Азербайджан – Армения: стрельба в Сюнике как проекция ирано-израильского
Приграничный инцидент у села Тех Сюникской области Армении, расположенного на автодороге Ереван – Степанакерт, приведший к новым жертвам с обеих сторон, стал очередным подтверждением крайней неустойчивости оперативной обстановки, практически в любой момент чреватой крупномасштабной военной эскалацией. Как заявили в Министерстве обороны Армении, днем 11 апреля азербайджанские подразделения открыли огонь во время инженерных работ, в ответ на что последовали ответные действия. Разумеется, в Баку утверждают прямо противоположное, заявляя о якобы применении армянской стороной иранских беспилотных летательных аппаратов – к этому примечательному информационному вбросу мы обратимся чуть ниже.
Ранее, в конце марта, в СНБ Армении заявляли о продвижении вооруженных сил Азербайджана в пяти точках на участке дороги, соединяющей Сюник с де-факто заблокированным Лачинским коридором, где соседи в нарушение ранее достигнутых договоренностей начали инженерные работы. Позже ведомство заявило, что обстановку удалось несколько улучшить – ситуацию должны были урегулировать картографы двух стран, что также подтвердил на заседании правительства 6 апреля премьер-министр Пашинян.
Примерно в это же время в Баку сообщили о занятии некоторых территорий и объектов в Карабахе – скорее всего речь шла о грунтовой дороге из Степанакерта в направлении Шушинского района с выходом на «альтернативную» трассу, связывающую Арцах с Арменией, в строительстве которой Баку обвинял Ереван. По сообщению Министерства обороны России, азербайджанская армия пересекла линию соприкосновения в Шушинском районе, начав оборудование очередного поста; миротворцы приняли меры для недопущения эскалации.
Напомним: после запуска в Армению европейской «мониторинговой миссии» в республике стали раздаваться голоса в пользу замены российского миротворческого контингента в Нагорном Карабахе некими «более эффективными» международными силами. Впрочем, ответом на вопрос о том, как провернуть эту операцию в отсутствие согласия со стороны не только Баку, но даже и самого Брюсселя, никто особо не заморачивался. Возможно, предполагалось, что это произойдет само собой, в крайнем случае по звонку Энтони Блинкена или кого-нибудь еще из тех, кто добровольно согласится выполнять за армянские власти их работу по обеспечению национальной безопасности государства – видимо, за красивые глаза и клятвы в верности «демократии».
Реакция дорогих западных партнеров на стрельбу у рубежей Сюника в этом плане вполне показательна. В кратком заявлении официального представителя дипломатической службы ЕС происшедшее названо «вооруженными столкновениями, в результате которых… на армяно-азербайджанской границе в районе села Тех были убиты или ранены несколько армянских и азербайджанских военнослужащих». В отсутствие делимитированной границы в Брюсселе призвали «соблюдать линию 1991 года», предложив отвести силы обеих сторон «на безопасное расстояние от этой линии», чтобы предотвратить возникновение любых подобных инцидентов. Призывая «соблюдать предыдущие обязательства, в том числе достигнутые в Праге в октябре 2022 года относительно взаимного признания территориальной целостности в соответствии с Алма-Атинской декларацией 1991 года», европейцы выступают за активизацию переговоров по делимитации границы, выражая готовность «поддерживать эти усилия, в том числе на самом высоком уровне, а также посредством присутствия миссии ЕС в Армении».
Как видим, никаких политических оценок действий Баку, под предлогом отсутствия которых в ноябре прошлого года Пашинян и компания торпедировали размещение на границе «неправильной» мониторинговой миссии ОДКБ в пользу «правильных» европейцев, да и самого слова «агрессия» нет и в помине. Но, может быть, в заявлении американского Госдепа мы увидим нечто более ласкающее слух видных ереванских демократов? Читаем: «Мы сожалеем о смертельном столкновении, которое произошло 11 апреля с участием армянских и азербайджанских сил, в результате которого есть несколько жертв» – вот, собственно, и всё. Сожалеют.
Хотя сами европейские наблюдатели на месте инцидента не присутствовали, они были проинформированы о произошедшем армянской стороной и даже направили в Брюссель соответствующий отчет, содержание которого, если верить министру иностранных дел Арарату Мирзояну, осталось для Еревана тайной. «Брюссель в закрытых отчетах армянской миссии ЕС получил информацию, которая не позволяет товарищу Боррелю встать на сторону Армении, – так объясняет сдержанный тон заявления дипломатической службы ЕС один из специализированных телеграм-каналов. – Если от ОДКБ Пашинян и Мирзоян требуют политических оценок, то почему к ЕС другое отношение? А ведь события 11 апреля показали, что миссия ЕС занимается прямым вредительством – формирует у Запада искаженное представление о происходящем на армяно-азербайджанской границе».
Разумеется, у соратников варчапета иная версия – так, секретарь Совета безопасности Армен Григорян не нашел ничего лучшего, как объявить стрельбу у села Тех попытками дискредитировать европейскую мониторинговую миссию. «Мы ожидаем, что Брюссель предпримет соответствующие шаги, чтобы быть уверенными, что Азербайджан не будет использовать ложные предлоги для организации провокаций», – отметил он беседе с CivilNet, разумеется, отчетливо понимая, что безудержное упование на Запад сокращает возможности взаимодействия с другими партнерами. Что касается возможных гипотетических разногласий между Азербайджаном и тем же Западом, то поднятая на этот счет шумиха представляется как минимум сильно преувеличенной. Брюссель передает Баку сведения о патрулировании границы Армении с Азербайджаном, сообщает со ссылкой на высокопоставленного чиновника дипслужбы Евросоюза издание Politico: «Мы делимся всей соответствующей информацией о патрулировании и так далее с Азербайджаном, так как не хотим каких-либо проблем». Нефть и газ с западного берега Каспия имеют немаловажное значение для европейского интеграционного объединения, где стремятся как угодно, любыми способами и уже более не взирая на идеологические клише найти замену российским энергоресурсам.
Полагать, что надзиратели из Европы с богатым опытом работы на Украине, на Ближнем Востоке и в Африке не собирают разведывательную информацию, было бы наивностью, говорит военный эксперт Карен Вртанесян: «Можно было бы представить, что они используют эту информацию для себя, а теперь получается, они признают, что дают эту информацию Азербайджану». Функции частично вооруженного контингента, мягко говоря, не вполне понятны: «То, что заявлялось, типа конструирования доверия между сторонами – это абсурдная цель. Азербайджан эту наблюдательную миссию никак не признает и не пускает на свою территорию. Абсурдно говорить о наведении мостов между сторонами конфликта. Какие там еще функции – совершенно непонятно, потому что одно пишется, другое делается, третье говорят власти Армении». Не исключено, что одна из целей миссии – вывести Россию из себя, что, заметим, не вполне получается. Баку и Ереван приняли предложение об очередном раунде двусторонних переговоров, заявила 12 апреля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова: «Наши усилия не ослабевают по всемерному содействию Азербайджанской Республике и Республике Армения в подготовке мирного договора между этими странами. Партнеры приняли наше предложение о проведении очередного раунда двусторонних переговоров на нашей территории. О датах конкретных мероприятий мы сообщим, когда это все будет окончательно согласовано и когда мы сможем эту информацию опубликовать».
В том, что и сроки, и место переговоров и далее будут оставаться предметом оживленной подковерной игры и взаимно пересекающихся интересов, сомневаться не приходится. С другой стороны, можно предположить, что некие договоренности на этот счет между Пашиняном и Алиевым имеются, ну а если непосредственно «на земле» что-то пошло не так, то виноватыми оказываются рядовые исполнители. Но имеется хотя бы частичное понимание колоссального объема задач, которые придется решать? Для того чтобы чертить границу между Арменией и Азербайджаном, нужно сначала понять, где она проходит, отметил по итогам войны 2020 года бывший председатель Госкомитета кадастра недвижимости Армении Сархат Петросян: «Сегодняшними проблемами демаркации и делимитации частично должна была заниматься упраздненная в 2020 году государственная некоммерческая организация «Геодезия и картография» при Госкомитете кадастра», в свое время превратившемся «в организацию, занимающуюся исключительно регистрацией имущества, забыв про очень важные функции». Закрытие же «Геодезии и картографии» «стало последним гвоздем, которым эта сфера была отодвинута на задний план». Директор Института Кавказа Александр Искандарян обращает внимание на длительный и непростой характер процесса делимитации и демаркации межгосударственных границ в регионе даже при условии дружественных отношений между сопредельными государствами, каковые между Арменией и Азербайджаном отсутствуют. Делимитация – это одна из форм переговорного процесса, «это не когда вооруженные люди одной страны заходят на территорию другой страны и говорят, что мы отсюда больше не уйдем… Делимитация – это переговорный процесс, в рамках которого политики обсуждают, где каждый куст, где каждая высотка, где дорога и т.д., а потом демаркация – это когда они еще ползают на пузе по этой территории. Этого ничего не происходило. Для того чтобы это происходило, нужны нормальные взаимоотношения между странами. Мы будем жить, к сожалению, в ситуации конфликта, когда время от времени действительно любой трактор или любой прошедший туда или сюда солдат, или пастух, или кто угодно может вызвать такого рода столкновения».
Разумеется, Пашинян поспешил вербально поддержать предложение европейцев о «зеркальном» отводе войск, однако в Баку на это не пойдут. Почему – вполне внятно объяснил политолог Ильгар Велизаде: «…в районе прохождения [де-факто армяно-азербайджанской] границы есть населенные пункты, которые будут заселяться вынужденными переселенцами. Нам придется отвести войска за эти населенные пункты, а потом ввести туда этих вынужденных переселенцев? А кто будет гарантировать их безопасность и так далее?.. Граница должна быть зафиксирована, на границе должны стоять пограничники, граница должна проходить там, где ей положено проходить…» Бывшую административную границу между Армянской и Азербайджанской ССР в Баку считают «условной», заявляя о необходимости возобновления работы комиссии по делимитации и демаркации границ, но и не отказываясь от методов комбинированного давления на армянскую сторону – от информационно-пропагандистских до сугубо военных. К примеру, относительно новый сюжет – это появление в азербайджанских СМИ и провластных страницах в социальных сетях информации о применении армянской стороной в ходе инцидента в Сюнике иранских беспилотных летательных аппаратов. Осведомленные армянские эксперты обращают внимание на недостоверный характер подобного рода вбросов – у Вооруженных сил Армении иранского оружия нет. Несмотря на неоднократные предложения Тегерана, никаких соглашений о военно-техническом сотрудничестве не подписывалось, так как возможные шаги Еревана в этом направлении вызвали бы резкую реакцию со стороны «светочей демократии» во главе с Америкой, под эгидой которой проходят «саммиты демократий» с участием Никола Пашиняна.
Создается впечатление, что вброс о мифическом применении армянской армией ударных дронов до некоторой степени направлен на дальнейшее стимулирование многопланового азербайджано-израильского военно-технического сотрудничества, приобретшего в последние годы значительный размах. Различные аспекты этого взаимодействия, которое, если верить WikiLeaks, Ильхам Алиев еще в далеком 2009 году сравнил с айсбергом, девять десятых которого находятся под водой, периодически привлекают внимание прессы, в том числе израильской. Так, по данным Haaretz, за последние семь лет 92 грузовых рейса азербайджанской авиакомпании Silk Way Airlines приземлились на авиабазе Увда – единственном аэродроме в Израиле, предназначенном для перевалки взрывчатых веществ. Грузовые самолеты Boeing 747 выполняют три еженедельных рейса между Баку и Тель-Авивом, и 2022 году Silk Way вышла на третье место среди иностранных перевозчиков (по объему грузов) в международном аэропорту Бен-Гурион.
С момента выдачи разрешения на перевозку взрывчатых веществ самолеты Silk Way и некоторых других компаний приземлялись в Увде почти 100 раз, причем пики количества полетов из Баку и обратно пришлись на середину 2016-го, осенне-зимний период 2020 и 2021 годов, так или иначе совпадая с периодами боевых действий в Нагорном Карабахе. Некоторые из этих рейсов приземлились на юге Израиля с позывными Министерства обороны Азербайджана. В 2016 году Silk Way было разрешено продолжать полеты, даже несмотря на несоответствие ее самолетов израильским стандартам авиационного шума – «только для того, чтобы они могли продолжать летать в Увду». Многочисленные официальные отчеты, заявления и видеозаписи свидетельствуют об экспорте Израилем на берега Каспия самого широкого спектра вооружений – от штурмовых винтовок Tavor до суперсложных систем, включая радары, системы ПВО, противотанковые и баллистические ракеты, широкий спектр беспилотников и дронов-камикадзе, оказавшихся осенью 2020 года в «незаслуженной» тени пресловутых «Байрактаров». Привилегированные партнеры делились с Баку передовыми разведывательными технологиями, такими как системы мониторинга связи от Verint и ставшим широко известным программным обеспечением Pegasus от NSO Group, широко использовавшимся и внутри страны. «Умелое использование Вооруженными силами Азербайджана высоких технологий и высокоточного оружия, в том числе произведенного в Израиле, в частности беспилотных летательных аппаратов, сыграло важную роль в достижении военной победы. Я уверен, что наши двусторонние связи будут еще более укреплены и углублены в различных областях после Отечественной войны», – заявил в апреле 2021 года в интервью Israel Hayom министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов, и таких высказываний можно найти немало…
В начале марта Ильхам Алиев встречался с министром разведки Израиля Гилой Гамлиэль, а через несколько дней агентство APA сообщило о задержании 32 человек, якобы совершавших «акты саботажа и разрушения под видом религии… Следователи установили, что они организовали продажу наркотиков, целенаправленно отправляемых из Исламской Республики Иран, и использовали полученную огромную сумму денег для пропаганды религиозного радикализма в Азербайджане и финансирования другой подрывной деятельности». Подобного рода утверждения как минимум вызывают большие вопросы. В начале апреля стало известно о высылке из Баку очередных 4 иранских дипломатов, что подвело дипломатические контакты двух стран к «точке замерзания». Имеются требующие подтверждения сведения о расширении разведывательного присутствия на северных берегах Аракса, а также о тренировках отставными израильскими специалистами бойцов сил специальных операций Азербайджана. Гипотетическое присутствие израильских служб наблюдения на аэродромах прикаспийской республики укрепило бы их возможности к нанесению ударов по целям в Иране, сокращая обратный путь и исключая необходимость дозаправки в воздухе.
Неблагоприятные для Израиля тенденции на Ближнем Востоке, и в первую очередь – «разломы» в выстраивавшихся не без его деятельного участия региональных альянсах, объективно повышают важность для еврейского государства Азербайджана и Кавказа в целом. Как свидетельствуют периодические удары по секретным базам «Моссада» в районе Эрбиля и периодические учения КСИР на северо-западных границах, ответ на вероятные провокации может быть довольно жестким. Однако, похоже, и у Израиля не остается иного выбора, нежели чем пытаться перенаправить выплеснувшийся массовыми уличными протестами острейший общественный кризис в русло дальнейшего противостояния с «экзистенциальными» противниками вовне. Таким образом, безопасность и стабильность в регионе и далее будет подвергаться вызовам и рискам, делая постсоветские страны Кавказа заложниками геополитических комбинаций, чреватых очередной «военной тревогой».
Андрей Арешев, Москва
Оставьте свои комментарии