№10 (343) октябрь 2021 г.

Словакия – за независимость Арцаха

Просмотров: 2908

14 сентября в Армению с официальным визитом прибыл министр иностранных дел Словакии Иван Корчок. В тот же день он посетил комплекс Цицернакаберд, где почтил память жертв геноцида армян, возложив венок к мемориалу и цветы к Вечному огню. Чуть позже на совместной пресс-конференции министры внешнеполитических ведомств Армении и Словакии отметили важность расширения политического диалога, активизации контактов в межпарламентском формате, а также продвижения децентрализованного сотрудничества.

С момента установления дипломатических отношений между нашими странами в июне 1994 года перекрестные встречи стали носить регулярный характер. «В первую очередь мы ведем политический диалог на высоком уровне, который затрагивает как двусторонние, так и многосторонние отношения, а также наше сотрудничество на различных международных площадках», – отмечалось на совместной пресс-конференции. Примечательно, что народная демократия также солидарна в этом вопросе, считая, что повседневная жизнь армян и словаков очень схожа, начиная от быта и заканчивая народными традициями. «Мы тоже христиане, что очень важно для восприятия духовных ценностей друг друга, – говорит житель Братиславы Мирослав Матяшко. – У меня жена армянка. И таких семей у нас очень много. Живем на две страны, потому что и Словакия, и Армения мне родные по духу, обычаям, менталитету. Разве что ваш народ более теплый, импульсивный и открытый. А мы более медлительные».

И хотя считается, что первые армянские купцы прибыли в Словакию из Бессарабии в середине XVII века, тем не менее, дальнейшие сведения о них теряются. По некоторым данным, негоцианты столь быстро ассимилировались, что через несколько поколений полностью утратили связь с родовыми корнями. А потому началом летоисчисления армянской диаспоры Словакии можно считать 90-е годы прошлого столетия, когда после развала СССР из Армении за лучшей долей стали выезжать целыми семьями. Многие сочли тогда Словакию удобным транзитом в Австрию или Германию. Но потом оказалось, что Братислава и Кошице – уютные и даже в чем-то умеренно патриархальные города, а местные жители славятся своей гостеприимностью и добросердечием. Им чуждо понятие ксенофобии, а теплое уважение к народу с древней культурой и богатой историей подкупало своей искренностью. Даже в курс школьного образования по литературе заложено изучение творчества армянских писателей, в том числе Уильяма Сарояна. Сегодня здесь проживает около тысячи армян. В начале нулевых годов было создано первое армянское общество «Армянская община Словакии», главной целью которой стало не только налаживание постоянных связей с Арменией, но и сплочение соотечественников на новой родине. Именно последнее обстоятельство позволяет не ассимилироваться, а органично интегрироваться в новую жизнь. В общине гордятся известными представителями бизнеса, науки, спорта, культуры. Помнят тенора Гургена Овсепяна, который скончался в феврале нынешнего года. В далеком 1992 году его пригласили петь в Словацком национальном театре в операх «Травиата» и «Риголетто», а спустя год специально для Овсепяна была поставлена опера «Отелло», которую он исполнил по всей Европе более 100 раз.

В отличие от других общин мира, в словацком спюрке армяне остаются приверженцами своей титульной веры. Учитывая это обстоятельство, в 2013 году римско-католическая церковь Словакии передала для духовных нужд Армянской Апостольской Церкви часовню «Святая Катарина» в Братиславе сроком на 99 лет. А годом раньше в Кошице, где проживает вторая по численности армянская колония, была построена часовня Св.Саркиса. Спустя четыре года в Кошице на территории кафедрального собора Святителя Иоанна Милостивого по инициативе общественного деятеля, мецената из Санкт-Петербурга Грачья Погосяна и с благословения Католикоса всех армян Гарегина Второго был установлен хачкар в память о святых армянских новомучениках геноцида 1915 года.

Эта тема знакома словакам не понаслышке. Ведь большая часть словацкой территории со второй половины XVI века и практически до конца XVII века была порабощена Османской империей. Словакия одной из первых осудила на международной арене преступления, совершенные Турцией против армянского народа. В 2004 году Национальный совет республики признал геноцид армян 1915 года, а спустя семь лет был принят закон, криминализирующий его отрицание. Жертвам трагедии установлен памятник в Братиславе, который не давал покоя турецким дипломатам. Им очень хотелось если не демонтировать, то хотя бы установить рядом свой, превышающий по размерам аналог по погибшим во время Первой мировой войны турецким солдатам. Столичный градоначальник Милан Фтачник отметил тогда, что решительно отказал туркам, поскольку считает нецелесообразным одинаковый подход к геноциду армян и турецким проблемам. Не увенчался успехом поход турецкой дипломатии и на духовный центр Словакии – город Нитра, где мэр города тоже отклонил просьбу. Взамен предложил установить лишь небольшую мемориальную доску, и то в случае, если турецкая сторона за собственные средства благоустроит могилы своих солдат.

«Не скрываю, что я с огромным трепетом и уважением отношусь к ценностям христианства. Армяне стали первым народом в современной истории, которые пережили геноцид. Это случилось в ХХ веке. Они были мишенью атак, многое претерпели, подвергались преследованиям, потому что были островом христианства, – отметил на церемонии открытия памятника председатель Национального совета Словакии Андрей Данко. – У нас очень хорошо понимают, что пришлось пережить армянам. Современники не раз описывали страдания вашего народа». Кстати, описывали не только в прошлом. В преддверии столетия траурной даты словацкое издание «Неделя» при содействии председателя армянской общины в Словакии Ашота Григоряна опубликовало большую статью журналиста и фоторепортера Андрея Бана. Написанная в эмоциональной тональности, она стала своеобразным призывом ко всему человечеству с требованием всеобщего признания геноцида армян. В нынешнем году из-за пандемии круглые столы и встречи по данной тематике перешли на виртуальные площадки. В частности, состоялся онлайн-семинар «Вечная память народа», где были представлены книги «Геноцид армянского народа», «По силе и крест», посвященная истории российско-армянских отношений, «Преступление без покаяния» – об истории геноцида армянских детей. Кстати, по словам Ашота Григоряна, являющегося одновременно главой Форума армянских организаций Европы, речь идет еще и о культурном геноциде. «Данное понятие уже стало юридическим термином, а геноцид начинается как раз с уничтожения культурных ценностей», – отметил он, добавив, что, по имеющейся информации, алиевский клан спонсирует ЮНЕСКО, уже получившую от Азербайджана 1,5 млн долларов. Несколько позже он обратится к генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну с открытым письмом, предоставив неоспоримые факты о культурном геноциде со стороны азербайджанского правительства в отношении памятников армянской культуры. «Надеемся на справедливое решение ООН до возбуждения уголовного дела в отношении уничтожения более 10 тысяч армянских хачкаров и на правовое решение в отношении азербайджанских нефтедолларов, магически искажающих факты культурного геноцида памятников армянской культуры», – говорилось в послании. Но судя по тому, как данная структура продолжает периодически вносить армянское материальное и нематериальное наследие в свой Список от Азербайджана, следует понимать, что позиция ЮНЕСКО осталась в этом вопросе неизменной. Даже со сменой руководства ничего, по сути, не изменилось. Ненавистническая экспансия Азербайджана в отношении армянских культурных и исторических памятников, например, в Баку, Нахичевани, а теперь и в Шуши откровенно продолжается.

Что касается исторической памяти словаков, то у них очень бережное отношение к своим реликвиям. В отличие от общеевропейского и даже постсоветского нигилизма, памятники героям Второй мировой войны, павшим при освобождении Словакии, взяты под охрану государства. Это мемориал Славин в Братиславе, установленный в честь солдат Советской Армии, монументы у перевалов Дукля и Даргов, мемориальные плиты в городе Зволене, братские захоронения в деревнях Капишова и Скарош, мемориальное кладбище в городе Михаловце, памятник в городе Свидник, где осенью 1944 года шли наиболее ожесточенные танковые бои, небольшой обелиск в местечке Прешов, на котором выведена надпись: «На вечную память нашим освободителям, которые положили жизни за нашу свободу. 1949 год». Всего на территории Словакии захоронено более 11300 советских воинов. Среди них много армян, о чем свидетельствуют около тысячи памятных табличек и постаментов с именами героев.

За короткий период новейшей истории Словакия и Армения нашли общие точки соприкосновения. Развивается партнерство в экономике, промышленности, науке, здравоохранении, строительстве, туризме, бизнесе. Причем в последнем случае – с привлечением инвестиций со стороны деловых представителей армянской диаспоры. До пандемии коронавируса не раз проводились бизнес-форумы с участием представителей армянской и словацкой деловой элиты. Культурное и историческое наследие двух народов позволило Еревану и Братиславе, а также духовным центрам Эчмиадзину и Нитре стать побратимами. Во многом совпадают и политические интересы. Так, еще несколько лет назад в Словакии отмечали удовлетворительный уровень безопасности республики как достижение наивысшей стабильности внутри страны и региона в целом. Именно тогда на одной из встреч с армянскими коллегами руководитель группы дружбы Армения – Словакия Душан Тител отметил, что «Арцах имеет столько же прав на независимость, сколько Словакия, Армения и Азербайджан».

И даже с изменением политической ситуации после развязанной Азербайджаном войны Словакия не отступила от своих принципов. В апреле нынешнего года Национальный совет парламента Словацкой Республики единогласно принял резолюцию «О Нагорном Карабахе», в которой осуждаются убийства мирных жителей, уничтожение памятников и гражданских инфраструктур, культурного и религиозного наследия, выражается обеспокоенность в связи с военной вовлеченностью в конфликт третьих стран и их дестабилизирующая роль. Подчеркивается, что процесс достижения длительного мира и определения будущего правового статуса Нагорного Карабаха должен осуществляться под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Также выражается глубокая озабоченность в связи с тем, что военнопленные и насильственно удерживаемые гражданские лица не были освобождены согласно международному гуманитарному праву Положения Женевской конвенции 1949 года. Резолюция призывает правительство Словакии, Евросоюз и международные организации обеспечить надлежащее расследование военных преступлений, в том числе использование кассетных боеприпасов. Также речь идет о немедленном освобождении всех военнопленных и мирных жителей, доступе международных гуманитарных организаций в Нагорный Карабах без ограничений. Это уже вторая по счету резолюция, принятая НС Словакии после 44-дневной войны в Арцахе. Первый документ – «О продолжающемся конфликте в Нагорном Карабахе» – был принят 22 октября 2020 года.

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты