№5 (361) май 2023 г.

Фотоаппарат Карша занес его в список 100 самых влиятельных людей XX века

Просмотров: 6512

После изобретения фотоаппарата история проходит сквозь века и застывает в дагерротипах, кадрах, а теперь и в цифровом формате. Но несмотря на все технологии, в любой объектив смотрит и нажимает на кнопку затвора камеры всегда человек. И если он мастер своего дела, то получившиеся кадры запечатлевают саму жизнь на века. Такого мастерства достиг в своем деле фотограф-портретист Юсуф Карш, который был известен способностью превращать человеческое лицо в легенду. Именно он с помощью фотоаппарата запечатлел лица многих государственных лидеров, художников, литературных и научных деятелей, которые фактически и сделали ХХ век таким, каким мы его знаем.

В своих работах известный мастер воспроизвел образы великих людей. Неважно, кто был перед Юсуфом: Уинстон Черчилль, Эрнест Хемингуэй, Альберт Эйнштейн, Пабло Пикассо, Джорджия О’Кифф или Хелен Келлер – сегодня видеть эти портреты – значит чувствовать присутствие самой истории. Много лет он посвятил поискам в границах студийного портрета величия духа, стремился «разжечь эмоции зрителя» и «обнажить душу» портретируемого. Человеческое лицо в его объективе обретало героическую монументальность и превращалось в легенду.

Ступени жизни Мастера

Трудно представить, но один из самых выдающихся фотографов ХХ века Юсуф Карш мог погибнуть в самом начале жизни. Он уцелел лишь чудом, ведь родился будущий творец в декабре 1908 года в армянской семье на юго-востоке Турции, в Мардине – эпицентре той местности, где зародилось само понятие геноцида. Турецкие власти стремились целенаправленно уничтожать армян на своей территории, в то время как раз шла этническая чистка. Оба его дяди были живыми брошены в колодец, его сестра умерла от тифа. Спасаясь от этнического преследования, семейство Карш пешком добралось до сирийского города Алеппо. Здесь родители Юсуфа смогли скопить денег и отправили старшего сына в Канаду, где в городе Шербрук проживал его дядя по материнской линии – фотограф Джордж (Григор) Нагаш. Именно он помог Юсуфу получить образование и, заметив его талант, начал обучать фотомастерству, устроил на работу к себе в студию. После дядя порекомендовал Каршу продолжить осваивать мастерство фотографа и отправил его учиться у фотографа-портретиста Джона Гаро в Бостон.

Через 4 года Карш вернулся в Канаду и уже в 1932 году открыл собственную портретную студию в центре Оттавы, что давало ему больше возможностей для работы с высокопоставленными политиками и иностранными гостями, чем крупный, но не ключевой американский город. Здесь в начале 30-х годов он начал снимать актеров Малого театра Оттавы, что позволило отточить на практике особенности работы с театральным светом. Именно в театре он встретил французскую актрису Соланж Готье, с которой они поженились в 1939 году.

Дядя ссудил Юсуфу деньги, на которые тот смог открыть собственную студию, располагавшуюся на два этажа выше цветочного магазина на Спаркс-стрит. Особенностью студии была доступность цены и охват: за отпечаток Карш брал один доллар, а в качестве моделей выбирал бизнесменов, дебютанток, невест и дипломатов.

Как вспоминал потом в своих мемуарах Мастер, первым важным поручением для него был заказ от 14-го генерал-губернатора Канады и графини Бессборо (кстати, их знакомство произошло в Малом театре). После удачного выполнения порученного в мастерскую новичка стали поступать заказы от других аристократов и дипломатов.

Нетривиальный подход к работе привлек к его «полотнам» внимание знаменитостей того времени. Именно здесь Юсуф учился фотографировать и сумел наладить полезные знакомства. Например, он был близок в общении с премьер-министром Канады Маккензи Кингом. Высокое дружеское общение позволило Юсуфу фотографировать ключевых политиков Канады, а также пополнять анналы истории портретами ее гостей.

В 1936 году Юсуфу Каршу поручили сфотографировать президента Рузвельта, первого главу Америки, прибывшего с официальным визитом в Канаду. На этом заседании Карш познакомился с премьер-министром Маккензи Кингом, который позже помог Юсуфу организовать фотосессию с главой правительства Соединенного Королевства Уинстоном Черчиллем, когда в конце 1941 года британец прибыл с визитом в Вашингтон, округ Колумбия, и Оттаву, с целью убедить США и Канаду принять участие в военных действиях. Именно мистер Кинг пригласил Карша посмотреть выступление Черчилля в палате общин, а затем сфотографировать его.

Сразу после своего обращения британский премьер перешел в зал для спикеров, где Юсуф Карш уже ждал его с правильно установленным оборудованием. Во время этой работы произошло событие, метко названное Элеонорой Рузвельт «первым серьезным поражением Черчилля». Когда шли съемки, Юсуф Карш подошел к одиозному политику, извинился и вытащил у него неизменную сигару изо рта. Находчивость молодого фотографа растопила сердце Черчилля, и он позволил сфотографировать себя второй раз, уже улыбнувшись. Снимок Черчилля, названный «Рычащий лев», принес Юсуфу Каршу всемирную известность и облетел все газеты и журналы мира.

По миру за впечатлениями

Январским промозглым днем 1943 года Юсуф Карш на борту норвежского грузового корабля, перевозившего взрывчатку, отправился в Британию. Канадский премьер Маккензи Кинг поручил ему снять участников войны, чтобы можно было представить эти документальные кадры остальному миру. Задачей фотографа было показать определенную роль Канады в событиях Второй мировой войны. В этой поездке Карш сделал портреты Джорджа Бернарда Шоу, архиепископа Кентерберийского и британской королевской семьи. В портретах этого периода Карш использовал театральный свет, который является отличительным стилем его работ – выделенный профиль, множество прожекторов.

Сразу после Великобритании Юсуф отправился в длительное путешествие, выполняя самые разные задания. Героями его портретов после войны все чаще становились не государственные деятели и дипломаты, интерес к которым со стороны общественности постепенно угасал, а спортсмены, музыканты, артисты и звезды Голливуда. Выполнял фотограф и определенные задания властей: в 1952 году Карш работал над целой серией фотографий послевоенного экономического развития Канады для журнала Maclean’s. Фотокорреспондентом он был недолго, с 1952 по 1953 год, но за это время объездил всю страну, снимая города и поселения, рабочих и фермеров. Всего за 17 месяцев поездки Карш сделал более 8000 снимков для проекта, из них 280 фотографий были опубликованы в журнале Maclean,s.

Расцвет таланта и испытания

Уже к концу 50-х годов прошлого века Юсуф Карш превратился в настоящую знаменитость, практически такую же, как и его модели. Целых 10 лет он запечатлевал людей, имевших мировую известность. Из-под его пера выходит книга «Портреты величия», распроданная еще до официальной презентации. А уже в 1960 году в Национальной галерее Канады состоялась выставка портретов, сделанных Юсуфом Каршем.

Но успех принес череду печалей и горестей. В 1959 году Мастера настигла сердечная болезнь в результате переутомления. В том же году он теряет мать. А два года спустя, в 1961 году, скончалась его жена Соланж.

Вновь женится Юсуф Карш примерно через год. В этот раз его избранницей стала писатель, медик и историк Эстреллита Махбар, с которой он познакомился во время фотосессии в Чикаго. Именно ей Мастер передаст в 1987 году свои архивы.

В том же 1987 году Карш передал свои архивы, включая негативы, в Национальный архив Канады, где хранителем коллекции становится ученик гениального фотографа Джерри Филдер. Работа студии Юсуфа продолжалась до 1992 года. За это время он успел запечатлеть преемников премьера Маккензи Кинга, всех президентов Франции после Шарля де Голля, каждого премьер-министра Великобритании после Уинстона Черчилля и каждого президента США после Герберта Гувера. В 1993 году Карш сфотографировал президента США Билла Клинтона и его жену Хиллари.

После 1997 года супруги Юсуф и Эстреллита поселились в Бостоне, купив квартиру возле Музея изящных искусств. Хранилище сокровищ культуры приняло от них в дар 199 портретов. Сердце горевшего мечтой об идеальном образе Мастера фотопортрета остановилось в Бостоне 13 июля 2002 года в возрасте 93 лет. Годом ранее имя армянско-канадского фотографа было включено в список 100 самых влиятельных людей XX века. Юсуф стал единственным фотографом в этом списке. Работы Мастера входят во многие коллекции галерей и музеев мира. При жизни гениальный фотограф удостоился многих наград, в числе которых медаль Королевской канадской академии искусств (1975 г.) и кавалер ордена Канады (1990 г.), более 24 почетных степеней. Успех приносили Каршу и его книги – опубликовано было 15 прижизненных изданий со знаковыми работами автора. Среди 100 наиболее примечательных людей XX столетия, согласно International Who’s Who (2000), моделями Карша стали не менее 50.

Отдельная грань фотоискусства

Мастерство Юсуфа Карша в горниле непростой и переменчивой судьбы приобрело абсолютно самобытные и неповторимые черты. Он стал одним из самых значительных фотографов-портретистов XX века. Любители фотографии легко определят среди множества работ снимки Мастера по определенным световым и композиционным приемам. Лица известных политиков и деятелей культуры ХХ века запоминаются и нынешним поколением именно по легко узнаваемым портретам Юсуфа Карша.

Его объективом запечатлевалась не просто личность в ее секундный момент жизни, а легенда, описываемая орбита тех поступков и дел, которые стояли за спиной его или ее. Историки и хронографы часто в описании периода между Второй мировой войной и первым спутником использовали портреты государственных деятелей, ученых и художников – тех людей, кто изменял лицо и вкусы мира, – созданные Юсуфом Каршем.

В своих работах он не использовал ухищрений в интерьере. Здесь вы не найдете пестрых драпирующих элементов, пестрого фона для изображения. Стиль и образ создавался им при помощи света, установленного в соответствии с одеждой героя. Портреты Неру, Сибелиуса и Мариан Андерсон показывают образы, которые выделены строго определенным количеством света, направленного на объект с его темным костюмом и очень темным фоном. Бернард Шоу и Уинстон Черчилль показаны в пространстве и глубине световыми эффектами. А добавляет живости этим нетленным фото поворот головы, движение рук, одежда, другие штрихи и детали.

Канадец армянского происхождения, великий портретист создал свою манеру в искусстве портретной фотографии. Глубинность его работ создавалась не внешними приемами, а внутренним содержанием. На съемках имело значение даже незначительное движение мимики, поворот головы, жест или движение, чтобы отметить пространство и глубину. Историограф Питер Поллак отмечал в своей книге «Из истории фотографии»: «Юсуф Карш в своих мощных портретах превращает человеческое лицо в легенду».

У Юсуфа Карша было незыблемое правило – «делать домашнее задание» перед работой с легендами: узнавать все о персоне, которая оказывалась перед ним. Этого правила он придерживался на всем своем творческом пути независимо от географии поездок, в том числе в Зулуленде, Японии, Великобритании, России, Финляндии, Скандинавии, Египте... Он стремился в каждом портрете рассказать историю человека и того, с чем и с кем он был связан. «Когда я фотографировал Одри Хепбёрн в Голливуде и прокомментировал ее утонченную ранимость, она рассказала мне о своем тягостном опыте во время Второй мировой войны. Спустя годы в Кремле Брежнев согласился позировать для меня, только если я сделаю его таким же прекрасным, как Одри Хепбёрн», – записал в одном их воспоминаний Карш.

Весьма живописно и образно его роль в мировой фотографии отметил журналист Джордж Перри. Он указал в британской газете The Sunday Times, что «когда знаменитые начинают думать о бессмертии, они призывают Карша из Оттавы».

В автобиографическом «Портфолио Карша» в 1967 году Юсуф Карш написал: «В каждом мужчине и женщине скрыт секрет, и как фотограф, я должен раскрыть его, если смогу. Откровение, если оно вообще придет, придет за небольшую долю секунды с бессознательным жестом, блеском глаз, кратким снятием маски, которую все люди носят, чтобы скрыть свое внутреннее «я» от мира.

В этот мимолетный промежуток времени фотограф должен действовать или терять свой приз».

Жизнь в рамках вечности мимолетна, но лишь единицы таких гениев, как Юсуф Карш, способны оставить память о себе на века.

Полготовила Мария Коледа

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 5 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Очень интересная статья про фотографа Юсуфа Карша. Честно, удивлен, что не знал про такого известного соотечественника, армянина, который смог заснять практических всех мировых знаменитостей.
  2. Удивительно, но ещё есть гениальные армяне, о которых мы не знали. Да, считаю Карша гениальным, только гениальный человек может встретиться со всеми известными личностями мира. Спасибо за интересную статью.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты