Ереванский Русский театр тепло и душевно приняли в Санкт-Петербурге
Прошедший в Санкт-Петербурге XXIV Международный театральный фестиваль стран СНГ «Встречи в России» был посвящен 30-летию основания Содружества Независимых Государств. Под крышей «Балтийского дома» он собрал творческие коллективы из России, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и других стран постсоветского пространства.
«Фестиваль «Встречи в России» в «Балтийском доме» является для всех нас особенным. Традиционно каждый год весной к нам съезжаются коллеги и друзья по театральному цеху не только из стран СНГ и Балтии, но практически со всего мира, чтобы встретиться и показать свое искусство петербургским зрителям, поделиться планами на будущее», – отметил руководитель фестиваля Сергей Шуб. И хотя театральная афиша претерпела некоторые изменения в связи с отказом отдельных прибалтийских театров участвовать в столь престижном мероприятии из-за последних событий на Украине, тем не менее на основной программе это не сильно отразилось. По мнению участников фестиваля, он по-прежнему остается надежной платформой для знакомства зрителей с актуальными тенденциями современного русскоязычного театра.
В этом году изысканная публика культурной столицы России познакомилась с работами театральных трупп Минска, Цхинвала, Алматы, Карелии, Бишкека, Еревана. Армению представлял Ереванский государственный ордена Дружбы народов Русский драматический театр имени К.С. Станиславского, который в рамках фестивальной программы показал два спектакля: «Люди. Звери. Обстоятельства» современного американского драматурга Дона Нигро в постановке художественного руководителя театра Карена Нерсисяна и «КонтрАкт» современного английского драматурга Майка Бартлетта в постановке режиссера Норы Григорян. Оба спектакля получили позитивные отзывы коллег и удостоились самого теплого приема петербуржцев, отмечавших, что в блестящей игре Лили Мукучян и Елены Варданян удивительным образом гармонично переплелись армянский колорит и английский черный юмор.
«В Петербурге было солнечно, что удивительно. Но дело даже не в погоде. Сам фестиваль получился очень теплым и душевным. Мы сразу же погрузились в его объятия. После первых конференций начались просмотры спектаклей. Сначала мы сыграли «КонтрАкт», а на большой сцене показали «Люди. Звери. Обстоятельства» по любимой мною пьесе «Звериные истории» американского драматурга Дона Нигро. Она пять лет пролежала в моем режиссерском портфеле. Но чтобы начать ставить какую-либо пьесу, надо, чтобы сначала сошлись многие обстоятельства. Во время пандемии, когда был запрет на скопления людей в одном помещении, настал час постановки этой пьесы. Спектакль получился очень актуальным. Он про то, как в жизни людей все время меняются обстоятельства.
Поэтому мы так и говорим: как же все это про нас, – рассказывает художественный руководитель театра Карен Нерсисян, одновременно подчеркнув, что отмену спектаклей и концертов в трудные времена не считает правильным. – Полтора года назад Армения пережила страшную войну. Но даже тогда мы репетировали и играли спектакли. Это поддерживало нас, помогало выжить. Люди приходили в театр, и мы видели, как это нужно. Были ли сомнения или опасения, связанные с нашим участием в нынешнем фестивале? Были. Обстановка в мире меняется стремительно, рвутся казавшиеся незыблемыми связи… Не хочу говорить о завтрашнем дне. Театр – это нечто, существующее здесь и сейчас. А сейчас мы занимаемся искусством. Это наш способ жить.
Это нас объединяет». За участие в XXIV Международном театральном фестивале стран СНГ ереванскому театру был вручен Диплом за спектакли «Люди. Звери. Обстоятельства» и «КонтрАкт». А за «вклад в развитие культуры и искусства, создание единого культурного пространства, сохранение и упрочение общечеловеческих ценностей» коллективу театра от Законодательного собрания Санкт-Петербурга объявлена Благодарность.
О единении, укреплении сотрудничества и взаимодействия, развитии русскоязычных театров за рубежом, проблемах преемственности и сохранения традиций, а также механизмах поддержки молодых талантов и многом другом на фестивальной площадке говорилось не раз. Причем, главная тема «Новые лица русских театров зарубежья» обсуждалась не только на конференциях, пленарных заседаниях, мастер-классах, лекциях, но также в кулуарах и дружеских встречах «без галстуков». Значительная часть рабочей программы в этом году была посвящена молодым, то есть тем, кто завтра будет развивать театральное искусство, продвигать русскую театральную школу. По мнению участников фестиваля, все поднимаемые вопросы более чем актуальны в наше сложное время и тем более приемлемы к рассмотрению в рамках Ассоциации деятелей русского театра зарубежья, которая за пять лет с момента своего зарождения смогла объединить единомышленников из сорока стран мира.
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии