№8 (331) октябрь 2020 г.

Очередь в Ереване может быть только на Дали

Просмотров: 2806

О том, что избалованные гастролями мировых звезд ереванцы за полгода соскучились по искусству, причем в любом его жанровом проявлении, стало особенно очевидным во второй половине августа, после объявления комендантом об изменениях в режиме чрезвычайного положения. А потому, когда театры и музеи анонсировали свои театрально-концертные представления и фестивальные кинопоказы, благодарный зритель не заставил себя долго ждать.

Одной из первых возобновила свою работу выставка известных сюрреалистов Сальвадора Дали и Пабло Пикассо, которая была прервана в начале весны карантинными запретами. Изначально предполагалось, что экспозиция будет представлена в Национальной галерее Армении в марте и продлится в течение двух месяцев.

Организованная международным фондом «Искусство наций» и ереванским Домом Москвы при содействии посольства России в Армении и МОНКС, она включала в себя около 260 произведений из частной коллекции мецената Александра Шадрина. При этом название выставки «Дали и Пикассо» наводит на мысль о своеобразном диалоге между двумя великими испанцами, которые при жизни не провели ни одного совместного показа. Плюс ко всему при встречах демонстрировали неприязнь к визави, хотя при этом высоко ценили творчество друг друга. Впрочем, по воспоминаниям современников, слухов об их сложных отношениях ходило немало. «Возможно, виной всему стала гражданская война в Испании, которая развела гениев по разные стороны политических баррикад, – рассказывает искусствовед Лариса Мнацаканян. – И все же Дали, как «поколение next» для Пикассо, не разрушал прошлое, а, напротив, признавал превосходство основателя кубизма. При этом, анализируя ситуацию, говорил: «Дали – не великий художник. Этот титул по праву принадлежит Пикассо. За ним идет Миро и только потом я».

А вот по мнению владельца коллекции, два ярких художника являют собой разные стороны одной медали под общим названием «испанская культура». Дали – это Дон Кихот и мечтатель. Весь в облаках. А для Пикассо отведена роль Санчо Пансы, которому важны вино и женщины. Да и творил мэтр очень легко. Правда, в последние месяцы жизни ему уже трудно было созидать. В руки 72-летнего гения просто вкладывали стило, которым он на глиняных дощечках что-то вырезал. И хотя в творениях того периода появилась отрицательная динамика, тем не менее каждый из шедевров по-прежнему притягивал своей энергетикой. «Дали остается для меня фантастической личностью, а Пикассо более реалистичен. Даже в своем кубизме. Он брутален. Ему не чужда обыденность: коррида, бокс, вакханалии, женщины, – говорит собеседник. – Хотя это мое субъективное мнение. И его не обязательно разделять всем. Но в одном я точно уверен: равнодушных на нашей выставке не будет». И он оказался прав. Оставаться безразличным к творениям испанских мэтров действительно было невозможно. Ведь привычно хрестоматийные образы в их исполнении обрели особенное философское звучание в таких творениях, как «Лошадь, оседланная временем», «Танец времени», «Улитка», «Жираф в огне», «Воображаемые портреты», «Космическая Венера Милосская», «Тающие часы», «Слоны с хрупкими ногами», «Лобстер-телефон», «Постоянство памяти», «Сова», «Лицо в точках»...

Собираемая на протяжении пятнадцати лет коллекция Шадрина считается одной из крупнейших в мире по количеству работ Дали и керамики Пикассо. История приобретения каждого экспоната подтверждена сертификатом о подлинности его происхождения: будь то правообладатели или знаменитые аукционные дома Christie’s и Sotheby’s. За несколько лет коллекцию посмотрели более одного миллиона человек из двенадцати стран мира, включая Россию, Белоруссию, Латвию... И даже Китай, куда нетленные творения мирового искусства успели доехать до коронавируса. Армения стала тринадцатой принимающей стороной, где должны были экспонироваться шедевры авангардизма. Вопреки расхожему мнению, чертова дюжина оказалась счастливой, поскольку у местных ценителей прекрасного появился шанс наслаждаться творчеством испанских художников немного дольше, чем предполагалось изначально. «Расставленные в восьми залах картинной галереи эпатажные работы завораживают своей неповторимой загадочностью и эксцентрикой», «Это огромное культурное наследие, которое оставили нам два гения. Их творения вызывают чувство неподдельного удивления. Ведь каждый шедевр являет собой портал из мира реальных проблем в воображаемую стихию непостижимых грез», «В своих исследованиях природы оптической иллюзии Дали всегда преследовал философскую цель, пытаясь запечатлеть бездонный образ времени», – писала в эти дни местная пресса. Кстати, это не первый «приезд» Дали в Армению. Его работы с неизменным успехом уже демонстрировались в Ереване и в 2013-м, и в 2015 году. Однако открытия нынешней выставки здесь ждали с особым нетерпением. Но то, что происходило в течение последующих дней показа, превзошло все ожидания организаторов.

«К сожалению, из-за пандемии двери галереи были закрыты несколько месяцев, – рассказывает координатор выставки Мариам Давтян. – Свою работу мы возобновили довольно поздно. А поскольку в контракте оговорены конкретные сроки возвращения экспонатов коллекционеру, то попытались сделать все возможное и невозможное, чтобы утолить «культурный голод» наших соотечественников. В последние дни работали даже до одиннадцати часов ночи, но поток посетителей не иссякал. За несколько дней выставку посетили свыше пяти тысяч человек, что можно назвать беспрецедентным явлением». И это притом что стоимость билета была достаточно ощутимой для бюджета, особенно если предполагался семейный поход в музей. Но, видимо, это обстоятельство мало кого смущало. Ежедневно с утра очередь выстраивалась от обратной стороны здания Национальной галереи. А затем людской поток плавными изгибами змеился через всю площадь Республики – мимо поющих фонтанов и башенных часов на здании Дома правительства к центральному входу музея. Многие в угоду моде делали селфи на фоне растянувшейся очереди и тут же выкладывали фотографии в соцсети. «Я уже на главной площади армянской столицы. Впереди еще часа два ожидания. И хотя погода сегодня пасмурная, настроение у меня отличное, ведь меня ожидает встреча с великими художниками, – написала на своей странице в ФБ президент историко-культурной ОО «Клуб историков «Виктория», к.и.н. Лилит Асоян. – Такого неиссякаемого потока за культурными ценностями не видела давно. Теперь с уверенностью могу сказать, что очередь в Ереване может быть только на Дали».

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты