В поисках нового политического лидера необходима помощь диаспоры
Согласно предварительным данным последней переписи населения РА, которая прошла осенью прошлого года, число жителей, постоянно проживающих в республике, составило 2 млн 928 тысяч 914 человек. В сравнении с предыдущей переписью 2011 года отрицательное сальдо уменьшило армянскую демографию на три процента, или на 90 тысяч армян, из которых более половины, а именно 57 тысяч 186 человек, покинули Армению или отказались от ее гражданства за последние четыре года.
Выезжающими в основной массе по-прежнему остаются трудовые мигранты, а по сути наши сезонные «хопанчи», традиционно отправляющиеся в Россию на заработки с ранней весны до поздней осени. Впрочем, сегодня акценты несколько сместились. «Пять лет назад я сам с родными и друзьями участвовал в митингах и голосовал за Пашиняна, потому что верил в его светлые идеи справедливости. Но сегодня нет стабильности, нет работы. Мне нечем кормить семью. Да и дома подрастают два сына, которых я не хотел бы отдавать ему на заклание в военной мясорубке непонятно за что. Поэтому думаю прочно закрепиться всей семьей на новом месте. Руки-ноги есть. Работать на строительстве могу и не боюсь. Приложу свое умение в другой стране, раз у себя на родине не нужен», – разоткровенничался перед отлетом в аэропорту Звартноц уста Эдик из районного центра Раздан. Его небольшой спич вызвал противоречивые ассоциации, и в первую очередь с крысами, панически бегущими с тонущего корабля. А ведь именно такие «эдики» из глубинки еще пять лет назад стали той самой критической массой, которая необдуманно довела страну до ее нынешнего состояния. И вот теперь без тени раскаяния будущие гастарбайтеры покидают Армению, напрочь забыв о борьбе за «светлые идеи справедливости». При таких темпах бегства прогноз одного из ведущих американских институтов демографии и социологии может вполне оправдаться: вместо обещанных премьером пяти миллионов к 2050 году в стране к тому времени останутся всего лишь 1 миллион 500 тысяч человек. Тут даже фальсификации при очередной переписи населения не помогут, поскольку наши соотечественники уезжают с желанием поменять не только страну, но и гражданство и, следовательно, при социологических опросах уже не смогут повлиять на положительный баланс статистики своей исторической родины.
Соотношение цифр до и после «бархатной революции» наглядно показывает общую картину по миграционным процессам в Армении, а точнее – ее постреволюционное неблагополучие в социально-экономическом и политическом плане. На фоне стремительного роста числа армян, желающих выехать в более благополучные страны, Россия, бесспорно, продолжает удерживать пальму первенства. Причем наши соотечественники хотят видеть себя уже не в роли заезжих визитеров или транзитных пассажиров, а в качестве законных граждан Российской Федерации. Как отметила эксперт по миграционным вопросам организации «Армянский Каритас» Татевик Бежанян, за прошедшие четыре года примерно 120 тысяч граждан Армении получили российское гражданство, то есть примерно 30 тысяч человек в год. И это не говоря о других странах. «Если проанализировать миграционные потоки, то вырисовывается довольно интересная картина. В 2018 году у нас было зафиксировано некое подобие иммиграции, когда многие армяне с воодушевлением возвращались в Армению, чтобы приложить свои знания, навыки, опыт и финансы на родине. К сожалению, этот период длился недолго. Очень быстро разочаровавшись, значительная часть из них уехала обратно, – отметила собеседница. – Что касается тех граждан Армении, которые обратились и получили российское гражданство, то мне сложно судить об их побудительных причинах. Кто-то не хотел оставаться в статусе мигранта в России, кто-то не видел своего будущего в Армении, а потому решил уехать навсегда. Были и те, кто после 44-дневной войны планировал обеспечить российским гражданством будущее своих детей и особенно сыновей, так как перспектива безопасности нашей страны по-прежнему довольно туманна. Остается только констатировать, что за последние два года резко выросло количество обращений граждан Армении за паспортом РФ. Поэтому говорить о снижении миграционных потоков пока не приходится».
Мнение армянской стороны полностью подтверждается миграционной статистикой МВД России, согласно которой Армения уже не первый год находится в числе лидеров среди стран, чьи жители получили российское гражданство. И если в 2019 году россиянами стали 17.000 армян, то только в первом квартале текущего года эта цифра приблизилась к 9 тысячам, а точнее – это 8 тысяч 900 человек. При такой динамике не составит особого труда подсчитать в годовом разрезе «утечку мозгов и рабочих рук» коренного населения Армении в Россию. В перспективе по итогам 2023 года цифра может возрасти до 36–40 тысяч человек, которые пополнят ряды тех 120 тысяч соотечественников, кто уже сменил армянское гражданство на российское в предыдущие четыре года «бархатной» власти. Такого оттока населения в новейшей истории страны еще не было, за исключением лихих девяностых, когда в годы правления АОД из Армении выехали более одного миллиона человек. Но в 2018 году новое правительство, пришедшее к власти после «бархатного переворота», гордилось тем, что все больше армян, отправившихся искать счастья за границей, теперь возвращаются на родину. Но проект репатриации вскоре лопнул как мыльный пузырь. И хотя глава нынешнего правительства и Комиссариат по делам диаспоры продолжают выдавать желаемое за действительное, тем не менее цифры говорят о другом. В частности, если бы приток реэмигрантов действительно существовал, то миграционный обмен с Россией должен был бы стать для нее отрицательным. Но ничего похожего данные Росстата не фиксируют. Более того, число въезжающих в РФ из Армении по-прежнему больше количества выезжающих. Становится все очевидней, что на сегодняшний день миграционная политика Армении является зеркальным отражением экономической и политической нестабильности, а навязываемые сверху иллюзии так и остаются недосягаемыми миражами.
Кстати, месяца два назад состоялась презентация исследовательского труда на русском языке «Интеграция или репатриация: социально-экономический потенциал армянской диаспоры в России», проделанного НАН РА в партнерстве с Институтом демографических исследований Российской академии наук. Как отметил на пресс-конференции научный руководитель Института социологии, философии и права НАН РА академик Геворг Погосян, сегодня самая крупная армянская диаспора сформирована на территории РФ, где, по данным Союза армян России, проживают примерно 2,5 млн армян. «Нас, исследователей, интересовал ряд вопросов, начиная от уровня интеграции армян-мигрантов в социально-экономическую жизнь России до возможной организации процесса их репатриации, – отметил он. – За 30 лет независимости Армению покинуло огромное число ее граждан. Мы можем привести конкретные данные по годам. Но нас интересовало другое: каков потенциал перебравшихся в Россию наших соотечественников, которые сегодня хотят вернуться в Армению? Именно поэтому разделили исследование с российскими коллегами: они занимались вопросами интеграции, мы – возможной репатриацией. Так родилась книга, которая на данный момент переводится на армянский язык для переиздания в новой версии».
По словам ученого, условия, на которых соотечественники хотят вернуться на историческую родину, в первую очередь связаны с отсутствием в стране военного положения, наличием развитой экономики, рабочих мест и возможностью получения качественного образования. Не обеспечив эти три составляющие, вернуть людей обратно просто невозможно, даже имея хороший репатриационный ресурс. При этом в создавшихся условиях проблема безопасности страны вышла для наших сограждан на первый план. С другой стороны, сегодня, когда в Армении раскручиваются антироссийские настроения и просматривается смена внешнеполитического вектора, вполне вероятна новая мощная волна эмиграции. Да и из России при таком раскладе мало кто подумает вернуться в азербайджано-турецко-ориентированную Армению. Это полностью обнулит потенциально возможную репатриацию, в том числе конкретно из России, и раз в пять увеличит отток населения из самой Армении.
И все же несмотря на то, что проблема миграции так и остается нерешенной, поскольку за эти годы ее не смогли даже ослабить, тем не менее в выступлении ученого были и оптимистические нотки надежды. «Сегодня мы заняты еще одним исследованием на тему «Историческая память и национальное самосознание». Результат опроса жителей разных марзов Армении показал, что на вопрос: «Кто наши национальные герои?» респонденты редко называют наших современников. По большей части говорят об исторических героях, например о Тигране Великом или Вардане Мамиконяне. То есть в народе превалирует историческая память, что является одной из причин пассивности, – считает Геворг Погосян. – Думаю, изменить этот вектор в сторону современных героев поможет появление на политической арене новых сильных личностей из числа репатриантов. Например, в России, США, Франции, Ливане и других странах есть немало армян, которые состоялись финансово, а также сохранили свои гражданские позиции и национальное самосознание. Поиски нового политического лидера нам, по всей вероятности, следует начать именно в этом направлении». И как можно скорее, поскольку речь идет уже о потере государственности.
Сергей Тигранян
Оставьте свои комментарии