№11 (367) ноябрь 2023 г.

«Игры королей» Театра им. Станиславского на Тихоокеанском побережье

Просмотров: 2426

За месяц до приезда гостей Международного тихоокеанского театрального фестиваля во Владивостоке висели афиши. Ждали традиционный кукольный вьетнамский театр, «Вуяни Данс Компани» из ЮАР, «Сетор де Ареас Исоладес» из Бразилии, «Чжао Лян Арт» из Китая, танцевальный коллектив «Малево Экстрим» из Аргентины. Давать «Гамлета» в сопровождении симфонического оркестра Приморской сцены Мариинки должен был сам народный артист РФ Евгений Миронов. И тут я увидела афишу Ереванского государственного русского театра имени К.С. Станиславского, он вез спектакль «Игры королей» по легендарной пьесе американского драматурга Джеймса Голдмена «Лев зимой».

«Ну армяне, – восхищенно подумала я. – В такие трагические времена из далекого Еревана лететь на Тихоокеанское побережье! А это более десяти тысяч километров!»

Фестиваль открылся 21 сентября. Армянские актеры должны были его закрывать 6–7 октября. 6 числа они встречались с местной прессой. Но я пошла на встречу Евгения Миронова со студентами Дальневосточного государственного института искусств. Во Владивосток Евгений Витальевич приехал из Хабаровска, где проходил региональный фестиваль. Миронов удивлялся тому, что все эти годы труппы Дальнего Востока между собой не общались.

Сам Международный тихоокеанский фестиваль является значительной частью и центральным событием государственной программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке. Ее инициировал Государственный театр наций во главе с его художественным руководителем, народным артистом России Евгением Мироновым. Идея масштабного проекта была поддержана президентом России В.В. Путиным.

Подготовку программы и проведение фестиваля Министерство культуры доверило Международному театральному фестивалю им. А.П. Чехова. Автором концепции творческой программы Тихоокеанского фестиваля во Владивостоке стал Валерий Шадрин, к сожалению, ушедший из жизни в прошлом году.

Со студентами Евгений Миронов говорил о «мертвых» театрах и «живых». По его мнению, Тихоокеанский должен стать фестивалем уровня Эдинбурга или Авиньона, но пока в силу сложных геополитических процессов и того обстоятельства, что самому фестивалю всего два года, этого не случилось. Рядом Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Сингапур, Индонезия со своими древними театральными традициями.

Сейчас Миронов готовится к съемкам фильма о русском путешественнике, географе, этнографе, писателе, исследователе Дальнего Востока, военном востоковеде Владимире Клавдиановиче Арсеньеве, где сыграет главную роль. Говорит, что кино-Владивосток был построен под Москвой, а надо бы здесь, на Тихоокеанском побережье, поднимать мощную кинематографическую базу.

Кстати, мало кто знает, что первую экранизацию «Дерсу Узала» снял Агаси Бабаян в 1961 году, роль Дерсу играл советский казахстанский актер Касым Джакибаев. А уж потом, в 1975 году, появилась экранизация Акиры Куросавы.

7 октября, к большому огорчению желающих увидеть армянский спектакль, в кассах Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горь-

кого билетов не было. Одна женщина, увидев меня, спросила, нет ли лишнего. Мы очень быстро разговорились, и она сказала, что горячо переживает события, происходящие сейчас в Армении и Арцахе, и всю жизнь хотела увидеть Ереван. Тут она стала вспоминать о «Семи песнях об Армении» Геворга Эмина, и вот тут мне пришлось звонить главному режиссеру Русского армянского театра Карену Нерсисяну и просить вторую контрамарку для «представителя владивостокской интеллигенции».

Сам Карен Юрьевич в этот вечер пошел на спектакль «Шекспир. Шостакович. Гамлет» на Приморскую сцену Мариинки.

А мы прошли… нет, не в зрительный зал, а на саму главную сцену театра. Потому что зрительские места были расположены здесь же.

Это был спектакль-встряска, спектакль-шок. Действие развивалось стремительно, динамично и агрессивно. Уверена, что такую сгущенную, концентрированную энергетику транслировать может не каждая театральная труппа. Экспрессия в высшей степени была заявлена уже в самом начале спектакля, поэтому нельзя сказать, что она шла по нарастающей. Нет, все полтора часа зрители ни на минуту не выпадали из этого накала страстей, бурлящих в семье Генриха II, его жены Алиеноры Аквитанской, их троих сыновей, каждый из которых желал получить отцовский трон. Наверное, так пьесу о природе политической власти, жестокости, коварстве и предательстве могли сейчас играть только армяне.

В игре Роберта Акопяна в главной роли была не только армянская харизма, но и грузинская эксцентрика. Позже я узнала, что заслуженный артист РА, выпускник Ереванского государственного художественно-театрального института, ученик прославленного Хорена Абрамяна служил и в Тбилиси, работая в Армянском театре им. С. Шаумяна и возглавляя Тбилисский театр-студию «Наири». Созданный им образ короля Генриха II Плантагенета был переполнен грубой, животной, эротической энергией.

«Ты пахнешь королем», – говорит ему его любовница, сестра французского короля Филиппа II Августа, Элис. Ее образ был, пожалуй, по-настоящему единственный в развитии. Сыграла ее Рипсиме Нагапетян, два года назад получившая высшую театральную премию «Артавазд» за роль Джульетты. Какие-то отголоски шекспировской героини были и в Элис, намеки на целомудрие и скромность, готовность отдать себя в жертву любимому, но это было только начало. Как покажет развязка действа, в «королевском зверинце» никто не сможет уберечь свою душу и чистоту.

Режиссер спектакля Сурен Шахвердян превратил замок Шинон, резиденцию английского короля в его французских владениях, в одну большую тюрьму. Из одной двери, размыкающей это замкнутое страшное пространство всеобщей ненависти, герои выходили и входили, как в нору – там тоже было заточение для тех, кто стал мятежником против собственного отца и мужа. Королеву Алиенору, только что выпущенную из заключения, в котором она провела десять лет, блестяще сыграла Темина Хачатрян. Между мужем и сыновьями она порой скользила

на роликах в своем тяжелом, с металлическим блеском платье воительницы (отдельное восхищение заслуживает художник по костюмам Мэри Саргсян).

Между матерью и сыновьями установились амбивалентные отношения не только открытой ненависти – подавленной любви, но и отклонений фрейдизма, которые лучше всего передал сын Джон в исполнении Гора Амбарцумяна. Инфантильный, мелочный «маменькин сынок» был не против проявить и свой эдипов комплекс». Когда чаша весов временно склонилась в его сторону, он уже нанес мелом на спину своего хипстерского пальтишки вожделенное слово «King».

Старший сын Ричард (будущий Львиное Сердце) олицетворял собой в игре Армана Межлумяна «викинга». Жесткий, брутальный, прагматичный, он пытается договориться с французским королем (Армен Маркарян) о военной помощи, чтобы развернуть ее против отца и скинуть с претендентства братьев.

Армен Арнаутов, сыгравший Джеффри – еще одно мощное актерское дарование русского армянского театра. Сам Армен с отличием окончил лечфак Ереванского медицинского института им. М. Гераци. Но из врачебной «реаниматологии» ушел в театральную. Образ нелюбимого, незамечаемого сына с исковерканной душой усилился физической немощью инвалида, проживающего жизнь в кресле, но это не мешает ему грезить о власти. Перманентно трясущаяся рука паралитика жадно желает вцепиться в трон. Арнаутов доводит образ своего героя до поистине хтонического, оживающего на наших глазах мертвеца, на лицо которого падает темно-синий инфернальный свет, он распрямляется почти в рост и произносит свой не монолог, а выкрикивает в зал пафос всех тех, кто уже готов перешагнуть черту и превратиться из человека в «право имеющего».

Армен Арнаутов – лауреат высшей театральной премии «Артист» им. Метаксии Симонян, почетной медали им. Иннокентия Смоктуновского, лауреат высшей театральной премии «Артавазд-2005». Также награжден медалью Мовсеса Хоренаци «За плодотворную деятельность и значительный вклад в сфере культуры» (2013).

Зал встал и по праву устроил Ереванскому театру продолжительную овацию. Хорошо было бы, если бы армянские театральные древние традиции, которые начал развивать царь Великой Армении Артавазд в конце прошлой эры, укрепились и на Тихоокеанском побережье.

* * *

Несмотря на то, что в сентябре Ереванский русский драматический театр им. К. Станиславского отменил показ всех своих спектаклей по известным причинам, тем не менее продолжил работать в гастрольном графике. Три спектакля практически одновременно отправились на ведущие международные театральные фестивали, которые проходили в казахстанском городе Кокшетау, во Владивостоке и Саранске. Артисты не только с честью представили Армению, но и удостоились похвалы от театральных критиков и зрителей.

В конце сентября театр принял участие в V Международном театральном фестивале «ТеАРТ-Кокше», проходившем в Казахстане. На сцене Акмолинского областного русского драматического театра был представлен спектакль «Академия смеха» Коки Митани в постановке художественного руководителя Карена Нерсисяна. По мнению зрителей, игра армянских актеров была выше всяких похвал, а сам спектакль вполне заслуженно стал обладателем диплома V Международного театрального фестиваля «ТеАРТ-Кокше».

Следующим этапом гастрольного турне стала главная театральная сцена Владивостока, где проходил II Международный тихоокеанский фестиваль. В его многожанровом калейдоскопе свои творческие работы представили труппы из Вьетнама, Бразилии, Китая, Аргентины, России, Армении. Ереванский театр подарил зрителям спектакль «Игры королей» по пьесе американского драматурга Джеймса Голдмена «Лев зимой» в постановке Сурена Шахвердяна.

А в Саранске Ереванский театр русской драмы принял участие в XVII Международном театральном фестивале-форуме «Соотечественники», на котором, по словам организаторов, за 17 лет выступили 90 театров. Кстати, ереванцы хорошо знакомы тамошним театралам, поскольку приезжают сюда на фестиваль не впервые. Более того, худрук ереванского коллектива Карен Нерсисян поставил с местными артистами спектакль по пьесе Мольера, который давно и прочно закрепился в театральной афише русского драмтеатра Мордовии. В этом году станиславовцы привезли спектакль по пьесе современного американского драматурга Дона Нигро «Люди. Звери. Обстоятельства» в постановке Карена Нерсисяна.

«Это одиннадцать сюрреалистичных историй, сценическое прочтение которых проходит в художественно-утонченной стилистике, о том, что движет людьми в различных обстоятельствах, когда разум уступает место животным инстинктам. В веселых и грустных персонажах, к тому же очень узнаваемых, легко прочитываются надежды и страхи, любовь и безразличие, наверняка близкие каждому сидящему в зале, – написала газета «Известия Мордовии». – Честь поставить красивую финальную точку в программе XVII Международного театрального фестиваля «Соотечественники» выпала блистательному спектаклю «Люди. Звери. Обстоятельства» в исполнении блистательного коллектива из Армении».

Не случайно он стал обладателем диплома «Лауреат XVII Международного фестиваля русских драматических театров «Соотечественники». Как отметил по возвращении в Ереван худрук Карен Нерсисян, творческая командировка была очень интересной и насыщенной. «Специфика нашего театра заключается в том, что у нас русский театр, а само словосочетание «русский драматический театр имени Станиславского» просто обязывает нас проповедовать русскую театральную школу Станиславского», – подчеркнул он, одновременно заметив, что в театре продолжаются репетиции над новыми спектаклями, в том числе и русской классики. А это значит, что в скором времени театралов ждут новые премьеры.

Валерия Олюнина, собкор «НК», Владивосток

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 5 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты