№12 (344) декабрь 2021 г.

Шекспировские страсти на сценах Еревана

Просмотров: 2173

В течение пяти ноябрьских дней Ереван окунулся в шекспировские страсти, став свидетелем средневековых драм и комедий на театральных подмостках армянской столицы. Это стартовал XV Международный Шекспировский фестиваль, собравший в этом году около ста служителей Мельпомены из Болгарии, Ирана, США, России, Украины и Франции. Кстати, если следовать строгой хронологии, то первый фестиваль произведений Шекспира состоялся в Ереване в 1943 году под девизом «Всем смертям назло!».

«В этом году мы ожидали гораздо большего количества гостей, заявивших о желании принять участие в традиционных театральных встречах. Но пандемия коронавируса внесла свои коррективы», – отметил директор фестиваля Каро Балян, одновременно подчеркнув, что для армянского зрителя подготовлено 15 спектаклей английского классика, среди которых известные произведения – «Макбет», «Двенадцатая ночь», «Гамлет», «Сон в летнюю ночь». Впрочем, и в прежние годы ереванские фестивали славились показами таких шедевров, как «Ромео и Джульетта», «Юлий Цезарь», «Комедия ошибок», «Легенда о Макбете», «Король Лир». Из дальнего и ближнего зарубежья сюда приезжали всемирные знаменитости – Роберт Стуруа, Александр Калягин, Валерий Хазанов, Вецлав Герас, Нина Мазур, Ирина Брук.

Как считает французская актриса Орели Имбере, трактовка пьес английского драматурга настолько многогранна, что средневековые сюжеты остаются актуальными по сей день. Об этом не раз говорили и ее именитые коллеги, отмечая, что мотивы Шекспира бессмертны и богаты для трактовок, а это значит, что его пьесы не устаревают и остаются животрепещущими во все времена. Фестиваль же дает возможность армянскому зрителю посмотреть спектакли английского гения в интерпретациях театров разных стран мира. «Многие авторы той эпохи забыты, хотя в свое время были не менее известны. Но Шекспир – гений, его произведения оригинальны. В этом кроется секрет его величия. Он придумывал сюжеты мировой драмы, а другие авторы потом повторяли их, ничего нового не изобретая. В Ереван мы привезли спектакль «Макбет», репетиции которого благодаря Каро Баляну провели на территории древней крепости «Эребуни», где естественные декорации полностью соответствовали мистическому духу пьесы, а мы смогли ощутить особую энергетику прошедших эпох. Что из этого получилось – судить строгому армянскому зрителю», – делится впечатлениями Сергей Федотов, лауреат Государственной премии России, художественный руководитель пермского театра «У Моста», который, согласно рейтингу журнала Forbes, входит в десятку лучших театров России.

Однако благодарный армянский зритель не судил, тем более строго, а искренне восторгался мастерством российских актеров и долго не отпускал их со сцены. Аншлаги были и на других театральных подмостках, начиная от постановки «Сна в летнюю ночь» Киевского национального академического «Молодого театра» на открытии до завершающего спектакля Каро Баляна «Укрощение строптивой» Альметьевского татарского государственного драматического театра. Также театральных гурманов порадовали драматические, танцевальные, моно- и мультимедийные спектакли, а образовательная программа FestOFF заинтересовала мастер-классами студентов и независимые творческие коллективы.

Как принято говорить, Международный Шекспировский фестиваль в Ереване завершился на высокой ноте. Но его организация заслуживает отдельного разговора. Учрежденный в начале нулевых годов председателем Союза театральных деятелей РА Акопом Казанчяном, он сразу же стал заметным событием в культурной жизни страны. К радости поклонников театра с каждым годом фестиваль расширял свою географию, а вскоре вошел в состав сети известных европейских Шекспировских фестивалей.

Как отметил Акоп Казанчян, в 2016 году его детище получило новый импульс, когда бразды правления он передал Каро Баляну. И хотя все эти годы фестиваль продолжал успешно набирать обороты, тем не менее форс-мажорные обстоятельства последних лет несколько притормозили его скорость. «Война с пандемией, а потом война с врагом… Вдобавок мы не получили от МОНКСа никакого бюджета… Нет, наше оружие не было сложено. Негоже уходить в подполье фестивалю, уже успевшему зарекомендовать себя в международном театральном мире, – говорит собеседник. – В сложившейся ситуации для проведения «Шекспировских дней 2021» было решено начать сбор средств на краудфандинговой основе. Это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои ресурсы для различных тематических проектов. Однако уже на следующий день после размещения объявления с нами связался наш соотечественник из США, давний поклонник Шекспировского фестиваля Айк Григорян и сообщил о своем спонсорском участии. А это значит, что в этом году праздник Шекспировской классики для армянских зрителей стал реальностью».

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты