№5 (349) май 2022 г.

Паломничество в монастырь Святого Фаддея – Сурб Тадеос Ванк

Просмотров: 950

Шедеврами Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО признаны: «Армянский музыкальный инструмент дудук и исполняемая на нём музыка» (2005, 2008); «Армянские каменные кресты. Символика и мастерство создания хачкаров» (2010); «Армянский эпос «Давид Сасунский» (2012); «Лаваш: изготовление традиционного хлеба, значение и культурные проявления в Армении» (2014); «Кочари – традиционный танец, который широко исполняется по всей Армении во время праздников, семейных торжеств и других праздничных мероприятий» (2017); «Искусство армянского письма и его культурные проявления» (2019); «Паломничество в монастырь Святого апостола Фаддея» (2020); «Армянская каллиграфия и ее культурное проявление» (2021). Очередная публикация (седьмая) из цикла «Шедевры Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО» посвящена «Паломничеству в монастырь Святого апостола Фаддея» в Иране.

Решение о включении элемента «Паломничество в армянский монастырь Святого апостола Фаддея» в соответствующий репрезентативный список было принято 17 декабря 2020 года на 15-м заседании Межправительственного комитета конвенции ЮНЕСКО «О защите нематериального культурного наследия».

Недействующий монастырский комплекс Святого Фаддея (Сурб Тадеос Ванк) находится в провинции Ирана Западный Азарбайджан в горном районе Чалдоран (Шахрестан) в 20 км от города Маку. Название связано с апостолом Фаддеем (также известным как Иуда Иаковлев, или Леввей), предполагаемая могила которого расположена на территории монастыря.

АПОСТОЛЫ ФАдДЕЙ-ТАДЕОС И ВАРФОЛОМЕЙ-БАРДУГЕМИОС

Иисусу Христу так и не довелось ступить на землю Армении. В ответ на приглашение армянского царя Осроены (небольшого эллинистического государства в Северной Месопотамии со столицей в Эдессе) – Абгара – направил Иисус к нему двух из двенадцати избранных учеников своих – апостолов Фаддея-Тадеоса и Варфоломея-Бардугемиоса.

Фаддей проповедал у нас с 43 по 66 год. Варфоломей же, возвращаясь из Индии через Персию, принес в Сюник Образ Богородицы и веру Христову. «Вот вам иудей, в ком нет и грани коварства», – сказал о нем Иисус. Первым лично им в христианство обращенным стал князь сюникский Сисакан Шар. Вместе с ним крестились жена его Ншнан, сын его Хосров и внук Ваан. Кумси же, ученика своего, рукоположил Варфоломей в епископы – бдить над новообращенными. При апостоле в селе Вананд, что в сюниксом гаваре (уезде) Ернджак, над могилой еще одного его ученика – Лусика – встает церковь. Апостол дает ей имя Томаса-Фомы. А еще проповедует Варфоломей в сюникских землях Аревика и Багка. И происходило это в 66-68 гг.

Не простил армянский царь-язычник Санатрук апостолам, что дочь его Сандухт, пятнадцати лет от роду, последовала за Фаддеем, причастилась Духа Святого и, признав Отца Небесного, отринула отца земного. Заточил царь апостола и дочь свою в темницу и заковал их в железы. Но ударил луч свыше, и спали с них оковы. И так ярок был свет, что палачи разом ослепли. А когда за дочерью прониклись новой верой другие, повелел царь обезглавить Сандухт. Взвился топор. Да только сам палач оказался зарубленным. В суматохе клинок одного из стражников пронзил грудь царской дочери. Брызнула алая кровь, и разлилось вокруг благовоние Божественное. Та же участь постигла и сестру царя – Вогуи. Пали от рук язычников и святые посланцы Иисуса: Фаддея забили камнями, а с Варфоломея живьем содрали кожу.

Наша Церковь день поминовения апостола Фаддея и Сандухт отмечает в следующую субботу за Вардаваром (в июле), традиционным праздником в честь богини Астхик. Но есть в армянском церковном календаре и праздник самих святых Фаддея и Варфоломея, первых христианских просветителей наших. Приходится он на субботу перед первым воскресеньем после Рождественской Пятидесятницы – в ноябре-декабре.

Свою Церковь мы называем Апостольской, скорее всего еще и потому, что снизошла на нас благодать апостольского присутствия.

ВТОРАЯ АРМЯНСКАЯ СВЯТЫНЯ ИРАНА

В Иране находятся несколько значимых с точки зрения христианства мест для армянского народа. Первое – это Аварайрское поле, где в 451 году н. э. произошла битва между армянскими войсками под предводительством спарапета (полководца) Вардана Мамиконяна и войсками персидского шаха Ездигерда II.

Изданный в 1986 году первый том «Словаря топонимов Армении и прилегающих областей» сообщает, что «Аварайр – равнина на Армянском нагорье, в области Артаз провинции Васпуракан Великой Армении, в долине реки Тхмут Зангимарского водосбора, бассейна реки Аракс».

Вторая святыня – это монастырь Святого Фаддея (Тадеоса), или «Черная церковь» – «Кара-Келиса», в Западном Атрпатакане (ныне – провинция Западный Азарбайджан). Исторически это территория Великой Армении, области Васпуракан. «Черной» эта церковь называется потому, что построена из черного вулканического камня на месте более древней церкви, разрушенной землетрясением. Легенда гласит, что первая церковь при могиле святого возникла здесь в 68 году н. э. Первые сведения о монастыре датируются VII веком. Современные здания основного собора были сооружены в 1329 году на месте прежнего, разрушенного землетрясением. Остальные сооружения монастыря относятся к началу XIX века, когда он был реконструирован при содействии персидского наследного принца Аббаса-Мирзы. В 300 метрах ниже монастыря находится могила Святого Захария, который помогал перестраивать храм.

ПАЛОМНИЧЕСТВО К МОНАСТЫРЮ СОБРАЛО БОЛЕЕ ПЯТИ ТЫСЯЧ ВЕРУЮЩИХ

В дни ежегодного паломничества (в июле – в день апостола Фаддея) в главной церкви монастыря Святого Таде – Фаддея-Тадеоса совершаются богослужения. Литургия сопровождается крещением детей, несколько сот человек принимают причастие. Служба привлекает армянских паломников со всего Ирана, а также множество верующих других христианских конфессий.

В 2012 году Атрпатаканской епархии Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) в Иране была передана грамота по случаю 5-летия внесения в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в разделе «Армянские монастырские комплексы Ирана» (2008) монастыря Святого апостола Фаддея. Официальную декларацию об этом викарию Атрпатаканской епархии (регион северо-запада Ирана) архимандриту Григору Чифтчяну вручил представитель ЮНЕСКО в Иране Сейид Апади.

Торжественная церемония вручения проходила в дни проводимого традиционно в июле трехдневного паломничества к Святому Таде в день апостола Фаддея. Паломничество пришлось на канун празднования Вардавара (праздник Преображения Господня – 15 июля). После церемонии вручения грамоты специалисты ЮНЕСКО провели осмотр монастыря. Эта процедура обычно проводится как проверка случаев ремонта или строительства, не согласованных с ЮНЕСКО и нарушающих требования к охране памятника мирового значения.

Всех удивил беспрецедентный поток паломников к монастырю Святого Таде c 12 по 14 июля. Более 5 тысяч армян, ассирийцев, католиков и других христиан, проживающих в Иране, подъезжали к монастырю с утра 12 июля. В первый день паломничества вокруг монастыря вырос маленький палаточный городок. Всю ночь на 13 июля как в монастыре, так и вокруг здания храма проходил молебен. Свою молитву, бодрствуя, возносили как взрослые, так и участвующие в паломничестве дети.

На следующий вечер в 20:00 по местному времени у колонн храма, где погребены мощи Святого Фаддея, прошла ночная Литургия с армянскими церковными песнопениями – «шараканами». В последний день паломничества, 14 июля, также была совершена Литургия. После службы верующие подходили к кресту, установленному у одной из стен храма, на котором традицией стало вывешивать на листке бумаги свои молитвы к Господу. Вечером, в канун празднования Армянской Церковью Вардавара, викарий Атрпатаканской епархии возглавил чин освящения воды.

Кстати, в минувшем 2021 году состоялось 67-е по счету паломничество к монастырю Святого Таде-Фаддея.

ГРИГОР ЧИФТЧЯН – ГЛАВА АТРПАТАКАНСКОЙ ЕПАРХИИ ААЦ

В январе 2012 года архимандрит Григор Чифтчян, редактор духовно-просветительского журнала ААЦ «Аск», директор департамента коммуникации и информации Киликийского Католикосата (Ливан), кондаком Католикоса Арама I был назначен викарием Атрпатаканской епархии Армянской Апостольской Церкви (резиденция в Тебризе). Таким образом, Григор Чифтчян стал 41-м главой епархии начиная с 1247 года.

Атрпатаканская епархия находится в церковной юрисдикции Католикосата Великого Дома Киликии в Антилиасе. Епархия была основана в городе Лилава с момента переезда из монастыря Святого Фаддея в 1845 году.

Ее главный собор в Тебризе – церковь Святой Марии.

Сразу после назначения Григор Чифтчян направился в Ливан в резиденцию Киликийского Католикоса Арама I за благословением. На встрече с Католикосом Григор Чифтчян поделился планами на ближайшее будущее. Он отметил, что усилия, в частности, будут направлены на активизацию духовной жизни армян Ирана, на организацию регулярных паломничеств к действующим и склонившимся храмам, открытие воскресных школ, новых духовно-культурных центров. При этом было подчеркнуто, что епархия возложит на себя заботу недействующих и порушенных храмов с тем, чтобы в перспективе организовать их восстановление.

Григор Чифтчян родился в 1969 году в Бейруте. К служению Церкви приступил в 1990 году. Был жезлоносцем Киликийского Католикоса, преподавал в семинарии при Католикосате, исполнял обязанность духовного наставника и руководителя бейрутского сиротского приюта «Трчноц Буйн» («Птичье гнездо»). Он автор более 30 изданий по теологии, истории Армянской Церкви и проповедей.

«На первый взгляд кажется, что расположенные в Иране армянские исторические церкви принадлежат армянам, однако в действительности они принадлежат населению Ирана и всему человечеству», – заявил Григор Чифтчян.

Говоря об армянских культурных памятниках, находящихся на территории Ирана, заместитель председателя организации культурного наследия Исламской Республики Иран Масуд Алавиан Садр подчеркнул:

«Действующая в иранской провинции Западный Атрпатакан (Западный Азарбайджан) армянская церковь Кара-Келиса наряду с 9 историко-культурными памятниками Ирана уже включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Западном Атрпатакане – городе Маку – находится и другая армянская церковь – Сурб Мариам. Одним из примечательных монастырских комплексов на территории Ирана является и армянская церковь Сурб Степанос (X – XII вв.), которая находится на берегу реки Аракс – в Восточном Атрпатакане, городе Джульфа».

В настоящее время в Иране существует 25 армянских церквей. 11 из них действующие (в основном в Тегеране, Тебризе и Исфагане).

Вторая епархия ААЦ в Иране – Исфагана и Южного Ирана, ранее известная как Армянская апостольская епархия Персии и Индии, была основана Хачатуром Кесараци в начале XVII века в Новой Джульфе (район Исфагана). Епархию возглавляет архиепископ Сипан Кащян.

ПОСЕЩЕНИЕ АРМЯНСКИХ МОНАСТЫРЕЙ ВИКАРИЕМ АТРПАТАКАНА

История армянской общины Тегерана насчитывает более ста лет. В качестве полноценной общины она сформировалась в 1940-е годы, когда была создана Тегеранская епархия Эчмиадзинского престола под началом епископа Рубена Дрампяна. Позднее вследствие советских политических интриг Тегеранская епархия вместе с епархиями Атрпатакана и Нор-Джуги (Исфагана) перешли в подчинение Киликийскому Католикосату.

Власти Ирана, в частности Общество по сохранению культурного наследия, проявляют большую заботу о монастырях, церквях и других памятниках старины. Особенным вниманием окружены монастыри Сурб Аменапркич (Святого Всеспасителя) в армянском квартале Нор-Джуга (Джульфа) Исфагана и Сурб Таде в Атрпатакане.

Первым местом, которое посетила делегация епархии Атрпатакана во главе с архимандритом Григором Чифтчяном летом 2012 года, стал монастырь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) в Дерике, находящийся в 20 км к северо-западу от города Салмаст. Построенный в XIV веке монастырь в 1890-х годах сыграл важную роль в армянской истории, став убежищем для армянских воинов-фидаинов (буквально – человек, жертвующий собой во имя веры, идеи). В 1892 году игуменом монастыря был назначен архимандрит Баграт Тавакалян – один из организаторов гайдукского движения (гайдуки – вооруженные крестьяне, угнетенные османским игом), целью которого была борьба с османскими погромщиками в Западной Армении. Сегодня от монастыря, почти полностью разрушенного в результате военных действий в конце XIX века, осталась лишь одна из круглых колонн и часть левой стены монастырской церкви.

Затем делегация посетила руины армянской церкви Сурб Аствацацин в селении Аян, что в 6 км к востоку от Салмаста. Церковь была построена местными армянами в 1781 году. Конструкция церкви, деревянная с грунтовой насыпью, простояла более двух веков. На сегодня от храма остались лишь фрагменты стен.

Делегация епархии побывала еще в четырех армянских храмах провинции Салмаст: Сурб Зоравар в селе Махлам, построенный в 1641 году и разрушенный в результате землетрясения; Сурб Геворг в том же селе, 1711 года постройки; Сурб Аменапркич в селе Зейваджук, воздвигнутый в 1892-м; Сурб Аствацацин в селе Сарна, 1625 года постройки. Во всех храмах были совершены поминальные службы по священнослужителям, похороненным в этих местах.

Материал подготовили Марина и Гамлет Мирзоян

МОНАСТЫРИ СВЯТОГО СТЕФАНА И ДЗОР ДЗОР

Еще в 2008 году монастырь Святого Фаддея был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в разделе «Армянские монастыри в Иране», в котором, кроме монастыря, названного именем апостола Фаддея, значатся также монастыри Святого Стефана (Сурб Степанос) и Дзор Дзор.

Храм Святого Стефана (Стефаноса) находится на склоне горы Магарда, в глубоком ущелье на правом берегу реки Аракс (около 15 км к северо-западу от города Джульфа). Этот монастырский комплекс возведен в IX веке (согласно летописцу XII века, его основал Святой апостол Варфоломей). В связи с землетрясениями монастырь несколько раз реставрировался. Храм построен из фельзитного туфа и отличается уникальными фресками и скульптурными изображениями.

Монастырь Дзор Дзор находится в провинции Артаз. Часовня Сурб Аствацацин (Святой Богородицы) – единственное выстоявшее строение монастыря, построенная в X – XII веках. В 1978 – 1988 гг. часовню переместили приблизительно на 600 метров в связи со строительством плотины на реке Макучай.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля