№6 (362) июнь 2023 г.

Явление Никола народу

Просмотров: 4289

Владимир Лепехин: Нужен новый военный союз между Россией и Арменией

Виктор Согомонян: Мы решили создать многоязычную площадку для предоставления информации об армянах со всего мира

Гроздья медалей армянских богатырей на чемпионатах Европы

Память военных журналистов увековечена

Явление Никола народу

Никол Пашинян, как Вас теперь называть? 5 лет правления. к чему пришли?

В поисках нового политического лидера необходима помощь диаспоры

Армяне – кавалеры высшей боевой награды России – Императорского Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия (по алфавиту), увековечившие свои имена на памятных мраморных досках Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца

Рубен Сафрастян: Наш единственный союзник – Россия, но она пока сосредотачивается

Европарламент назначил Армению региональным лидером по демократии. И потому всячески поддерживает Азербайджан

Трения между Армянской Апостольской Церковью и нынешней властью начались еще пять лет назад, когда в разгар «бархатной революции» ее адепты осквернили в Св. Эчмиадзине резиденцию Католикоса всех армян, устроив там при попустительстве «сверху» недельный шабаш и пьяный дебош под лозунгом «Новая Армения – новый Патриарх». С тех пор между религиозной и государственной властью сложились непростые отношения, которые порой перерастают в откровенное неприятие государственными мужами религиозных канонов и даже демонстративное игнорирование религиозных мероприятий, будь то церковные праздники или всенародная скорбь.

Сегодня Церковь в Армении конституционно отделена от государства, а потому светскость власти никто не ставит под сомнение. Но не стоит забывать, что в сохранении национальной идентичности и единении Большого армянского дома значимую роль всегда играла вера, христианство, которое царь Трдат III провозгласил в 301 году государственной религией. В IV веке Армения стала первым в мире христианским государством не для того, чтобы спустя 17 столетий кануть в небытие по прихоти временщиков, подменивших духовное начало нации на вульгаризм «Духов!» для беснующейся толпы. «Конечно, Церковь является неотъемлемой частью армянства, однако церковники не понимают, что мы сегодня строим новое, современное, светское, демократическое государство без плоского мышления и бутафории в виде обрядов и театральных декораций, которыми они окружают себя», – заявил на условиях анонимности чиновник среднего звена во власти. Хотя заявителя сего еретического опуса сегодня можно узнать во многих вершителях армянских судеб.

В частности, по инициативе экс-министра образования, науки, культуры и спорта Араика Арутюняна было решено убрать с 2023 года из школьной общеобразовательной программы предмет «История Армянской Церкви», который был введен еще в 2003 году. И даже встреча нынешней главы МОНКС Жанны Андреасян с Католикосом всех армян Гарегином Вторым не привела к пересмотру столь необдуманного решения. В крайнем случае предмет будет присоединен к курсу общей истории Армении. По мнению предстоятеля Масеацотнской епархии ААЦ епископа Геворга Сарояна, цель предмета, вокруг которого разгорелся спор, не пропаганда религии, а сохранение идентичности армянского народа и армянской государственности, причем не только среди трех миллионов армян внутри страны, но и среди 10–12 миллионов всего армянства. «Ведь ААЦ имеет свои отделения по всему миру, и ее миссия распространяется на весь народ», – отметил он, одновременно подчеркнув, что это важно в том числе и в контексте духовной безопасности, когда в стране идет навязывание нетрадиционных для нас ценностей, безбоязненно действует множество деструктивных культов, оплачиваемых извне антиармянскими фондами.

Действительно, в последнее время в Армении вновь заметно активизировалась деятельность различных сект, среди которых особой агрессивностью выделяются запрещенные в РФ «Свидетели Иеговы». В центре города они безбоязненно устанавливают стенды со своей экстремистской макулатурой «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!», присланной бруклинскими шефами. Эксперты с тревогой озвучивают число вовлеченных туда адептов, которое, по разным подсчетам, уже перешагнуло порог в 10 процентов от населения страны. Впрочем, в «бархатной» Армении при отрицании духовного наследия и традиционных ценностей этого можно было ожидать. Даже притом что, согласно опубликованным американским аналитическим центром Pew Research Center (нежелательным в России) «Исследованиям об отношениях к религии в странах Восточной Европы», Армения показала рекорд, когда почтение Армянской Апостольской Церкви, несмотря на широкомасштабную кампанию против нее, выразили 89 процентов респондентов.

И если в начале своей премьерской карьеры лидер «шагающих рюкзаков» во время предвыборной кампании в Дилижане только пригрозил Церкви устроить в случае непослушания революцию и там, то спустя два-три года он уже фактически объявил себя Богом, чем вызвал вполне объективную критику со стороны адекватной части населения страны. «Если у Церкви плохие отношения с правительством, то у нее плохие отношения с Богом, – заявил Никол Пашинян в ходе недавнего выступления в парламенте, одновременно процитировав отрывок из письма апостола Павла римлянам (глава 13): «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению...» Это была маленькая месть Гарегину Второму за его несогласие с политикой по признанию Арцаха в составе Азербайджана, что будет означать новый геноцид. Это была своеобразная вендетта за призыв Католикоса к отставке Пашиняна, озвученный еще 8 декабря 2020 года, но не ограниченный по времени, поскольку «ситуация в стране по-прежнему вызывает обеспокоенность».

Сетевая общественность и СМИ отреагировали моментально: «Аз есмь царь, помазанник Божий. Это звучит даже похлеще, чем фраза Людовика XIV: «Государство – это я». Было бы смешно, если бы не было так грустно. И стыдно», «На ум приходит лишь одна новозаветная фраза, цитируемая обычно по апостолу Матфею: кесарю – кесарево, Богу – Божие. Это точно: воздастся по заслугам, раз родился не Богом. Обязательно воздастся каждому по «заслугам» и в полной мере», «В последнее время в речах правителей исчез главный девиз бархатной революции: «Духов!»

Конечно, трудно быть Богом, когда в тебя уже не верят. Вернее, пытаться изображать себя таковым. Видимо настало время, когда всей бархатной команде во главе с ее главарем надо наконец самим собраться с духом и подать в отставку, чтобы остановить ускорение, с которым Армения летит в пропасть». А иерей Заре Ашурян со смиренным сарказмом резюмировал: «Продолжим молиться за премьер-министра Армении и его «мирную» повестку». «В канун Пасхи главный начальник страны выложил на своей странице в соцсети арию Иуды из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда». Моей первой реакцией было приписать сие действие его дремучести. Но потом все-таки решил, что в этом есть какой-то месседж. Не поленился и перечел текст арии. Что говорит Иуда? Что Христос не тот. Что прежде, чем он возомнил себя Богом, вел людей неправильным путем. И я понял, что этот человек реально идентифицирует себя с Иисусом Христом! Выложить эту арию – значит направить упрек народу, который им восхищался, а теперь разочарован и считает, что он ведет Армению совсем не туда. Пашинян пытается сказать: смотрите, как Иуда ошибся и предал Христа, так и вы сейчас совершаете ошибку и отрекаетесь от меня. Он чувствует, что народ от него отворачивается, и пытается защититься Евангелием. Понимает, что все его усилия уже проваливаются, вот и прибегает к чрезвычайным мерам», – высказал свою точку зрения в программе Pressing на 168.am заместитель председателя АНК Левон Зурабян.

«Очередную нетленку новоявленного мессии прокомментировали публичные личности – Србазан Микаел в интервью изданию «Грапарак», первый президент РА Левон Тер-Петросян в статье под названием «Явление Никола Богослова», зам. председателя РПА Армен Ашотян – на камеру. Смысл всех возмущенных комментариев с примесью стёба, сводился к настоятельному совету: Пашинян, разберись в своих взаимоотношениях с Церковью и прекрати демонстрировать свою дремучесть, теперь еще и в евангелической сфере», – конкретизировала газета «Голос Армении». Развивая тему, издание обратилось к посланию Католикоса всех армян, отмечая, что к личности Гарегина Второго можно относиться по-разному, но в данной ситуации и в данном времени надо максимально абстрагироваться от конкретных лиц, поскольку на кону не только распятый Арцах, но и государственность самой Армении, родины всех армян: «К его призывам надо отнестись только и только как к Слову Верховного Патриарха – Католикоса Всех Армян, главы Армянской Церкви. Оно, это Слово, приобретает исключительно важное значение в ситуации, когда армянская государственность стоит на грани краха, а армянский народ – перед опасностью нового геноцида, и означает, что Армянская Церковь осознает собственную великую миссию и великую ответственность и считает своей обязанностью заявить о смертельной опасности, предлагая решения пусть и политического характера».

Недавно в беседе с журналистами Его Святейшество пояснил, что озвученный им в свое время отеческий завет был обусловлен попыткой преодоления и решения возникшей ситуации. «Но она по-прежнему остается опасной и тревожной. Делаются неверные и неприемлемые заявления в отношении статуса Нагорного Карабаха. Беспокоит углубляющаяся разобщенность и дух нетерпимости нашего народа», – отметил Гарегин Второй, одновременно подчеркнув, что в этой связи предстоит большая работа. Он считает, что решение и преодоление стоящих вызовов возможно только при полной консолидации национального потенциала, и это приоритет каждого из нас независимо от места проживания.

Сергей Тигранян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Пашинян враг Армянской церкви, армянской государственности и армянского народа!. Кто это ещё не понял, мне жаль его.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты