Непонятно, где проходят красные линии Еревана в уступках Азербайджану
Причины пути Армении в никуда
Задаться этим поистине риторическим вопросом и даже попытаться дать на него ответ меня заставили последние внутриполитические события в Армении. На фоне продолжающихся бессмысленных криков, взаимных оскорблений и драк в парламенте 18 августа премьер-министр Армении Никол Пашинян озвучил намерение правительства провести широкие обсуждения конституционных реформ в стране. В этом свете премьер выделил 44-дневную войну как новый стимул для этих обсуждений в свете возникновения множества вопросов к эффективности и адекватности действующей парламентской системы правления. Впервые намерение провести в октябре реформирование Конституции с целью возвращения к прежней, полупрезидентской системе правления Пашинян озвучил на митинге своих сторонников еще 1 марта.
Вполне возможно, что реформирование Основного Закона страны, сшитого в свое время небезызвестным председателем Конституционного суда Грайром Товмасяном на одного человека – Сержа Саргсяна, – дело хорошее. Но несколько запоздалое. Вне всяких сомнений, новой власти следовало приступить к данному процессу немедленно после своей победы на парламентских выборах в декабре 2018 года. В случае правильного определения повестки обновленная Конституция позволила бы обществу, да и самой правящей силе избавиться от бандитов в судейских мантиях, коррупционеров в различных эшелонах власти. А также без лишнего шума и пыли отправить за решетку сонм воров и грабителей, вернув народу награбленное ими в течение последних десятилетий. Еще одно важное обстоятельство – то же возвращение к полупрезидентской, а еще лучше президентской форме правления – позволило бы существенно сократить цепочку принятия важнейших решений в условиях войны. И соответственно делегировать полномочия и соответственно ответственность за ход и итоги 44-дневной войны одному-двум людям, а не кучке мгновенно разбежавшихся кто куда народных избранников. Вопрос Конституции должен был быть решен предельно быстро, если бы осуществившая революцию сила понимала, для чего она ее осуществила, и соответственно понимала, каким она видит будущее Армении.
Тогда всего этого сделано не было, и совершенно непонятно, для чего правящая сила – партия «Гражданский договор» – стремится сделать это сейчас. Впрочем, непонятно далеко не только это. Непонятно, что собирается делать правящая партия и лично премьер Пашинян с Арцахом. Присоединить к Армении, подарить Азербайджану, продолжать добиваться его независимости? При этом речь идет о наших соотечественниках, об их судьбах и самом соблюдении их права на жизнь. Непонятно, где проходят красные линии Еревана и существуют ли они вообще в вопросе уступок Азербайджану. Непонятно, собирается ли Ереван урегулировать отношения с Турцией, согласившись на три основных предусловия Анкары: отказ от международного признания геноцида армян, отказ от процесса международного признания Арцаха и признание Арменией Карского договора. Непонятно, каким вообще действующая власть видит урегулирование отношений Армении с той же Турцией и Азербайджаном в целом.
Непонятно – слово, предопределяющее отсутствие логики и многие действия правящей в Армении силы. Это касается как внешней, так и внутренней политики. Это касается дипломатии, экономики, взаимодействия и отношений с внешними партнерами и даже союзниками. Впрочем, аналогичным образом ведет себя и армянская оппозиция. Причем как в парламенте, так и вне его стен. Оппозиция предпочитает критиковать, бушевать, требовать отставки правительства и «предателя-капитулянта» Пашиняна, вместо того чтобы предложить собственную программу по выходу из текущего, весьма непростого положения Армении. Таким образом, если правящая сила и имеет какую-либо стратегию в направлении путей развития государства, то эта стратегия окутана таким плотным туманом, что нам, простым смертным, ее просто не видно. Соответственно, этот туман не позволяет делать какие-либо прогнозы относительно ее целей и приоритетов в инициированном процессе очередного реформирования Конституции Армении. Известно, что политическая ситуация за последние три года полностью изменилась. Неизвестно, каким власть видит будущее Армении. В этом свете очень трудно представить приоритеты, которыми руководствуются сегодня в этом вопросе власти. И именно отсутствие последовательности в их действиях в свою очередь препятствует возможности прогнозирования будущего Армении даже в самой краткосрочной перспективе.
И вот на этом неутешительном и тревожном фоне правящая партия и оппозиционные фракции в парламенте продолжают транжирить отведенное им избирателями на решение важнейших вопросов время на перепалки теперь уже, страшно представить, вокруг кандидатур заместителей председателей парламентских комиссий. Таким образом, Национальное собрание занимается совершенно иными вопросами, чем теми, которыми оно должно заниматься. А поведение народных избранников совершенно не соответствует ни их миссии, ни текущей ситуации. Армянские депутаты предпочитают обсуждать события трехлетней, десятилетней, двадцатилетней давности, задавать друг другу и членам правительства с умным видом глупые вопросы, но только не искать, обсуждать пути вывода страны из ситуации, в которой Армения, между прочим, оказалась в первую очередь по их собственной вине. Причина подобного поведения парламентариев налицо – в реальности решения вместо этих марионеток принимают совершенно иные люди: Никол Пашинян, Роберт Кочарян и Серж Саргсян. Что никоим образом не является для них оправданием, поскольку клоунами по заказу они стали исключительно в силу собственного желания. К великому сожалению. Поскольку если бы эти люди решили вести себя как достойные политики, представляющие законодательную власть, то они смогли бы задать, получить и дать ответы на многие вопросы. Однако, за редкими исключениями, они предпочли смириться с мыслью, что в парламентской республике решения принимаются не ими, а людьми, находящимися вне стен парламента.
Говоря о причинах возникновения подобной ситуации, когда страну непонятно куда ведет власть с непонятными ориентирами и целями, а противовесом этой власти является оппозиция, испытывающая единственное желание – эту власть заменить, невозможно не коснуться одного важнейшего, на наш взгляд, обстоятельства. У Армении начиная с 1994 года отсутствует идеология. Отсутствует национальная идея. Идеологии нет ни у армянского государства, ни у правящей силы, ни у ее конкурентов в стане оппозиции. Либерализм и консерватизм в головах армянских политиков заменяют исключительно деньги и непреодолимая склонность к власти как к источнику обретения этих самых денег. Как и в старой Армении, в новой Армении все продается и покупается: журналисты, политики, депутаты и даже целые политические партии. А идеология, национальная идея считаются категориями, в армянских реалиях вполне себе излишними. Главное – чтобы были деньги. Первый президент Армении Левон Тер-Петросян очень быстро забыл, что пришел к власти на волне Арцахского освободительного движения, в основе которого была идея «миацума». И после победы армянского оружия в 1994 году фактически отказался от вполне успешной национальной идеи – «Миацума» Армении с Арцахом, согласившись заменить ее призрачным международным принципом права народов на самоопределение. Параллельно Тер-Петросян сформировал вертикаль своей власти вокруг собственной персоны первого лица, а не идеологической базы своей партии АОД. И Роберт Кочарян, Серж Саргсян и Никол Пашинян вели и ведут себя аналогичным образом.
Как результат, действующий парламент 8-го созыва практически ничем не отличается от своих предшественников. И за редкими исключениями, головы парламентариев забиты чем угодно, но только не идеологическими соображениями и принципами. И то, что эти люди способны кричать, оскорблять друг друга, вешать оскорбительные ярлыки на первое лицо государства, швырять друг в друга бутылки, пинать друг друга ногами, но не способны сесть и принимать решения во благо государства, также есть следствие отсутствия национальной идеи. Армянские парламентарии просто не знают, куда и зачем им необходимо вести страну и народ. Им этого никогда не говорили, додуматься до этого самостоятельно они не способны, а отдающие им приказы люди этого не требуют. По одной-единственной причине – им это просто не нужно. Им нужна лишь власть как средство личного обогащения. Соответственно от депутатов требуется лишь лить грязь, отвешивать оплеухи, давать пинки и швырять бутылки в конкурентов, у которых они стремятся эту самую власть отхватить. Итак, идеологии и производной от нее национальной идеи в Армении просто нет. Это есть закономерное следствие 27 лет существования олигархической власти, управляемой одним человеком. Соответственно ожидать на подобном фоне качественных изменений в системе управления государством от замены парламентской республики на полупрезидентскую и даже президентскую представляется верхом наивности.
Давид Степанян, Ереван
Оставьте свои комментарии