Азербайджан готовится к новой войне
По его словам, в нем не говорится о захваченных Азербайджаном в результате агрессии территориях Армении и оккупации и ему непонятно, где размещать наблюдателей. То ли на старой линии границы, то ли на перемещенной вглубь Армении. И это несмотря на то, что обсуждение предложенных документов происходило до саммита и армянская сторона могла бы согласовать свою позицию с ОДКБ. Понятно, что и ОДКБ не блещет организованностью, на определенном уровне в ней, как и во всякой организации, торжествуют законы бюрократии. Некоторые члены ОДКБ после 44-дневной
войны поздравляли Алиева с победой. Ладно бы среднеазиатские республики, но и политически гибкий Лукашенко тоже не преминул сделать Алиеву приятное. Как если бы члены НАТО поздравляли Россию с успехами в украинской операции.
Но даже чисто теоретически если бы определения Пашиняна попали в документ, то это привело бы к вполне понятным сложностям во взаимодействии России с военно-политической верхушкой Азербайджана, отношениями с которой Россия по вполне понятным причинам дорожит, не давая ей уйти под полный патронат Турции и НАТО, с которым она воюет. Пашиняновские определения сразу перевели бы Азербайджан в статус оккупанта, с которым не следует иметь дело. Ничего приличного из этого получиться не могло бы. Россия скорее всего, особенно сегодня, имея украинскую проблему, просто потеряла бы воздействие на Алиева.
Еще одно следствие. Алиев, имея пашиняновские определения, может просто отказаться покинуть захваченные территории. Как минимум сославшись на то, что может уступить территории только в результате делимитации и демаркации. Получилось бы, что решение ОДКБ есть, но исполнения нет. Что означало бы имиджевый удар по организации, которого можно было бы избежать, начав военные действия. Что всячески приветствовалось бы НАТО как повод к войне на Южном Кавказе.
Складывается впечатление, что требование Пашиняна возникло не на голом месте, кто-то просчитал возможные последствия. Более того, выставив свои требования, Пашинян фактически отверг и военную и военно-техническую помощь ОДКБ. Правда, генсек ОДКБ уже после саммита сказал, что они готовят отдельный документ о военной помощи Армении. Сумеет ли Пашинян отклонить и его? Вопрос…
И это на фоне того, что выбора у нас нет. С Россией у нас не только культурные и экономические связи, общая судьба, но и огромная, естественно по масштабам Армении, диаспора в России. Есть Франция с полумиллионной диаспорой, временами выступающая с как бы осуждающими Азербайджан заявлениями, и НАТО, которое воюет против нас, поддерживая своего члена – Турцию. И не сделавшее ни одного осуждающего заявления хотя бы по поводу применения Азербайджаном фосфорных бомб и кассетных снарядов. Но Западу, увы, все прощается. Как в свое время Антанте.
И тут нам не избегнуть исторических экскурсов. Существовал союз Ленина с Ататюрком, но сегодня ясно, что то оружие, которое Ленин предоставил Ататюрку вместе с золотом и военными советниками, должно было попасть в Армению. «НК» уже осветил этот период, когда Степан Шаумян прибыл в Тифлис с чрезвычайными полномочиями, чтобы упорядочить отход русских войск с турецкого фронта с последующей задачей отстоять Западную Армению, но дашнаки, кооптированные в Закавказский сейм, ему отказали и даже соорудили виселицу, на которой собирались его повесить. У них была очень сильна провинциальная вера в Антанту – союзника монархической России и врага большевистской.
Россия пыталась обезопасить свой южный фланг, и когда это предложение было провалено, в дело вступил Ататюрк. Конечно, в турецких предпочтениях Ленина сыграл роль и германский генштаб – спонсор октябрьского переворота, но, как бы то ни было, Россия пошла на союз с Ататюрком. Территория Армении по итогам Батумского договора уменьшилась до 12.000 кв. км, статус ее был низведен до колониального. Британия в это же время, имея Ататюрка своим агентом, позволила ему даже повоевать с британцами, дабы изобразить Турцию врагом. Не зря, видимо, Галлиполийское поражение Британии 1915 года отмечается как праздник с обеих сторон. Безусловно, и история, и запас безнравственности, что сегодня называется политическим прагматизмом, позволяли британцам проявлять политическую изворотливость, чего не требовалось от дашнаков. Им было бы вполне достаточно просто выйти из лагеря, находящегося далеко, представления о позитивном отношении к Армении которого уже тогда были весьма и весьма иллюзорны, и перейти в русский лагерь, что и произошло. Но с потерями и потом. И сегодня ситуация достаточно напоминает ту. Россия хочет обезопасить южный фланг, предлагая Армении помощь, получая отсюда сюрпризы. Более того, предложения Лаврова до войны сдать пять районов Азербайджану мирным путем сегодня заставляют думать, что Россия в преддверии украинской спецоперации пыталась обезопасить свой южный фланг. В итоге районы были сданы с войной и с жертвами, еще и вдогонку Пашинян отдавал куски Арцаха, не предусмотренные соглашениями с участием России.
На этом фоне обстановка сейчас весьма и весьма тревожна. Если проводить параллели с той, которая сложилась перед 44-дневной войной, то и тогда, и сегодня пропагандистская машина Азербайджана была переполнена обвинениями Армении в приграничных провокациях. В июле 2020-го в приграничном Тавушском марзе действительно были столкновения с серьезными потерями с азербайджанской стороны. Был сбит беспилотник «Гермес» израильского производства, среди погибших числился азербайджанский бригадный генерал. Эпизод был развернут в серьезную победу, были розданы «боевые кресты» и т.д. В то время как захваты приграничных опорных или наблюдательных пунктов были тогда рутинной практикой с обеих сторон. Если не уходить глубоко в конспирологию, то революционная власть, отметив этот эпизод наградами, пыталась самоутвердиться. Причем азербайджанцы сами оставили пункт, а потом, когда армянская сторона пришла на пустующий пункт, развернули это в боевую операцию с применением БПЛА. Уже тогда некоторым аналитикам это казалось не победой, а срепетированной провокацией, в которой Азербайджан приобрел статус пострадавшей стороны, и сегодня число сторонников этой версии возросло. Армения как бы утвердилась во мнении о мощи своей армии, у Азербайджана появился повод к мести. После войны Азербайджан последовательно осуществляет провокации на границе с захватом опорных пунктов, вину за которые тщательно взваливает на армянскую сторону, уже даже и не вспоминая эпизод 2020 года – он свое отыграл, хотя тогда, еще до приграничного конфликта, Азербайджан уже начал информационную кампанию о нарушении режима перемирия армянской стороной. Информационная кампания сопровождалась войсковыми учениями по границам Армении и Арцаха, имея задачу не только проверки боеготовности и боевого слаживания, но еще и накопление войск для последующей агрессии. И тогда уже появилась информация, что член НАТО Турция поставила Азербайджану истребители F-16. Еще одни учения были проведены в Нахичеване по такому же сценарию.
1 сентября 2020 года Совбез РФ посылает армянской стороне предложение о проведении командно-штабных учений с приложенным планом. Причем в плане было учтено и участие в ударных направлениях сирийских террористов числом более 2 тысяч. В сценарии учений были незначительно изменены названия населенных пунктов, но даже не наделенному буйным воображением было ясно, о каких пунктах идет речь. И были указаны места концентрации террористов. Понятно, что план учений означал как минимум предостережение о грядущей войне. Однако это предложение так и не смогло преодолеть бюрократические и прочие препоны, и учения не были проведены – командно-штабные, не требующие присутствия войск, но включающие в себя присутствие силовых структур, МЧС и руководителей местной власти тех территорий, которые подвержены наибольшей опасности во время боевых действий. Может, армянская сторона как-то отписалась, мол, учения провели и они показали высокую командную выучку, не знаю, но факт то, что эти учения проведены не были. Фактически Россия предупреждала Армению о готовящейся агрессии и пыталась подготовить союзника.
Сегодняшняя ситуация, увы, повторяет ту, предвоенную. Начиная с 1 ноября азербайджанская сторона на постоянной основе производит информационную обработку своего населения о предпринимаемых Арменией и Арцахом провокациях на границе с Азербайджаном. Пренебрегая фактором российских миротворцев в Арцахе. Причем сразу после трехсторонней встречи Путин – Пашинян – Алиев 1 ноября с.г. интенсивность обработки резко возросла. Наверняка это связано с тем, что предложения Алиева по фактической денонсации послевоенных договоренностей c участием России не были приняты. Военные учения проводятся и на границе с Арцахом, и снова повторяется информация об участии турецких F-16 в учениях. Замечу, что применение F-16 во время войны в небе Арцаха замечено не было, но им ничего не препятствовало запускать ракеты с территории Азербайджана.
ВС Турции уже напрямую участвуют в учениях. Более того, и министр обороны Турции Хулуси Акар заявил, что «любая угроза или провокация в адрес Турции или Азербайджана вне зависимости от ее источника будет признана в качестве общего вызова на пути братских стран». Отсюда и название учений: «Братский кулак». Далее министр сказал, что «Мировое сообщество стало свидетелем нашего единства в период 44-дневной войны». Хорошо бы и генсеку НАТО Столтенбергу дать комментарий по поводу заявлений министра обороны Турции – члена НАТО. Известно, что около 600 турецких офицеров были вовлечены в эту войну в качестве не только планировщиков, но и полевых командиров. В войну был вовлечен командный состав 3-й полевой армии, командующий и начштаба которой погибли в вертолетной аварии уже после войны, на территории Турции.
В сегодняшние сценарии учений заложено форсирование рек. Рек, отделяющих Арцах и Армению от Азербайджана, требующих форсирования с помощью плавсредств или понтонных переправ, нет. Остается Аракс, на границе Армении, Нахичевана и Ирана. Надо полагать, что в сценарий заложена и агрессия против Ирана.
И еще в сценарии учений заложены и уличные бои на территории Джебраила с репетициями в заброшенных домах. Что вписывается в заявления и турецкой, и азербайджанской стороны о «восстановлении исторической справедливости», которая означает прямую агрессию и захват армянских населенных пунктов. В дальнем прицеле – Ереван, ведь Азербайджану, согласно заявлениям Алиева, принадлежит всё.
Отойдем немного назад. В мае Лавров провозглашает проблему Арцаха, которая есть и будет оставлена грядущим поколениям. С чем согласились и Армения, и Азербайджан. Но на встрече в Праге 6 октября, естественно без участия Лаврова, эта проблема забывается, и Армения и Азербайджан подтверждают свою приверженность Уставу ООН и Алма-Атинской декларации 1991 года. В Праге Никол Пашинян еще и встречается с президентом Турции Эрдоганом. О чем они говорят – неизвестно.
Теперь пара слов об Алма-Атинской декларации. Это фактически подтверждение Беловежского соглашения и утверждение цели и принципов СНГ с добавлением к нему еще 8 республик. Нагорно-Карабахская Республика тогда уже вышла референдумом из состава Азербайджана. Республики, подписавшие декларацию, и тогда, и сейчас юридически не оформили выход из состава СССР. Единственное, что более или менее точно – это границы республик по положению на 1991 год. И вообще говоря, после распада юридической единицы – СССР, что юридически не оформлено, республики, получившие независимость, тоже юридически свой статус не оформили. В формальном юридическом смысле СССР продолжает существовать. Были референдумы в Армении и прибалтийских республиках, но это был только первый шаг. Далее должен был последовать раздел имущества, на что было выделено 5 лет. После чего развод должен был закрепиться Съездом народных депутатов. Подобных решений нет. В документах учтено, что если нет заключения съезда, то решение может быть принято Конституционным собранием, но и в России, и в республиках эта структура отсутствует. В России начат процесс по созданию Конституционного собрания, которое может обострить этот вопрос. Типа а соблюдены ли юридические формальности при выходе республик из Союза? Тут можно отметить, что Армения хотя бы начала процесс суверенизации референдумом, чего в Азербайджане сделано не было. Это всего лишь декларация, по-другому – соглашение, и все ее положения могут пасть под давлением юридических аргументов. Учитывая низкую квалификацию армянской власти, в одиночку ей с этим не справиться. Более того, замминистра иностранных дел у нас – Рубен Рубинян, поднятый на свою должность революционной волной, до этого отметившийся работой в Стамбуле, где он проводил исследование о влиянии общественных организаций на власть. Надо полагать, в рамках соросовских программ. К тому же проявляющий абсолютную несдержанность во время парламентских выступлений, что претит статусу дипломата. А противостоят ему с турецкой стороны изощренные в переговорах чиновники.
Далее, в самом начале ноября происходит встреча в Сочи, в формате Путин – Алиев – Пашинян, когда Алиев и Пашинян, пренебрегши заявлением Лаврова, подтвердили свою приверженность Алма-Атинской декларации. Если пренебречь итогами референдума в Карабахе, подтвержденными армянским парламентом, то Россия, согласившись с этой версией, фактически должна вывести свой миротворческий контингент из Карабаха, и пусть там, волей Алиева и Пашиняна, будет геноцид.
1 декабря Лавров на пресс-конференции заявляет, что во время подписания Алма-Атинской декларации «Нагорно-Карабахская область была однозначно частью АзССР».
В начале декабря по итогам встречи министра иностранных дел Азербайджана Байрамова и Лаврова подписывается документ, в котором снова постулируется, что мирный договор должен быть подписан на основе Устава ООН и Алма-Атинской декларации 1991 года. Т.е. декларация вырастает до статуса документа, управляющего государственными отношениями. Кстати, в той же декларации есть пункт и о неприменении силы…
Одна из интерпретаций заявлений Лаврова – что он тем самым предупреждал общества Армении и Арцаха, что Пашинян умывает руки и для него Арцах не существует. Из чего следует, что если завтра Пашинян отдаст Армению Турции, то Лавров снова даст понять, что Пашинян и тут умывает руки. И что же делать? Понятно, что, отдав Армению, Россия неизбежно начнет отдавать и свои территории. Я уже говорил, что правительства приходят и уходят, а народ остается. И с чем же завтра должна будет столкнуться Россия из-за того, что армянское общество глубоко проманипулировано? При этом манипуляции повсеместны. Пытаются изнутри взорвать Иран, Россию, Китай. Может, четче следовать своим интересам, не переводя их на уровень политических игрищ с чрезмерно размытыми представлениями? Не знаю…
Что касается Арцаха, то он посредством референдума может стать, по примеру Донецка и Луганска, областью России. Посмотрим.
У нас заявления Лаврова и весь ход переговорного процесса оппозицию не всколыхнули, зато оппозиция всколыхнулась в Иране, следуя, правда, канонам «цветных революций». Идут антиправительственные митинги, требования отделения территорий, населенных нацменьшинствами, от Ирана. Это в основном три этнические группы – азербайджанцы, населяющие историческую Атропатену, идентифицирующие себя с северными соседями – азербайджанцами. Причем эта программа отторжения Атропатены от Ирана не скрывается в Азербайджане. Активны курды и белуджи, проживающие в пограничье с Пакистаном, которых вооружало и готовило к боевым действиям ЦРУ. Регулярной армии там, естественно, нет, но есть подготовленные террористические формирования. Туркмены и таджики пока открыто не выступают, но это сегодня. Подъем сепаратизма может привести Иран к серьезным проблемам. С одной стороны, Корпус стражей исламской революции (КСИР) применяет силу для сдерживания сепаратизма, с другой – центральная власть идет на определенное смягчение требований шариата в отношении хиджабов. Более того, подразделения КСИР, выполнявшие функции полиции нравов, либо распущены, либо им поменяли сферу деятельности. Понятно, что, если сепаратизм достигнет стадии, когда его будет трудно подавить, может открыться повод и для вторжения в Иран.
Интересна ситуация и в пограничной с Ираном Нахичеванской автономии. Меджлис Азербайджана готовит закон о лишении Нахичевана статуса автономии, в связи с чем в самом Нахичеване проводятся аресты руководителей автономии. Распущен парламент, структура безопасности и т.д. Репрессии обусловлены иранским влиянием на Нахичеван, который входит в понятие «шиитский пояс», идеологом и исполнителем которого был генерал Сулеймани, возведенный в легенду. И действия Азербайджана направлены против нахичеванского шиизма, который может оказать определенное сопротивление реализации турецких неоосманских идей, поддерживаемых Британией, а теперь уже и США. Иран к тому же в своих представлениях о границе исходит из Туркманчайского договора 1828 года, который никто не отменял. Менялись системы управления, но не границы. И Иран, основываясь на договоре, возражает против идеи коридора, который означает аннексированную у Армении территорию по границе, что выражается в накоплении войск в приграничье.
Идея второго фронта против России не перестала быть актуальной, и складывается впечатление, что Пашинян, отказываясь подписывать документы ОДКБ по вводу наблюдателей на границу, провоцирует Азербайджан на очередную агрессию. Скорее всего по северо-восточной границе Армении, которая по итогам войны наименее защищена. Более того, Азербайджан, заявляя о провокациях Армении, всячески усиливает свою военную риторику, в то время как Армения пытается предстать в роли голубя мира, и группа членов правящей партии пытается протащить в парламент проект закона о запрещении ненависти и в общем-то о толерантном отношении к врагу. Да и врага нельзя называть врагом. Одним словом, торжествует парадигма Левона Тер-Петросяна «Наша сила в нашей слабости». И чем слабее государство, тем, надо полагать, оно сильнее. О формуле «хочешь мира – готовься к войне» забываем. И на любую агрессию мы можем решительно ответить нашей слабостью. И следование этим новопридуманным догматам происходит тогда, когда противник говорит исключительно о войне… Проблема не в том, что думают наши «слабаки», главное – чем?
В частности, елка на площади установлена уже в самом начале декабря, хорошо не летом, смонтировано праздничное освещение, для чего сверлятся стены в правительственных зданиях, являющихся архитектурным достоянием, точнее – шедевром. Что, кстати, совпадает с рекомендациями по уродованию значимых зданий в период проведения «цветных революций». Одним словом, эта подверженность праздникам в период обострения явно способствует демотивации граждан Армении встать на защиту своей страны. Вряд ли бессознательно.
Обобщая, скажу, что власть делает то, что она обязалась делать, когда ей помогли ее захватить. Это понятно. Но удивительна тут пассивность оппозиции, и иногда кажется, что она действует рука об руку с властью. Что касается в первую очередь пораженческой политики, возводимой в закон. Последствия турецко-азербайджанского захвата Армении будут ужасающими, они далеки от гуманизма так же, как были далеки от него в период управляемого правительством геноцида. Османская империя жила грабежом, и в
неоосманской империи ей не нужны граждане Армении, людских ресурсов у них хватает. Им нужны коридоры, территории и ресурсы. Очень бы хотелось, чтобы оппозиция осознала эти угрозы и поступала в соответствии с пониманием их. У власти есть программа, которой, хотя бы по законам демократии, должна быть противопоставлена программа оппозиции. Увы.
Айк Нагапетян, политолог, военный эксперт, полковник запаса, Ереван
Оставьте свои комментарии