№7 (351) июль 2022 г.

Кто пытается навязать ползучую туркофилию в Армении?

Просмотров: 2441

Пока живущая в параллельной реальности правящая верхушка активно продвигает в Армении мертворожденную «эпоху мира» с Турцией и Азербайджаном, представители последних проникают в страну тихой сапой, подкидывая местному населению для проверки пробные шары. Первый из них коснулся отмены эмбарго на турецкий ширпотреб через полгода после окончания 44-дневной войны. А каждый последующий уже привычно отправляется в лузу, пополняя счет предательских замыслов «рюкзаков».

И если слухи о легитимных паспортах, выданных азербайджанцам экс-главой СНБ Армении Аргишти Кярамяном, отрицаются на официальном уровне, то появление граждан соседних государств на улицах армянской столицы, как, кстати, и турецких фур, не раз фиксировалось местными жителями. «Часто они маскируются под иранских туристов или бизнесменов. Эти люди ходят по улицам нашего города в уверенности, что их не смогут опознать. Но я прожила в Баку добрую половину жизни и поэтому легко могу отличить азербайджанскую речь. Что они делают в Ереване? Что замышляют? Видимо, подобные инциденты не интересуют органы национальной безопасности», – говорит беженка из Азербайджана Римма Погосова.

Между тем присутствие этих граждан в Армении подтверждается покупкой ими недвижимости на нашей территории. «Правовые нормы по имущественным вопросам Армении таковы, что граждане любого государства могут приобретать у нас в собственность объекты несельскохозяйственного назначения, – заявил в Национальном Собрании журналистам глава Комитета кадастра Сурен Товмасян. – Если не ошибаюсь, то на сегодняшний день гражданами Турции и азербайджанцами выкуплено 77 инженерных сооружений. Большинство из них представляют собой квартиры или небольшие общественные помещения. Мы не видим здесь никакой проблемы». Впрочем, проблема все-таки есть, поскольку цифры,

озвученные министром экономики Ваганом Керобяном, несколько иные. По его данным, в общей сложности азербайджанцы приобрели 6, а турки 83 объекта, среди которых 57 квартир, 5 жилых домов, 1 гараж, 8 объектов общественного назначения и 12 земельных участков. При этом нестыковка приведенных данных явно бросается в глаза, но вменяемых разъяснений по этому поводу получить так и не удалось.

Остались без внимания и представленные прессой факты осквернения религиозных святынь на территории, нет, не оккупированного Арцаха, а непосредственно самой Армении. Так, весной этого года в церквях Еревана, Раздана, Мецамора подверглись вандализму изваяния Всеспасителя. У статуй были отбиты ноги, руки, голова. И хотя в оставленных «листовках» указывалось, что рукотворные скульптуры не могут быть Богами, версию о сектантах сочли несостоятельной. Кстати, в это же время в центре столицы был осквернен бюст одного из лидеров Карабахского движения, Героя Арцаха Леонида Азгалдяна. Спустя месяц вандалы продолжили надругательства над памятью в городе Артике. Проникнув ночью в здание регионального Союза ветеранов, они разгромили офис организации и сожгли стенд с фотографиями героев, погибших в ходе 44-дневной

войны.

«У меня больше не осталось сомнений в том, что Армения кишит конкретно турецкими и иными агентами», – считает известный деятель искусства Ара Шаумян, выложивший в соцсети фотографии изуродованных святынь. Однако преступников, по сообщению полиции, найти так и не удалось. Как считает богослов, преподаватель кафедры истории и теории религии ЕГУ, член-корреспондент РАЕН Вардан Хачатрян, вероятнее всего, все эти случаи являются звеньями одной цепи и управляются из одного центра. «Не исключено, что вандализм может быть делом рук исламских радикалов, проникших в Армению из Азербайджана. Их выдает совершенно одинаковый почерк на армянских кладбищах и культовых сооружениях, перешедших под контроль Азербайджана. Первым стало святотатство в храме Казанчецоц после занятия азербайджанцами Шуши, – говорит он. – Что касается Армении, то вряд ли это дело рук местных сектантов. Во всяком случае, в прошлом за ними подобной агрессии к религиозным памятникам не наблюдалось. А вот повреждение лика Христа – это проявление исламского аниконизма с его жестким запретом изображения святых». Такого же мнения придерживается и искусствовед Армен Арустамян, также не исключающий, что руководство актами вандализма ведется из единого центра и может считаться одним из вариантов гибридной войны против национальной идентичности.

Следующим звеном стал недавний инцидент в севанской школе №4, где под руководством учителя географии учащиеся восьмого класса устроили праздник «толерантности», ставший, по словам главного редактора BlogNews.am Арама Геворкяна, настоящим парадом туркофилии. «И это происходит в то время, когда противник проводит укреп-

работы на «своих» оккупированных позициях близ общин Кут и Верин Шоржа Гегаркуникской области. Происходит в то время, когда Алиев в каждом своем выступлении заявляет, что Севан принадлежит им и они рано или поздно «освободят» его. Происходит в то время, когда наши географические соседи спят и видят, как украсть у армян и иранцев еще одну песню или блюдо, чтобы заполнить ими свою несуществующую историю. И вот в севанской школе выдумали для азербайджанского государства несуществующую историю и представили без всякого стыда», – написал он. Понятно, что для проведения подобных мероприятий спускается благословение вышестоящих органов. И возможно, именно поэтому омбудсмен Кристине Григорян считает «шумиху» в СМИ не чем иным, как дешевой манипуляцией. «Открытый урок в Севане всего лишь подчеркивает разнообразие образовательного содержания, включая информацию о флаге, истории, национальных особенностях и кухне соседнего государства. Я не вижу в этом ничего плохого, а ваши возмущения можете направить в соответствующие инстанции», – резюмировала она свою беседу с журналистами.

Продолжением «образовательной» эпопеи, а вернее, апофеозом приступа «филии» стал Международный день защиты детей, когда по традиции ребятишки рисуют на асфальте цветными мелками свое будущее. Но вместо привычных солнца, мирного неба и любимой мамы в некоторых дворах был замечен выведенный детской рукой азербайджанский флаг в соответствующей цветовой палитре. Об армянском триколоре дети словно забыли. Невольно создавалось впечатление, что кем-то изначально была дана гипнотическая установка на представление асфальтовой вексиллологии «дружественной» страны. Сегодня этот «кто-то» старается ползучей интервенцией подменить понятие национальной идентичности псевдолюбием к врагам. Вполне предсказуемый результат, если вспомнить, что сама концепция патриотизма отвергнута политикой нынешней власти. Чем обернется культивируемая «эпоха мира» в будущем, догадаться несложно, раз под прицелом оказались уже детские души.

Александр Маркосян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты