Станет ли Армения кавказским Израилем для России?
По итогам почти 2,5 лет жизни новой Армении приходится констатировать факт неизменности внешнеполитических ориентиров и курса страны в период, последовавший вслед за «бархатной революцией». Безопасность продолжает превалировать над цивилизационно-социальными факторами. Как следствие, заложенный еще при Левоне Тер-Петросяне курс, направленный на сближение с Россией, продолжает оставаться визитной карточкой армянской внешней политики. Несмотря на все желание некоторых кругов в России, Азербайджане и, как это ни странно, в самой Армении продемонстрировать противоположное…
Союзнические отношения с Россией будут носить для нас приоритетный характер. Мы намерены не только сохранить членство в ОДКБ и в ЕАЭС, но и развивать интеграционные процессы в рамках этих двух организаций», – заявил еще под занавес «бархатной революции» Никол Пашинян. Необходимо отметить, что данное заявление Пашинян под разными соусами повторял неоднократно. И в должности и.о. премьера, и став премьером, и сегодня. И в Ереване, и в Москве, и даже в ходе своего визита в Брюссель. И не только повторяет, но и подкрепляет конкретными шагами. Армянский премьер инициировал отправку в Сирию армянских военных с целью принять участие в российской антитеррористической миссии в этой стране. Тем самым Армения стала единственной страной в мире, поддержавшей Россию в Сирии конкретными действиями. И принимая подобное решение, Пашинян не побоялся вызвать недовольство Запада, в последнее время единым фронтом выступающего против антитеррористической операции России в Сирии. Армянские делегации в различных международных организациях в целом продолжили поддерживать инициативы Москвы и голосовать против антироссийских резолюций. Присутствие российских компаний в стратегических отраслях армянской экономики никуда не делось, все продолжает работать, а недавно стороны решили проблемы, возникшие в связи с деятельностью ЮКЖД.
И вот на этом фоне любой чих Пашиняна и его ближайшего окружения из правящей силы – блока «Мой шаг» – немедленно рассматривается людьми, гордо называющими себя оппозицией, а на самом деле представителями бывшей власти, как свидетельство прозападности. Роберт Кочарян, Гагик Царукян, а с недавнего времени и Серж Саргсян периодически заявляют о своей приверженности России и развитию отношений с Россией. Отдельно в этом свете следует отметить бывшего директора Службы национальной безопасности Армении Артура Ванецяна, ныне лидера партии «Родина», разъезжающего по Еревану на автомобиле с российскими номерами, и даже проживающего, по слухам, в Сочи зятя Саргсяна – Микаэла Минасяна. Понятно, что, заявляя себя поборниками российских интересов в Армении, все эти люди делают все с целью представить своего главного врага Пашиняна противником России. Содействие в реализации этой задачи им оказывают немало СМИ. Причем как армянских, так и российских и азербайджанских. Армянские СМИ принадлежат «бывшим», тут все понятно. Азербайджанские медиа работают на раскол между Ереваном и Москвой, тут также все понятно. Непонятно лишь, чего добиваются российские СМИ, в том числе возглавляемые людьми с армянскими фамилиями. Неужели того же, чего и азербайджанские?
При рассмотрении содержания и особенно заголовков материалов различных армянских и российских изданий у любого непосвященного в реальную ситуацию человека остается впечатление, что отношения между нашими странами складываются весьма сложно и противоречиво. Критических статей, как правило заказных, с такими же оценками армяно-российских отношений хватает как в Армении, так и в России. Понятно, что в заказе публикаций, направленных не только против властей Армении, но и против Армении как государства, особенно активен Азербайджан. Подобная ситуация приводит к очевидному дефициту на информационном пространстве информации о безусловно имеющей место позитивной повестке армяно-российских отношений. По меткому выражению президента Научного общества кавказоведов Александра Крылова, как результат, многие в России на сегодняшний день вполне искренне верят в то, что премьер-министр Никол Пашинян ведет страну по украинскому пути в НАТО, а Армения управляется не из кабинета Пашиняна, а из кабинета Джорджа Сороса.
В реальности рисуемая в контексте нынешних информационных войн картина армяно-российских отношений весьма далека от их текущего содержания, а их главным индикатором по-прежнему является военно-техническое сотрудничество в области безопасности. В этом свете революция в Армении привела к смене власти, но никак не к смене внешнеполитических ориентиров. Она никак не отразилась на армяно-российских дружественных отношениях и не привела к изменению геополитического курса страны. Более того, параллельно с увеличением военного бюджета в последние 2 года с 400 до 673 млн долларов Армения еще более нарастила имеющийся уровень военно-технического сотрудничества с Россией. В Ереване открыт завод по сборке автоматов Калашникова, идет процесс совместного производства других видов вооружений. В этот же период Армения существенно нарастила импорт российских вооружений. В этом свете отметим лишь сделку по приобретению первой партии истребителей Су-30СМ. И по словам официального представителя Федеральной службы по ВТС РФ Марии Воробьевой, Москва готова обсудить вопрос поставки Армении новой партии истребителей Су-30СМ. Более того, 23 августа Министерство обороны Армении и Объединенная авиастроительная корпорация подписали договор о капитальной модернизации находящихся на вооружении ВС Армении штурмовиков Су-25. Настоящую истерию в Азербайджане вызвала распространенная азербайджанскими же СМИ информация об июльских поставках из России в Армению 400 тонн военной техники.
Таким образом, как мы видим, слухи о трениях между армянской и российской властью остаются слухами, а их реальное наполнение остается реальным. И это наполнение в первую очередь выражается именно в развитии сотрудничества в области безопасности. В других сферах армяно-российских отношений в худшем случае все остается на том уровне, на котором они были до 2018 года. И армянская власть последовательно старается вывести эти отношения на качественно новый уровень. В этом свете отметим лишь августовское назначение экс-министра обороны Армении Вагаршака Арутюняна главным советником Никола Пашиняна. В Армении, да и в России Арутюнян известен как принципиальный сторонник укрепления армяно-российских отношений. Соответственно данное назначение представляется своеобразным месседжем Еревана Москве. Является декларацией намерений дальнейшего укрепления стратегического союзничества между Арменией и Россией. И конечно, все это, несомненно, обретет под собой твердую почву.
Таким образом, приходится констатировать факт не только сохранения существующего до 2018 года уровня отношений между Москвой и Ереваном, но и развития за последние 2,5 года военно-технического вектора этих отношений. Также необходимо признать факт наличия в армяно-российских отношениях множества социально-экономических проблем, в основном касающихся медленной, зачастую достаточно противоречивой интеграции в рамках ЕАЭС. К великому сожалению, и через 5 лет после своего основания Евразийский экономический союз так и не обрел действенного статуса наднационального органа. Как следствие, многие предписания Евразийской экономической комиссии просто не выполняются, чиновники в различных странах ЕАЭС предпочитают руководствоваться местным законодательством. Приведем один-единственный пример – сегодня российские владельцы автомобилей с армянскими номерами вынуждены растаможивать их во второй раз. На едином таможенном пространстве.
Конечно же, необходимо признать и наличие реальных предпосылок к пропагандистской кампании против руководства Армении. И вину за это несет само руководство Армении. Благодаря собственным ошибкам. Одним из наиболее наглядных демаршей в отношении Москвы стало уголовное дело, возбужденное молодой армянской властью против действующего генсека ОДКБ Юрия Хачатурова по «делу 1 марта». И, несмотря на то, что Пашинян поспешил уволить своего советника Арсена Харатяна, согласно публикациям СМИ, являвшегося автором «армянского удара по ОДКБ», неприятное послевкусие осталось. Не укрылись от внимания Москвы и проверки в российских компаниях. В первую очередь в ЮКЖД. Ситуацию как довольно неприятную для развития армяно-российских отношений оценил глава МИД РФ Сергей Лавров. И буквально на днях первый заместитель гендиректора российской компании Сергей Павлов объявил об «урегулировании всех разногласий с властями Армении».
Но и это далеко не главное. Одного военно-технического сотрудничества, развития армяно-российских союзнических отношений в области безопасности все-таки, представляется, недостаточно. И не для России, а для Армении. В первую очередь ввиду географического положения нашей страны, окруженной с запада и востока Турцией и Азербайджаном. Приходится констатировать, что за все эти годы союзнические отношения между нашими странами так и не достигли уровня реально стратегических. Армения так и не стала для России тем, чем стал для США Израиль на Ближнем Востоке. Меж тем эта роль Армении логически напрашивается, особенно в последние годы. Особенно в свете участившихся приступов неоосманизма и амбициозности у Реджепа Эрдогана. Особенно в свете роста турецкой вовлеченности в Нахиджеван. Особенно в свете роста турецкого влияния в Грузии в целом и в Аджарии в частности. Особенно в свете особых отношений между Россией и Ираном, а также между Ираном и Арменией. Далеко не секрет, что с самого своего создания Государство Израиль успешно воевало с окружающим его со всех сторон 300-миллионным арабским миром в первую очередь при помощи поддержки США. Именно Штаты взрастили на Ближнем Востоке фактор, способный сдерживать уже не только арабов, но и такое мощное государство, каким является теократический Иран.
Новая Армения не является прозападной, пророссийской, проиранской и даже соросовской. Новая Армения является государством, имеющим проблемы с обеспечением безопасности и собственные национальные интересы. И как минимум в последние три десятилетия эти интересы практически идентичны с интересами России. Как минимум по части сдерживания Турции, а теперь уже и Турции в тандеме с Азербайджаном. Тем не менее все эти годы Москва пыталась усидеть на двух стульях, одновременно вооружая Армению и Азербайджан. И это несмотря на исторический опыт 1921 года, когда кемалистская Турция постепенно оказалась с армией, созданной на советские деньги и вооруженной советским оружием, в НАТО. Россия так и не сделала ставку на Армению в период легислатур Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна. Несмотря на всю их хваленую пророссийскость. Однако необходимость превращения Армении в кавказский Израиль для России зреет в период легислатуры Никола Пашиняна. Причем довольно ускоренными темпами. В первую очередь благодаря турецкой политике на армянском, азербайджанском, грузинском, кипрском, греческом, сирийском и иракском направлениях. Все острее необходимость в различении государственных интересов России от интересов бывших армянских президентов, интересов Азербайджана и Турции и интересов владельцев и руководителей российских СМИ. Даже с армянскими фамилиями.
Оставьте свои комментарии