелик-Агамалова, Марья Николаевна Аракелова, Марья Осиповна Пападжанова, Наталья Мелькумовна Векилова, Осана Христофоровна Тер-Марукова, Сарра Тер-Грикурова, Сона Гуламбаровна Ходжамирова, София Осиповна Васакова, Такуи Аветисовна Тигранова, Такуи Мамиконова, Такуи Саркисовна Арцруни, Хазила Исаевна Амирханова, Шокагат Аваковна Тер-Микиртичева, Ягсапет Нерсесовна Микиртичянц.

«Кавказский календарь на 1852 год» (Тифлис, 1851):

«В Эриванской крепости:

1) Православный собор во имя Покрова Святой Богородицы, построенный греками, был обращен турками в мечеть, при персиянах служил пороховым магазином, а при завоевании русскими Эриванской крепости обращен в православный храм.

2) Мечеть, обращенная русскими в пороховой магазин. Здание это, возведенное сардаром Гусейн-ханом, по изяществу отделки и красивой архитектуре достойно особого внимания».

«Старший ахунд мусульман-шиитов в г. Эривани: шейх Али-Ислам. Староста главной мечети: Ахунд-Молла Багир» («КК на 1846 г.»); «Мечетей в городе всего 7» («КК на 1852 г.»); «Училище при главной мечети Медресе, в нем учащих 10 и учащихся более 50 молодых мусульман (учащие: учителя, учащиеся: ученики. – М. и Г.М.)» («КК на 1852 г.).

* * *

«Кавказский календарь на 1846 год» (Тифлис, 1845):

«Эриванское уездное училище (открыто 11 января 1831 г.).

Штатный смотритель: титулярный советник Христофор Артемьевич Абовян; законоучители исповеданий: армяно-григорианского – диакон Иоанн Оганесов, магометанского – Молла Тагия-Магмед-оглы; учителя: Феодосий Иванович Байдуровский и Степан Давидович Векилов».

«В городе состоит одно уездное училище с 3-мя классами, в нем учащих 6, и учащихся 109, из них высшего сословия и детей чиновников 48, и детей граждан 61. При училище есть маленький кабинет из местных минералов и некоторых произведений края, а также библиотека из 200 книг» («КК на 1852 г.»).

В штате Эриванского уездного училища значились: законоучитель армяно-григорианского исповедания – дьячок (причетник с 1854 г.) Аракел Тер-Амбакумянц («КК на 1849–1855 гг.»), штатный смотритель училища – коллежский секретарь Александр Гаврилович Елизаров, учитель 1-го класса – Егор Григорьевич Тер-Грикуров («КК на 1850–1851 гг.»), почетный смотритель – Христофор Никитич Тер-Грикуров («КК на 1850–1855 гг.»), учитель приходского класса – губернский секретарь Григорий Артемьевич Маркузов («КК на 1851–1853 гг.»), учитель приготовительного класса – Ваган Пападжанов («КК на 1855 г.).

«Учебное благотворительное заведение во имя Святой Рипсимии в Эривани. Надзирательница Анна Алексеевна Берквист, помощница ее Юлия Казимировна Багилова. Воспитанниц 19, из них: русских 4, армянок 12, мусульманок 3» («КК на 1851 г.»).

Законоучителем армяно-григорианского исповедания и учителем армянского языка учебного заведения Святой Рипсимии (Сурб Рипсимэ) являлся диакон Аракел Тер-Амбарцумян.

Главный надзор за учебным заведением во имя Святой Рипсимии на Назаровской улице (ныне – ул. Амиряна) был поручен эриванскому военному губернатору генерал-майору И.И. Назарову. Заведение было основано 1 января 1850 года на средства, предоставленные Эриванским отделением женского благотворительного общества Святой Нины. В 1884 году оно превратилось в прогимназию (общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов гимназии), а с 1898-го получило статус женской гимназии.

Материал подготовили Марина и Гамлет Мирзоян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 7 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты