№5 (361) май 2023 г.

Роман Едигаров: Ценю в людях честность, искренность и порядочность

Просмотров: 5959

Интервью с предпринимателем, благотворителем, представителем армянской общины Ставрополья

– Здравствуйте, Роман Рачикович. В рамках нашего знакомства хотелось бы, чтобы Вы рассказали о своих корнях, о своем отце, о дедах Ваших, о семье...

– Спасибо Вам, что пригласили в редакцию газеты «Ноев Ковчег». О себе расскажу так: родился в городе Баку, там же родился мой отец. Наши корни уходят в Нагорный Карабах, в Арцах. А прадед – из Муша, мушские армяне. Бабушка, мама моего отца, – из Ирана, город Хой.

– То есть Вы и Ваши прадеды – частично из Западной Армении, а частично – из Ирана?

– Да.

– А потом обосновались в Нагорном Карабахе, и следующее поколение – оказалось в Баку, дальше уже – в России. Расскажите, пожалуйста, Вы росли в патриархальной семье, где каждый имеет свое место и значение. Что Вам запомнилось, что Вы переняли от дедов Ваших? Расскажите о Вашей семье, пожалуйста!

– Я был еще маленьким, когда моего деда не стало, поэтому я его не очень хорошо помню. Но мне про него очень много рассказывали. У меня в голове сложился очень четкий образ того, каким он был. Во время войны он в составе 11-й Красной армии освобождал Баку, был коммунистом, постоянно занимался общественной деятельностью.

– Это было еще в 1918 году?

– Нет, это было уже в 1919 году. Он родился в 1898 году.

– Вы сказали о Красной армии, и я сначала подумал, что речь идет о Великой Отечественной войне.

– Нет, он с 11-й Красной армией заходил в Баку в 1919 году. Это по рассказам моего отца, моих родных. Вся информация, которая дошла до сегодняшних дней.

– То есть Вы внук потомственного красноармейца и, наверное, получили соответствующее воспитание. Я имею в виду патриотическое. Скажите, пожалуйста, в Арцахе во время войны 2020 года погибли молодые ребята, около 5000 человек. Какова причина поражения в Арцахе, на Ваш взгляд? Что упустили руководители Арцаха, Армении? Что привело к этому поражению?

– Сложно сказать, очень сложно. Я много думаю об этом. В первую очередь, наверное, это то, что не было какого-то общего понимания, общей стратегии. Не было чего-то общего, общей цели для того, чтобы сохранить тот же Арцах. Понимания не было. Причин много, но говорить, может быть, я не вправе об этом. История рассудит.

– Мне кажется, что каждый армянин вправе сегодня говорить об этом, особенно те, кто имеет какое-то отношение к Арцаху. Особенно Вы. Я знаю, что Вы организуете и проводите благотворительные акции в Арцахе, помогаете школам и конкретным людям. Расскажите, пожалуйста, об этом!

– Если говорить об Арцахе, то первый раз я поехал туда в 2016 году, после известных событий, которые были в апреле. Приехал туда в июне и с того времени практически каждый месяц или два я находился там. Строил-восстанавливал родительский дом, занимался разными делами, старался помочь людям. Проходит какое-то время, примерно год, я узнаю, что кто-то из нашей деревни сейчас проживает в Австрии...

Наша деревня – Лусадзор в Аскеранском районе. Я увидел, как девочка собирала деньги в интернете – дала объявление для того, чтобы купить планшеты для нашей школы в деревне. Я присоединился к этой акции, и мы вместе начали этим заниматься. Проект был осуществлен. После этого были еще различные мероприятия, именно для школы. Началось все с этого.

Дальше я начал заниматься строительством дома, попутно – привлекать людей к тому, чтобы помогать детям, школам, реализовывать какие-то новые проекты.

– А Вы собирали деньги, материальные ценности для помощи Арцаху, детям, которые остались без родителей?

– Да, конечно. Мы постоянно участвуем в разных подобных мероприятиях и акциях. И сегодня продолжаем этим заниматься.

– То есть Вы и сейчас ездите часто в Арцах?

– Сейчас не часто, последний раз я там был в ноябре 2022 года, как раз перед закрытием Лачинского коридора.

– Что Вы думаете по поводу того, что сегодня Арцах практически находится в блокаде со стороны Азербайджана? Кроме того, Азербайджан не только заблокировал Арцах. Вооруженные силы Азербайджана находятся на территории Армении, в частности и в окрестностях села Тех, и в Джермукском районе. Как Вы это воспринимаете? Это приемлемо для армянина?

– К сожалению, народ Арцаха и сегодня находится в блокаде. Конечно, это неприемлемо для любого армянина.

– И что делать?

– Договариваться, заниматься внешней политикой. Привлечь внимание мировой общественности. Много всего нужно делать.

– К сожалению, это не делается?

– Да.

– Поэтому и такая безвыходная ситуация. Роман Рачикович, Вы не очень любите говорить на политические темы, перейдем к другим вопросам. В начале марта этого года Вы отпраздновали первый день рождения своего внука. Это большая радость. Что сподвигло Вас так широко отметить эту дату и пригласить практически более двухсот гостей? Что воодушевило Вас на такой крупный праздник?

– Да, о том, что не в моей компетентности, я не могу говорить, а речь о политике. А праздник – естественно. Когда мой сын решил жениться, практически закончилась вторая война в Арцахе. И через месяц он заявляет: хочу жениться. Я говорю: пока не пройдет год – свадьбы не будет. Договорились. Прошла война, почти 2 года прошло, и после этого мы уже сделали так, как запланировали. И вместо свадьбы – отметили годик внука, после войны. До этого мы не праздновали практически ничего.

– Устроив большой праздник, Ваша душа стала спокойнее, потому что Вы чувствовали какой-то долг перед сыном?

– Нет, это не долг, конечно. Просто мне хотелось провести праздник, потому что это мой первый внук. Хотелось пригласить всех своих близких, самых родных людей, чтобы они радовались.

– И оказалось, что близких очень много.

– Да, потому что более 2 лет практически не было никаких особых мероприятий в связи с коронавирусом и с войной, конечно. Это и сподвигло на то, что мы решили отметить эту дату широко.

– Вы проживаете в Ставрополе. Там живет немалое количество представителей нашей национальности, армян. Как живут армяне, чем занимаются, как они себя чувствуют на Ставрополье? Можете об этом рассказать?

– Мне кажется, что отделять их от других жителей Ставрополья сложно. Они уже давно интегрированы в общество, и нет особых различий между национальностями.

– То есть армяне в Ставрополье – это не отдельная этническая группа, а обычные россияне?

– Да – полноценная, уже интегрированная в общество. В моем понимании – именно так. Конечно, проходят различные мероприятия. Армянская община Ставрополя не упускает никаких дат. Постоянно бывают различные праздники на территории церкви и других площадках.

– Армяне полностью интегрированы в российское общество?

– Я считаю, что да. И не только в Ставрополе, а вообще – по всей России.

– Разделяю Ваше мнение. Кого Вы считаете своим другом или кого Вы можете считать своим другом? Много ли у Вас друзей? И как Вы оцениваете слово «дружба»?

– Дружба – это самое ценное, что может быть у каждого человека. Конечно, у меня есть много друзей. Но в связи с тем, что в 16 лет я переехал из Баку в Ставрополь, все мои друзья остались там и сейчас проживают, можно сказать, по всему миру. А настоящая дружба... как считается – с детского садика, со школы и дальше. На самом деле друзей у меня очень много, выделить кого-то мне сложно. Но у меня был по жизни один друг, его сейчас нет, с которым я мог не только поговорить на любые темы, а который мог дать мне мудрый совет, и я бы прислушался к нему. Человек, которого я уважал. Но его сейчас уже нет. Это мой крестный, Георгий.

– Жаль, что Вы потеряли друга. А сейчас есть люди, которых Вы считаете близкими друзьями? И много ли их?

– Близких много не бывает. Я бы не хотел выделять конкретно кого-то, но у меня достаточно много друзей.

– Что нужно сделать для того, чтобы стать Вашим другом? Какие иметь человеческие качества?

– В первую очередь ценю искренность в отношениях. Порядочность. Какое-то внутреннее уважение к человеку.

– Это важно, конечно. А что Вы цените в людях? Какое качество самое ценное для Вас?

– Наверное, честность. Честность во всем. Умение говорить правду в лицо, не за спиной. Это самое главное.

– А что Вы презираете? Что для Вас неприемлемо?

– Обман. Предательство. Это самое худшее.

– Кого бы Вы назвали самым известным и достойным сыном нашего народа? Может быть, которого знает весь мир, может знаете только Вы, но для Вас этот человек – достойный сын нашего народа. Можете назвать несколько человек.

– Самый известный армянин для меня – это Шарль Азнавур (Шахнур Вахинак Азнавурян). Я про него очень много и читал, и смотрел, и слушал. То есть очень много про него слышал и многое о нем знаю. Второй человек, который для меня самый важный – это мой отец, который, когда началась Первая Карабахская война сказал: «Это моя Родина, я должен быть с ней». И по его щеке скатилась слеза. Наверное, тогда я и почувствовал важное. В детстве мы, естественно, этого не понимаем, не осознаем. Как раз я пришел из армии, это был 1991 год. Тогда, наверное, у меня и появилось такое чувство патриотизма, любви к Родине благодаря отцу.

– Шарль Азнавур и Ваш отец – для Вас самые достойные.

– Да, но достойных армян много.

– Что бы Вы сказали сегодня нашим соотечественникам, когда положение и в Арцахе, и в Армении не очень хорошее как в политической, в экономической, так и в других сферах?

– Соотечественникам, проживающим в Армении и в Арцахе, я могу только сказать, чтобы, наверное, они подождали немного. Подождали и потерпели. Я уверен, что лучшее время настанет. А людям, которые проживают вне Арцаха, я бы посоветовал не терять надежды. Если вы помогали как-то своим родным или вообще участвовали в каких-то мероприятиях или благотворительных акциях – продолжайте это делать.

– Вы обратились к арцахцам – подождать. Но если просто ждать, то можно и Родину потерять?

– Мы, может быть, не владеем всей информацией, что происходит на сегодняшний день. Я думаю, что-то должно произойти.

– То есть у Вас есть надежда, вы оптимист и надеетесь на лучшее.

– А как можно жить по-другому, если не надеяться? Как можно думать о том, чтобы оставить свои дома, свою землю, свои кладбища и уехать? Это не укладывается в голове нормального человека.

– Значит, кроме того, чтобы ждать, надо и бороться. И ждать, и бороться.

– Да. Правильно. Согласен.

– Спасибо, Роман Рачикович, за беседу.

Беседу вел Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты