№8 (331) октябрь 2020 г.

Каменная летопись древней цивилизации

Просмотров: 3343

Зачастую именно так отзываются туристы об Армении после знакомства с самобытными национальными памятниками, которые во множестве буквально разбросаны по всей стране. Речь идет и о древних раскопках, и об артефактах более поздних эпох, и о произведениях современных скульпторов, чье творчество выделяется стремлением к новой интерпретации древних традиций.

Один из них – Карлен Нуриджанян. Его имя мало известно широкой общественности, в отличие от работ, хорошо знакомых каждому жителю нашей страны. Монументальные композиции по мотивам армянских легенд – «Торк Ангех», «Айк Наапет» и «Ваагн Вишапаках» – давно стали визитной карточкой армянской столицы. Говорят, что за установкой каждой из них он следил лично. Причем Карлену Арсеновичу было важно, чтобы стрела Айка была направлена точно в сторону Турции, а камень в руках Торк Ангеха был нацелен на запад. По мнению коллег и друзей скульптора, столь кардинальные взгляды, может, стали одной из причин неприятия его творчества советской властью. Хотя есть и другие версии, отвечающие на вопрос, почему талантливый мастер не был удостоен при жизни заслуженных званий, регалий и наград. Как считают современники, он никогда не кланялся партийному руководству, которое в те годы было направляющей силой политической, экономической и гуманитарной жизни страны. К тому же замкнутый по натуре (или, как говорят теперь, интроверт), Нуриджанян мог неделями не выходить из мастерской, создавая свое очередное детище взаперти, совершенно не интересуясь «политическими бюллетенями и ситуациями на текущий момент». Возможно, все это и послужило поводом к тому, что он был демонстративно недооценен.

К сожалению, даже признанным его работам тоже не всегда везло. Так композиция «Ваагн Вишапаках», установленная в 1969 году на проспекте Ленина (ныне – Маштоца), через год переехала на площадь к кинотеатру «Москва». А после смерти Мастера ее перевезли на Эчмиадзинское шоссе, где в конце 90-х годов из-за слабого крепления статуя упала с пьедестала и сильно пострадала. Вскоре ее отреставрировали, но установили лишь в 2004 году. Почти такая же судьба постигла и скульптуру Айка Наапета, которая в 1970 году тоже была установлена на площади перед кинотеатром «Москва», а спустя пять лет перемещена во второй Норкский массив. Но мифический праотец армян, пожалуй, только выиграл от этого, поскольку за памятником ухаживают и местные жители, и представители Ордена армянских солнцепоклонников, почитающих его как верховное божество.

К сожалению, на этом злоключения многих творений автора не закончились. В холодные и голодные блокадные годы у Торк Ангеха, выполненного из кованой меди, вандалы украли ноги. Несколько позже почти аналогичная история повторилась с памятником Айку Наапету. Тогда злоумышленник попытался оторвать часть ноги у скульптуры, но был вовремя задержан полицией. «Обиднее всего то, что каждое из творений могло бы стать творческим завещанием мастера потомкам, если бы не такое дремучее варварство. А ведь многие его произведения внесены в Список культурного наследия Еревана. Кстати, памятник победителю драконов Ваагну считается лучшим в тройке медных собратьев, прописавшихся в армянской столице, – отреагировали родственники. – Но в страшный постперестроечный период люди просто забыли об искусстве. Им надо было выживать, и многие думали только о том, как и что еще можно найти, продать, переплавить». С высоты прожитых лет трудно судить о том, почему столь масштабно процветало воровство цветных металлов, из которых сделана основная часть памятников. Скорее всего совершать эти преступления людей заставляли нужда и массовая безработица, что, впрочем, ни в коей мере не может служить оправданием. Как ни грустно признавать, но значительная часть работ Мастера была безвозвратно утеряна именно в первые годы нашей независимости, когда из Армении фурами вывозились на переплавку в соседние страны памятники, станки и даже бытовой металлолом, который сдавали в пункты приема обнищавшие одиночки. Этих денег им едва хватало на полуголодный суточный минимум для семьи, пока другие умело конвертировали цветной металл в капитал. По мнению искусствоведов, сегодня поздно винить в случившемся правительство, друзей, родственников. Ситуация от этого в лучшую сторону уже не изменится. Но теперь стоит обратить внимание на сохранившиеся творения, которые продолжают служить доказательством недюжинного таланта Мастера.

Его скульптуры по-прежнему украшают улицы городов ближнего и дальнего зарубежья и, конечно, родной Армении. При этом автор создавал не только образы мифологических героев. Так, в Абовяне есть прекрасный памятник в честь царя Великой Армении Трдата III, провозгласившего христианство государст-

венной религией страны. «А еще в творческом наследии армянского ваятеля значительное место занимают памятники героям Великой

Отечественной войны, которые установлены в селах и городах нашей республики. По своему сильному патетическому накалу они представляют не скорбную симфонию, а героическую балладу о воине-победителе», – писала в те дни газета «Коммунист» об открытии очередного воинского мемориала в одном из районных центров республики. Впрочем, в его творчестве не менее интересны и образы армянок. Статую «Добро пожаловать» эксперты называют аутентичной по форме и содержанию. А установленная в Цахкадзоре в 1973 году скульптура женщины «Дарящая солнце», по мнению местных жителей, настолько прекрасна, что не может оставить равнодушным ни одного туриста, приехавшего отдохнуть на высокогорный курорт.

Талантливого скульптора не стало в 1982 году, когда ему было всего 53 года. К этому времени внутренний потенциал творческих людей раскрывается с особой силой, поскольку врожденный талант и накопленный опыт позволяют создавать шедевры. Однако, несмотря на большое количество работ, библиография Карлена Нуриджаняна не очень богата. Практически полностью отсутствуют каталоги, материалы, фотографии, нет каких-либо автобиографических данных из официальных и архивных источников. Даже всезнающая Wikipedia выносит в поисковике пустую страницу с текстом: «У нас нет статьи с таким запросом. Попробуйте найти похожие страницы». Давно прошли советские времена с партийными выговорами за идеологические разногласия, но, как оказалось, за прошедшие тридцать лет в этом плане у нас ничего не изменилось. А ведь Великий Мастер достоин большего. Он один из немногих, кто оставил потомкам историю в скульптурах – от прародителя Айка до героев Великой Отечественной войны…

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 5 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты