№7 (351) июль 2022 г.

Артем Мусаелян: Павильон «Армения» – один из самых посещаемых на ВДНХ

Просмотров: 22228

Каким стал павильон «Армения» на ВДНХ сегодня? Что представляет Армению в культурно-выставочном центре? Каков он, армянский бренд?

На эти вопросы редакции газеты «Ноев Ковчег» ответил Артем Мусаелян, руководитель павильона «Армения» на Выставке достижений народного хозяйства.

– Артем, когда открылся новый павильон «Армения»?

– Павильон «Армения» открылся в 2002 году как торгово-выставочный комплекс. Именно так он назывался во всех официальных документах. Отдельным пунктом в межправительственном договоре было прописано, что в павильоне должен работать ресторан национальной кухни. Аналогичные требования российская сторона предъявила ко всем другим национальным павильонам ВДНХ.

Павильон «Армения» уникален, как и сама судьба армянского народа. Это не исторический павильон республики. Первоначально он назывался «Сибирь» и был построен в 1953 году. Павильон передали Республике Армения с износом в 70%. Его восстановление и реставрацию осуществляли частные компании, причем в два этапа – в 2002 и в 2019 годах.

В 2002 году был произведен капитальный ремонт, и здание начало функционировать. Но в 2018-м у московских властей появилось много вопросов к функциональному наполнению павильона, к его концепции, реставрации самого здания. Последовало требование переделать концепцию павильона.

– Что перестало удовлетворять?

– После того как была произведена масштабная реставрация павильона в 2002 году, вопросов со стороны властей в течение нескольких лет не возникало. Павильон «Армения» был одним из функционирующих объектов ВДНХ. Это был первый национальный павильон выставки, в котором работали магазины, ресторан и дегустационный зал.

Но Москва 2000-х кардинально отличается от Москвы сегодняшней, причем во всех сферах жизни. Раньше ВДНХ изначально была объектом федерального значения, затем перешла под управление Москвы. Город вложил средства в реставрацию всего комплекса. Если раньше ВДНХ была торгово-выставочным комплексом, то сегодня это разноплановый культурно-выставочный комплекс.

ВДНХ сегодня – это музеи, вернисажи, аттракционы, рестораны, зоны отдыха. Формат ВДНХ изменился. Выставок стало, к сожалению, меньше, ВДНХ теперь в основном парковая зона Москвы, где москвичи и гости столицы проводят выходные и праздничные дни.

И в 2018 году стало понятно, что павильон «Армения» не вписывается в новую концепцию ВДНХ.

– Что предстояло сделать?

– Когда мне предложили возглавить перестройку павильона и я взялся за эту работу, нужно было прежде всего найти команду архитекторов, которые бы оптимально организовали пространство павильона и соответственно его перестроили. Мы остановили выбор на московских архитекторах, которые воодушевились проектом и с энтузиазмом взялись за его выполнение.

Мы повезли архитекторов в Армению, чтобы они могли своими глазами увидеть республику, познакомиться с архитектурой ее столицы, с армянской культурой, искусством. Мы посещали выставки, библиотеки, храмы, снимали на пленку фрагменты армянских национальных орнаментов, в том числе на храмах и церквях. Результатом этой поездки стала принципиально новая концепция павильона.

– Какая?

– Она исходила из того, что должен увидеть приехавший в Армению турист, чтобы проникнуться духом нашей республики. Безусловно, он должен познакомиться с историей Армении, ее храмами и церквями. Он должен увидеть работы армянских мастеров живописи, ювелирного дела, коврового искусства. Естественно, посетить Музей коньяка Ереванского коньячного завода. И конечно, ни один гость Армении не должен пройти мимо армянской национальной кухни.

В соответствии с новой концепцией мы открыли в павильоне дегустационный зал армянского коньяка, нашего национального напитка, который уже давно стал визитной карточной Армении. В павильоне действует зона вернисажа, где представлены сувениры, армянские книги. Создана зона арцахских ковров ручной работы. Есть зал ювелирных изделий. Открыт магазин армянских продуктов и, конечно, ресторан национальной кухни «Арарат». Кстати, в павильоне представлена и газета «Ноев Ковчег». Мы гордимся, что у армян России есть своя газета.

Что касается ресторана, была проведена колоссальная работа по переделке и ремонту его помещений. Мы полностью заменили электропроводку, отремонтировали кухонный блок, заменили все коммуникации, в том числе водоснабжение и отопление. Эта работа на первый взгляд не видна посетителям, но она потребовала больших усилий и серьезных финансовых вложений.

– Сколько гостей в среднем посещает павильон?

– Посещаемость зависит от погодных условий, от мероприятий, которые проводятся на ВДНХ и которые организуем мы сами. Если в нашем павильоне проходят крупные мероприятия, если это хороший солнечный или праздничный день, то число посетителей достигает 10 тысяч человек в день.

– Цифра колоссальная.

– Да, павильон «Армения» – один из самых посещаемых на ВДНХ. Это признает и руководство ВДНХ.

«Армения» – точка притяжения выставочно-паркового комплекса. Многие специально приезжают на ВДНХ, чтобы посетить наш павильон, познакомиться с культурой, историей и национальной кухней республики, продегустировать армянский коньяк или вино.

– Здание павильона «Армения» относится к объектам культурного наследия. С какими сложностями пришлось столкнуться при его реставрации? Городские власти принимали участие в финансировании?

– Все расходы, связанные с реставрацией и жизнеобеспечением павильона, несем мы сами и наши арендаторы.

Нынешний павильон «Армения» числится в документах как павильон угольной промышленности, хотя, как уже упоминалось, был павильоном «Сибирь». Название «Армения», написанное на фасаде красивыми золотыми буквами, появилось благодаря специальному разрешению администрации ВДНХ.

На сегодняшний день новая концепция павильона воплощена в жизнь. Но само здание еще полностью не отреставрировано. После того как мы разработали концепцию, был разработан и проект реставрации здания. Создан проект адаптации/приспособления здания – объекта культурного наследия к современной жизни. Проектная документация заняла несколько объемных томов. Главное – все работы по реставрации необходимо согласовывать с целым рядом инстанций.

Сегодня полностью завершена работа по восстановлению парадной двери павильона. Ее высота 4,5 метра. Дверную группу мы отправляли в реставрационную мастерскую, и сегодня она радует и нас, и посетителей. Проведена масштабная работа по очистке панно «Сибирь», к которому рука реставратора не прикасалась с 1950 года. Отреставрированы мозаичные узоры внутри здания, сделанные еще в 50-е годы прошлого столетия. Частично восстановлен исторический пол, который был закрыт и линолеумом, и какими-то другими материалами.

В реставрационных работах мы использовали туф, уникальный красный камень, привезенный из Армении. Я лично организовывал его доставку. Мы смогли использовать туф на входе в ресторан, в дегустационном зале, в музее. Согласование его использования было непростым. Но так как изначально второго этажа в павильоне не было вообще и он появился только благодаря новому проекту, мы смогли договориться с департаментом об использовании туфа на вновь созданных площадях

павильона.

Реставрация фасадов здания и крыши дорогостоящая и сложная. С 1953 года к крыше никто не прикасался. Кроме того, павильон венчает огромный вазон, который также нуждается в ремонте. Это очень затратные работы, и их можно производить только летом. Ремонтные работы фасада ведутся под контролем департамента культурного наследия Москвы и архитектурного отдела ВДНХ. Использование тех или иных строительных материалов в обязательном порядке согласовывается, как и колористические решения. Все работы должны осуществляться строго в соответствии с проектом. А в процессе работы всегда приходится вносить те или иные изменения, и это одна из самых больших трудностей в реставрации павильона.

– Расскажите о дегустационном зале.

– Дегустационный зал – одна из точек притяжения в нашем павильоне, одно из излюбленных мест посетителей ВДНХ. Во-первых, мы гарантируем качество напитков. Во-вторых, в дегустационном зале работают опытные консультанты и можно получить исчерпывающую информацию о каждом напитке. Консультанты со знанием дела представят вам тот или иной коньяк или вино и предложат попробовать. Посетитель не только получает удовольствие от дегустации напитка, но и узнает много интересного о нем. Кроме того, консультанты фиксируют мнения посетителей о напитках. Таким образом, производитель может учесть пожелания потребителя.

– Какие?

– Внести изменения в этикетку, например.

Речь идет о прямой связи производителя с потребителем. Обратная связь очень нужна, тем более что порой армянские производители недостаточно хорошо знают российский рынок, имеют о нем свое представление. А специфика есть. Вот информацию о ней павильон «Армения» и пытается донести до производителей, способствуя тем самым повышению конкурентоспособности армянской продукции.

Если говорит о вине, в этом сегменте алкогольной продукции в настоящее время имеется немало достойных производителей. Часть их продукции представлена в нашем дегустационном зале. Любой армянский производитель напитков, который намерен выйти на российский рынок, может напрямую, без посредников представить их в павильоне.

– Павильон «Армения» стал своеобразным культурным центром. В нем проводятся различные мероприятия, в том числе фестивали вин, ярмарки, концерты. Расскажите об этом.

– Разработанная концепция павильона предусматривала создание ряда новых площадей. Так, у нас появился конференц-зал. Оборудованы площадки первого и второго залов, которые полностью освобождены от торговли. В залах мы проводим концерты, фестивали. Раньше таких площадок в павильоне не было. Цель наших мероприятий – повысить узнаваемость армянских брендов. Мероприятия проводит также армянская диаспора Москвы. Многие компании и фирмы отмечают в павильоне свои юбилеи, корпоративные праздники.

Второй год подряд мы проводим фестивали армянских вин и крепких напитков. Даем рекламу, приглашаем экспертов, сомелье, которые оценивают продукцию и пишут рецензии. Постоянный гость – глава Союза сомелье России Артур Саркисян, а также другие известные российские эксперты, которые освещают фестивали. Эти мероприятия способствуют повышению узнаваемости армянских брендов, популяризации армянских напитков, установлению прямого контакта продавца с потребителем. Такие фестивали-ярмарки в обязательном порядке сопровождаются музыкальными программами. Исполняются национальные танцы, звучит армянская музыка.

Раз в две недели у нас проходят выставки современных армянских художников. Вернисажи в выставочном зале распланированы до конца года. Молодые художники не только представляют свои работы, но и могут их продать. Так мы стараемся поддержать армянскую творческую молодежь.

По случаю Дня Победы мы организовали в павильоне крупное мероприятие, за успешное проведение которого получили благодарность от руководства ВДНХ. Выступали танцевальные ансамбли, исполнялись военные песни, была организована выставка произведений армянских художников на военную тематику. Посетителей было очень много.

– Имеются ли сегодня какие-либо логистические сложности с доставкой продукции, представленной в павильоне?

– Нам иногда задают вопрос, почему армянское вино, стоящее на полке магазина, дороже, чем французское или итальянское. То же самое касается и консервной продукции. Это связано с географическим положением нашей родины – у нас нет непосредственной границы с Россией, а логистика сегодня достаточно дорогая.

Для того чтобы произвести хорошее вино, нужно импортное оборудование, которое армянские производители закупают за границей. Вино необходимо упаковать в хорошую бутылку, часто иностранного производства. Так же обстоит дело и с консервной продукцией. Тара и упаковка (банки для консервов, бутылки и пакеты для соков) преимущественно привозные. Таким образом, логистическая цепочка получается достаточно длинной. Сначала надо доставить их в Армению, а потом уже готовую продукцию из Армении привезти в Россию. Этим обусловлены и несколько более высокие цены на армянскую продукцию. Но цена компенсируется качеством. Экологичный армянский продукт – уже известный бренд.

Мы выступаем за прямой диалог с партнерами и коллегами. Всегда при деловых контактах стремимся донести нашу позицию. Насколько это получается, самим судить сложно, но мы прилагаем все усилия.

Команда павильона не только работает в нем, но и живет его проблемами, нуждами, успехами, делает все для того, чтобы любой посетитель, пришедший в этот уголок Армении в Москве, почувствовал себя как дома.

– За последние два года павильон «Армения» изменился кардинально. И в этом также проявляется любовь к Родине, потому что без нее таких результатов за такой короткий срок достичь невозможно. Желаю Вам дальнейших успехов.

Беседу вел Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 7 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Давно не приходилось посетить ВДНХ.Побывал там в прошлое воскресенье, приятно был удивлён павильоном Армения, как он преобразился и стал одним из лучших. А в ресторане можно отведать многие армянские традиционные блюда. Прочитав интервью с директором павильона, стало понятно, что это его заслуга в тех позитивных изменениях которые произошли.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты