«Хорошо сыграл. По-армянски. Арно Арутюновичу понравилось бы»
Искусство помогает преодолевать, а преодолевая, созидать, что дает силы двигаться дальше сквозь перипетии ежедневно усложняющегося мира. Человечество практически с колыбели пытается создать универсальный язык международного общения. На мой взгляд, такой язык уже создан, его знание и интерпретация рождаются с человеком, но не умирают вместе с ним, а живут в вечности. Язык этот – искусство. Роль искусства как моста, соединяющего народы, воспевали философы и поэты, композиторы и писатели, все, чьей души однажды коснулась муза. Не обошла своим вниманием муза и сынов армянского народа. Об одном из них пойдет речь в нашей сегодняшней статье.
Сурен Вартанян – пианист, дипломант Российского конкурса, солист Сочинской филармонии… Но обо всем по порядку. Сурен родился в 1964 году в Сочи в семье летчика Роберта Вартаняна и его супруги, диктора Сочинского радио и телевидения, а впоследствии – Радио Армении Валерии Шелестовой. Игре на фортепиано маленький Сурен начал обучаться с пяти лет, сначала у частного педагога, затем в Ереванской музыкальной школе им. А. Тиграняна в классе преподавателя Сусанны Погосян. Дружба творца и музы, начавшаяся в раннем детстве, стала делом жизни Сурена Робертовича. После завершения обучения в Ереванской государственной консерватории им. Комитаса осенью 1989 г. Сурен Вартанян получил направление в аспирантуру и на протяжении следующих двух лет стажировался в классе профессора Московской государственной консерватории Валерия Кастельского.
Наша беседа с Суреном Робертовичем состоялась в постконцертной обстановке, когда волнение от выступления уже улеглось, а восторженные впечатления зрителей еще наполняют атмосферу.
– Любой музыкант всегда находится в поиске, в разные периоды жизни находя себя в произведениях разных композиторов. В периоде какой музыки, какого композитора сейчас душа пианиста Сурена Вартаняна?
– В нынешнем году музыкальный мир празднует 150-летие со дня рождения великого русского гения Александра Скрябина. Готовясь к этому юбилею, я собрал сольную программу из произведений композитора, которую уже исполнил в Сочинском органном зале им. Алисы Дебольской. Также мы провели литературно-музыкальный вечер, посвященный творчеству этого композитора и его современников-поэтов. Должен признаться, Скрябин – один из моих любимейших композиторов, и если говорить о душе пианиста, то скрябинская музыка всегда притягивает меня и восхищает своей неординарностью, полетом и невероятным эмоциональным контрастом. В будущем году нас ждет еще одна значимая дата: 150-летие со дня рождения Рахманинова! Еще одно имя, которое значит очень много как для всех ценителей музыки, так и для меня лично. Музыка этих двух гениев знакома мне с юных лет и не перестает поражать своей глубиной. Тем не менее сейчас, в середине сезона, мне захотелось ненадолго отойти от этих двух стихий по имени «Рахманинов» и «Скрябин» и погрузиться в совершенно иную стихию, имя которой – Иоганн Себастьян Бах. Как говорил великий пианист Святослав Рихтер, Баха надо играть хотя бы из гигиенических соображений. Поскольку я очень давно не обращался к творчеству Баха – а в Сочи на концертах я вообще еще ни разу его не играл, – мне захотелось обратиться к этой великой музыке, которая поистине обладает очищающей силой. Есть и еще один резон. У нас в Органном зале постоянно звучат сочинения Баха, но только те, что написаны для органа. А вот клавирная его музыка практически не звучит. Надеюсь, скоро мы исправим это упущение.
– Давайте поговорим о национальной музыке. Вы не раз открывали для сочинского зрителя армянских композиторов как в отдельных произведениях в рамках сборных концертов, так и в целых концертных программах (к примеру «Армянская рапсодия»). Как соприкосновение с «родным» отражается на формировании исполнительского стиля музыканта?
– Самому мне трудно судить об особенностях собственного исполнения, но вспомню такой эпизод. В 2010 году, когда у нас в Сочи проходил концерт в рамках проекта «Новые имена Армении», Сильва Ильинична Мекинян – директор Ассоциации деятелей искусства Армении – еще на репетиции после нашего исполнения «Ноктюрна» Арно Бабаджаняна сказала мне: «Хорошо сыграл. По-армянски. Арно Арутюновичу понравилось бы». Такой комплимент дорогого стоит! Что касается сочинений других композиторов, не армянских, то я часто слышал и от любителей, и от профессионалов, что армянский дух все равно присутствует в нашей игре. Видимо, это проявляется в какой-то особой эмоциональности, интонациях и, возможно, более ярких звуковых красках.
– Согласна, присутствие армянского духа, чувствуется в каждом касании клавиш. Помню, после одного из концертов, где Вы исполняли музыку Арно Бабаджаняна, две слушательницы с большим «филармоническим стажем», сидевшие впереди, не без удовлетворения отметили: «Армяне не перестают удивлять». Говорят, что профессия формирует человека, его характер, мировосприятие. С другой стороны, из глубины своего ремесла мы несем в мир что-то новое. Что в этот мир несет современный пианист-музыкант?
– Современный мир довольно своеобразен, хотя во многом и не нов. Людей больше всего сейчас привлекает в игре музыканта виртуозный блеск и яркие внешние атрибуты – одежда, прическа, жесты или мимика. И многие исполнители стремятся соответствовать именно этим запросам публики. Но всё не столь однобоко. Сейчас появляется немало музыкантов, причем молодых и даже совсем юных, которые отличаются какой-то особой глубиной мышления, тонкостью ощущения материала, самобытностью и интеллектом. И слушатель, способный к восприятию настоящей музыки, несомненно, откликается на такую игру. Кроме того, приметой нашего времени в музыке становится интерес к малоизвестным произведениям и авторам. Так, все больше в концертных залах мира звучат редко исполнявшиеся раньше сочинения Метнера, Алькана, Глиэра, Годовского. Чаще прежнего стали звучать переложения симфонической, оперной и балетной музыки – для фортепиано и других инструментов, и зачастую авторами этих переложений выступают сами исполнители. Так и я, поддавшись этой тенденции, пару лет назад представил публике свои транскрипции фрагментов из «Пиковой дамы» Чайковского, а также несколько переложений песен Таривердиева.
– Вы уже много лет работаете в творческом тандеме с певицей Лианой Мсрлян. Расскажите о вашем совместном творчестве, о наиболее ярких проектах, предстоящих задумках.
– Лиана – музыкант невероятного трудолюбия, настойчивости и профессионализма. Особенно ценю в ней то, что называется совестью художника. Она никогда не делает себе скидок на любительскую аудиторию. Например, если мы готовим программу из арий или песен, исполняемых на иностранном языке, она будет тщательно сверять свое произношение с оригиналом независимо от того, будет в зале кто-то знать данный язык или нет. То же самое и в отношении чисто музыкальных, профессиональных деталей. Всегда все делается на сто процентов своих возможностей. Это очень ценно. Программы, которые мы готовим для сочинской публики, как правило, складываются из трех направлений: это русская музыка, зарубежная и армянская. Сейчас у нас в работе появились никогда не исполнявшиеся нами сочинения русских авторов – Глинки, Аренского и Метнера. Что касается армянской музыки, то у нас был целый ряд программ – «Музыка в цвете граната», «Мелодии с абрикосовой ветки», «О любви на двух языках» и другие, – в которых мы исполняли самые разные сочинения. Это была и опера, и романсы, и песни. Комитас, Спендиаров, Тигранян, Чухаджян, Хачатурян, Абрамян, Бабаджанян, Мирзоян, Арутюнян, Тертерян, Каначян – вот примерный перечень авторов, чьи произведения звучали и продолжают звучать в нашем репертуаре. Особой любовью у слушателей пользуются духовные армянские песнопения в исполнении Лианы Мсрлян. Мне очень отрадно, что армянская классическая музыка регулярно звучит в нашем городе и всегда встречает теплый прием у публики. Многие впервые открывают для себя эту сторону армянской культуры – классическую музыку Армении.
– Армянская земля дала миру множество талантливых, гениальных творцов именно в сфере искусства. Кто, на Ваш взгляд, сейчас олицетворение армянской музыки нового поколения?
– Хотя в Ереванской консерватории по-прежнему действует факультет композиции и там преподают очень квалифицированные специалисты (композиторская школа Армении всегда отличалась высоким уровнем), мы здесь еще не услышали тех имен, которые можно было бы назвать символом нынешнего поколения. Да это и не так просто в век сумасшедших потоков информации, как ни парадоксально! Тем более что в высоком искусстве такие имена определяются по прошествии какого-то времени. Сейчас, например, мир все больше знакомится с творчеством Авета Тертеряна – выдающегося композитора, самобытного, в чем-то загадочного. Творил он в середине и конце прошлого века. Но только сейчас его музыка начинает все чаще звучать и в самой Армении, и за ее пределами. Проводятся целые фестивали, посвященные его творчеству. Восемь симфоний, главные детища Тертеряна, представляют собой полотна, написанные современным музыкальным языком, но обращенные к самым глубоким корням как армянского народа, так и всего человечества.
Творческий путь Сурена Вартаняна, начавшийся еще с консерваторской скамьи полон захватывающих музыкальных проектов, особый интерес и гордость вызывает тот факт, что именно в исполнении Сурена Вартаняна в рамках Года Армении в России впервые в Сочи была исполнена «Героическая баллада» А. Бабаджаняна. Сегодня Сурен Робертович не только талантливый исполнитель, но и одаренный педагог, чьи ученики уже делают смелые шаги, покоряя музыкальный Олимп. Особый интерес у слушателей всегда вызывают совместные программы, где солирует не только рояль, но и другие музыкальные инструменты и исполнители. Среди самых ярких – концерты «Дудук, орган и голос» и «Мелодии с абрикосовой ветки».
Как отмечал Католикос всех армян Вазген I: «Армянский народ в песне Комитаса нашел и узнал свою душу, свое духовное «я». В исполнении Рафаеля Мкртчяна (дудук), Лианы Мсрлян (сопрано), Владимира Королевского (орган), Сурена Вартаняна (фортепиано) своды Сочинской филармонии наполнились звуками мелодий Иоганна Баха, Франца Шуберта, Томазо Альбинони, Саят-Новы, Комитаса…
В 2014 году Сурен Робертович встретил свой 50-летний юбилей, который посетили представители САР г. Сочи. «Внимание, которое Вы уделяете сохранению и распространению армянской культуры, достойно уважения!» – было отмечено в благодарственном письме музыканту.
Сурен Вартанян своим искусством всегда служил сохранению исторической памяти армянского народа. В 2022 году он принял участие в концерте-реквиеме, посвященном памяти жертв геноцида армян 1915 г. Концерт-реквием был организован местным отделением Общероссийской общественной организации «Союз армян России» г. Сочи.
Недавно состоялся еще один знаковый совместный проект в карьере Сурена Робертовича. Народная артистка России Светлана Аманова, звезда кинофильмов «Спортлото-82», «Зимний вечер в Гаграх», «Анна Каренина», «Барышня-крестьянка», киносериалов «Бедная Настя», «Маргоша» и «Простые истины», исполнила для поклонников романсы и поделилась воспоминаниями о работе с мастерами советского кино. Партию фортепиано на творческом вечере исполнил Сурен Вартанян.
2022-й – знаковый год для всех жителей Краснодарского края, в том числе и сочинцев. Наша малая родина празднует 85-летие со дня своего основания. В рамках праздничных мероприятий, приуроченных к этой знаменательной дате, Сурен Вартанян в числе солистов Сочинской филармонии представит новые творческие программы и произведения.
Беседу вела Лиана Габрелян, Сочи
Оставьте свои комментарии