№5 (361) май 2023 г.

У порога дома, куда пришла старуха с косой, обычно кладут ветку сакуры

Просмотров: 1968

Решение ереванской мэрии о посадке в центре армянской столицы японских сакур вызвало в среде местной общественности довольно бурный протестный резонанс. Хотя, по мнению старейшин города, масштабный процесс замены вязов на территории архитектурно-монументального комплекса «Каскад» мотивирован нежизнеспособностью «старых» деревьев, посаженных лет тридцать назад. То есть недавно, уже после энергетического кризиса, когда возникла необходимость в восстановлении зеленых легких крупнейшего города Армении. Кстати, местные экологи отмечают, что на практике даже 50-летние деревья рубке не подлежат, а стволы спиленных в Ереване деревьев вопреки уверениям городских властей о сплошной трухе выглядят вполне здоровыми.

Пресса сразу же отреагировала на гибель любимых ереванцами деревьев довольно едкими материалами с не менее колкими заголовками: «Смерть вязам! Банзай, сакура!», «Борьба с тенью или почва для теневой коррупции?», «Вязы рубят – щепки летят от здоровых деревьев», «Ужас на улицах вязов», «В Ереване будет сакура цвести», где автор, видимо, адаптировал под нынешний беспредел популярную некогда песню советских мечтателей «И на Марсе будут яблони цвести». Не отстали в сарказме и сетевые активисты, традиционно добавив свои пять копеек в очередную аферу «бархатных» властей: «Семена сакуры уже проникли в муниципалитет, поскольку наш вице-мэр Тигран Авинян приветствует на заседании своих коллег по-японски: кони шуа. А ведь точно подметил – шоу продолжается, причем конским галопом», «Для полноты завершения восточной эпопеи «бархатным» властителям остается только сделать себе харакири на «Каскаде». Тогда японская традиция будет полностью соблюдена», «Нынешних правителей беспокоят не бывшие деревья, а то, что они посажены бывшими властями, которых «бархат» ненавидит», «Приговоренные к смерти, но еще гордо стоящие деревья с обмотанным скотчем листом бумаги на стволе, скорбно ассоциируются с советскими пленными, которых фашисты в годы Великой Отечественной войны вели на расстрел», «В Японии сакура означает эфемерность жизни и символизирует смерть. У порога дома, куда пришла старуха с косой, обычно кладут ветку сакуры. Так стоит ли расшифровывать конспирологию посадки именно этих деревьев в нашей стране, где погибли и продолжают гибнуть армянские воины?», «Помнится, в 2019 году премьер Никол Пашинян заявил, что в правительстве разработана грандиозная программа по высадке в 2020 году десяти миллионов деревьев, символизирующих сплоченность десяти миллионов армян вокруг Родины. Тогда не сложилось, но зато теперь из городского бюджета весьма нехило выделено 150 млн драмов, или 386 тысяч долларов, на приобретение дорогостоящих, но абсолютно бесполезных в армянской среде саженцев».

Между тем являющийся одним из авторов этого проекта директор ГНКО «Озеленение и защита окружающей среды» Армен Бегоян, придерживаясь иного мнения, считает критику новой инициативы антинаучной. К примеру, утверждает, что через несколько лет спиленные деревья, из-за которых поднялся такой шум, своей мощной корневой системой разрушили бы фундаменты зданий или перекрыли свет проживающим в них гражданам. В принципе разрушенные здания в любом случае перекроют свет тем, кто останется под завалами, а потому в первую очередь стоит позаботиться о качественном строительстве в зоне сейсмической активности. Да и байка о разрушении домов является чистым плагиатом идеи, похищенной у прихватизаторов из лихих девяностых, когда закрытие столичного трамвайного парка и продажу рельсового полотна точно так же объясняли все той же опасностью расшатывания зданий в сейсмически неблагополучном регионе. Правда, в Японии, Италии, Мексике и многих других странах трамвай продолжает функционировать, несмотря на существующую опасность движения земных пластов. Еще одним «веским» доводом стало его сообщение о том, что сакура растет не только в Японии, но и в Вашингтоне. И вообще, она более долговечна, чем вязы. И хотя о разрастании корневой системы японской гостьи он почему-то промолчал, но зато напомнил, что в Ереване уже есть несколько сакур, посаженных ранее. Правда, они оказались не сакурами, а «багряником европейским», более известным в народе как «дерево Иуды», о чем еще в 2018 году рассказал известный российский журналист и телеведущий Роман Бабаян, разместив на странице в соцсети собственную фотографию под ереванской «сакурой». Однако местные чиновники упорно продолжают приводить багряник как пример удачной адаптации сакуры к местным климатическим условиям. В качестве третьей причины замены деревьев Бегоян отметил установленный на территории «Каскада» памятник Таманяну. Напомнив, что великий зодчий задумал Ереван как розовый город из розового туфа, он вывел странное логическое заключение, исходя из собственной формулы: сакура в период цветения тоже окутывается розовым цветом, а значит, станет логичной огранкой каменной скульптуры архитектора.

«Это каким воспаленным мозгом надо было додуматься до философии совмещения японского символа с армянским менталитетом? Наша семья уже несколько поколений проживает в центре. Сколько помню себя, густые кроны деревьев на «Каскаде» всегда спасали нас от летней жары. Но никому и в голову не могло прийти заменить их на громадные мексиканские кактусы, которые тоже хорошо приспособлены к жаркому климату, – возмущается жительница одного из прилегающих к «Каскаду» зданий Арпине Кеосян. – Ну а если говорить серьезно, то для замены заболевших деревьев можно было предусмотреть местные эндемики, например абрикосовые деревья. Во всяком случае, за них не пришлось бы платить из кармана налогоплательщика такие огромные суммы, поскольку имеется собственный семенной фонд. А во-вторых, абрикосовое дерево стало бы еще одной возможностью популяризировать среди туристов армянский дудук, веточку абрикосового дерева, циранапох, который в 2008 году включен в Список нематериального наследия ЮНЕСКО».

Комментируя нашумевший спил зеленых насаждений, к.м.н., доцент кафедры гигиены и экологии ЕГМУ Кристина Варданян отметила, что за последние годы земельный массив города сократился до 867 га из-за массовой вырубки деревьев под точечное строительство. В результате подобных стихийных изменений земля постоянно подвергается эрозии, уже нарушена циркуляция теплых и холодных потоков воздуха. А ведь по проекту Александра Таманяна Ереван должен был стать городом-садом в окружении трех зеленых кольцевых зон. Как отметил архитектор и журналист Павел Джангиров, во всех генпланах Еревана, начиная с первого таманяновского, расширение зеленых территорий рассматривалось как одна из приоритетных задач. Армянский зодчий сумел спроектировать в начале прошлого века идеальную схему единого градо-экологического зеленого каркаса Еревана, идея которого до сих пор актуальна во всем мире. Но, к сожалению, сегодня наша урбанизированная столица значительно отстает от экологических эталонов и по загрязненности воздуха бьет антирекорд среди городов мира. Именно поэтому так важен выбор растений с высокой санитарно-гигиенической значимостью. Поддерживая программу по замене нежизнеспособных деревьев, госпожа Варданян подчеркнула, что в советское время этим вопросом совместно занимались целые научные институты. «Учитывалось все: полупустынный засушливый климат, недостаток влаги, архитектурный облик местности. А сегодня пять человек в мэрии решают, что и где сажать, – заметила она. – В частности, сакура цветет всего 10 дней в году, а в зоне «Каскада» необходимы деревья, которые обладают мощными оздоровительными свойствами в течение всего летнего периода. В этом плане ясень, сосна, софора, платан, можжевельник, то есть так называемые «рабочие» деревья, идеальны для нашей столицы. При этом вяз лучше всего поглощает пыль и меньше всего зависит от воды. А сакура не обладает подобными свойствами, да и климат ей нужен более влажный».

Аналогичного мнения придерживается и эколог Сильва Адамян, назвавшая по меньшей мере странным заключение главного дендролога столицы Бегояна о замене привычных пород деревьев на нетрадиционные виды. «В данном случае речь идет о сакуре с небольшой кроной, которая не защищает от жары так, как, например, это возможно у дуба, тополя, ясеня. Кроме того, непропорциональность замены деревьев, тем более без серьезных исследований, уже в ближайшей перспективе нарушит цепочку биоразнообразия и соответственно повлечет за собой множество негативных экологических последствий. Когда я читаю о количестве деревьев, которые собираются импортировать в Ереван, то ужасаюсь тому, сколько еще деревьев будет вырублено по всему городу. Взамен посадят завезенный «мусор» не только в центре, но и в спальных районах столицы. Подобное варварство вызывает у меня ощущение коррупционных рисков. Ведь было привезено большое количество деревьев. В этой сделке явно крутятся большие деньги, которые можно списать на эти ели и сакуры и, конечно, хорошо заработать», – отметила на пресс-конференции эколог.

Но как уверяют свой «любимый» народ «бархатные» власти, в Армении искоренено такое понятие, как системная коррупция, во что верится с трудом. Поскольку беззастенчиво процветают кумовство, землячество и прочее покровительство мздоимству. В частности, не успел еще затихнуть экоскандал, как стало известно о том, что правительство Армении без проведения тендера на капитальный ремонт дороги Айнтап – Мхчян – Арташат – Айгеван общей суммой в 79 млн драмов, или 200 тыс. долларов, подписало соглашение с компанией «Евроасфальт», принадлежащей брату спикера парламента РА Алена Симоняна – Карлену Симоняну. Нестыковка лишь в том, что, согласно информации на официальном сайте администрации Араратской области, работы по ремонту дорог стоимостью около 1,7 млрд драмов были завершены в феврале нынешнего года. Заместитель министра территориального управления и инфраструктур РА Нарек Манукян пообещал дать разъяснения по этому поводу, но ответа так и не последовало. Впрочем, это, как говорится, совсем другая история и мы, возможно, еще к ней вернемся. А пока столичным жителям предстоит провести лето в 40-градусном пекле асфальтовых джунглей, поскольку в самые жаркие месяцы у них уже не будет возможности спрятаться от жгучего солнца под сенью развесистых крон ереванских старожилов. При этом решения за жителей и гостей столицы принимались «верхами» закулисно, без обсуждений с общественностью и высококлассными специалистами. Их мнения никто не спрашивал.

«Когда молчат надзорные и правоохранительные органы, то я даже не знаю, как обозначить такое безразличие. И это в то время, когда сами горожане бережно относятся к своим зеленым друзьям. Надо видеть, как на зиму они старательно укутывают любимые деревца. А чтобы зима не казалась скучной, ярко раскрашивают накинутую «шубку» национальной колористикой, – заявил на протестной акции эксперт в сфере экологии Арман Вермишян. – На тротуаре перед памятником Таманяну всегда были развесистые вязы. Здесь у нас улица, по которой люди гуляют или стоят на остановке в ожидании транспорта. Поэтому первым условием должно стать теневое покрытие. Здесь должны быть деревья, обеспечивающие тень, а также поглощающие пыль и выхлопы. Конечно, может, встречаются и больные деревья, но нельзя все подводить под одну пилу! Нужны профессиональные исследования. А что теперь делать в летний зной ереванцам, которых мэрия лишает тени и глотка живительного воздуха?»

Действительно, по данным специалистов, в марте нынешнего года уровень пыли в воздухе Еревана превысил в 22 раза допустимую пограничную концентрацию. Теперь же с убийством эндемиков и посадкой экзотичных космополитов показатели резко взлетят вверх. По мнению специалистов отрасли, деревья в городе в первую очередь нужны для экологии, а красивые кустарники – для декора на территории парков. Так, как это было раньше. Сегодня же непрофессионализм «бархата» настолько очевиден, что при вынесении очередного вредоносного вердикта временщикам трудно заглянуть если не в книги, то хотя бы в «Гугл» для расширения кругозора. «Каскад» – это сердце Еревана, и все деревья однозначно должны быть заменены. Мы обозначаем, какой вид должен иметь «Каскад» в предстоящие 10–100 лет, – заявил претендент на пост столичного градоначальника Тигран Авинян. – Думаю, если японцы смогли добиться того, что деревья сакуры теперь только цветут, но не плодоносят вишнями, то и мы можем сделать то же самое с абрикосовым деревом. Прошу начать работы в этом направлении». Остается лишь добавить, что подобным то ли проблеском ума, то ли его отсутствием «бархатные» власти планируют подвергнуть стерилизации символ национальной гордости – дерево абрикос. Как, впрочем, и всю нацию, используя экоцид как прелюдию к белому геноциду в отношении собственного народа…

Александр Маркосян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Вырубка деревьев на корню в Ереване это преступление. Ереванцы меня поймут. Хотите Сакуру - сажайте, только не за счет вырубки семидесятилетних деревьев, которые спасали от жары ереванцев.Сопляки, пришедшие к власти в столице не понимают что творят.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты