№12-13 (264-265) июль 2015 г.

Бразильский метрополитен: двери открываются. Станция «Армения»

Просмотров: 3689

Как гласит история, первые наши соотечественники обосновались в Бразилии во второй половине XIX века и начинали свою жизнь в чужой стране с любой работы: торговали вразнос, работали гончарами, малярами, плотниками, портными, сапожниками… Но со временем благодаря упорству, трудолюбию и таланту многие представители армянской общины стали занимать значительные позиции в бразильском обществе. Так, один из первых наших соотечественников, уроженец Стамбула, выпускник инженерного факультета университета Канта в Бельгии Миран Латифян был награжден на новой родине почетным «Орденом Розы» за строительство знаменитой железной дороги «Императрица Леопольдина», а затем не менее знаменитого проспекта Авенида Бейра-Мар.

Наиболее многочисленные потоки армян стали прибывать в страну после кровавых событий в Османской Турции. Иммигранты селились, как правило, в Сан-Паулу, который в то время был знаменит своими кофейными плантациями. Сегодня в 20-миллионном городе проживает, по разным данным, от 30 до 40 тысяч армян. В общине увлеченно рассказывают о первом армянском священнике Микаеле Пичмеяне, об известной актрисе Араси Балабанян, о трижды избранном на пост губернатора крупнейшего бразильского штата Мату-Гроссу Педро Петросяне, в честь которого даже была выпущена марка… С особой гордостью говорят о станции «Армения» местного метрополитена, первая ветка которого была открыта в 1974 году. Спустя 13 лет одну из станций подземки по предложению местного муниципалитета было решено назвать в честь исторической родины армянских переселенцев. Правда, торжественное открытие под музыку Комитаса и Екмаляна состоялось лишь в 2005 году.

На стенах и витражах фойе станции можно увидеть тексты стихов на древнем языке, буквы армянского алфавита, а еще два хачкара, но мало кто знает, что оформлением станции занималась известная бразильская художница и поэтесса Жозель Карвалью, чье творчество неразрывно связано с изучением исторической памяти, национальной идентичности и социальной справедливости. В 1994 году, получив приглашение принять участие в дизайнерских работах одной из станций метрополитена, она даже не предполагала, что выберет именно ее. «В поисках «своего» зала я некоторое время просто каталась под землей, стараясь найти то, что отвечало бы моему видению архитектурной идеи. Неожиданно поезд остановился на открытой платформе моста, где в пролетах открывалась прекрасная панорама города. Голос по радиосвязи объявил, что это станция «Армения». Я поняла, что нашла желаемое, хотя, к сожалению, почти ничего не знала об этой стране, а все мои скудные познания в основном ассоциировались с расположенной рядом армянской церковью, – вспоминает она. – По возвращении в Нью-Йорк стала искать информацию о далекой заокеанской стране. Посетила выставку армянских рукописей, которая экспонировалась в США. Стала изучать древнюю культуру и армянское зодчество, найдя в нем созвучие своему творчеству. И тогда поняла, что просто влюбилась в Армению».

А затем, узнав о резне армян 1915 года в Османской Турции, художница определилась и с основным мотивом композиции. «Это должен быть Мемориал памяти и скорби по жертвам геноцида, который стал первым чудовищным злодеянием в истории ХХ века. Мир должен знать об этом преступлении против человечности. В этом плане весьма удачной оказалась статистика. Поскольку станция считается одной из наиболее загруженных на первой линии подземного транспорта, то в день здесь проезжает более миллиона человек. А это значит, что хотя бы половина из них заинтересуется малоизвестными нам, бразильцам, уроками мировой истории», – определила основной лейтмотив своего творения Карвалью. По ее собственному признанию, знакомство и дружба с членами армянской общины Сан-Паулу придали силы для создания мемориала «Армения».

Работа была долгой и кропотливой. И если витражи из травленого стекла сразу же заняли свое место, то при работе с камнем произошла небольшая заминка. Изучая древнее зодчество, художница поняла, что не может подобрать нужный материал, который соответствовал бы традиционной армянской скульптуре. Несмотря на разнообразие вулканических пород в Бразилии, подобрать аналог армянскому туфу все не получалось. Выход подсказал местный гончар Миэко Укезеки, предложивший обжигать глину при очень высоких температурах. Конечно, сложная технология обжига осадочной породы известна давно, но у опытного мастера были свои секреты, над которыми он долго колдовал. В результате керамический отлив полученного материала стал напоминать старинные армянские памятники. Так через девять месяцев в содружестве с Миэко Укезеки родилось новое творение Жозели Карвалью, названное «Арменией». Один из главных символов далекой страны она решила увековечить в пространстве ландшафтного бассейна, где потоки света и воды придают стеле не только архитектурную законченность, но и глубинный смысл, существующий в каждой национальной культуре. Как говорят очевидцы, установленный на открытой террасе памятник действительно впечатляет, и главное – его хорошо видно с улицы в открытом пространстве метро. И хотя армянские друзья высоко оценили художественные достоинства композиции, тем не менее, сама Карвалью считает доминирующим другой акцент. Ведь в своем творении она постаралась воплотить тот самый сакральный код, который присущ только несломленной нации.

По воспоминаниям современников, в годовщину 90-летия геноцида Армянская Апостольская и Армянская Католическая церкви Бразилии отслужили мессы памяти по невинным жертвам. А затем процессия двинулась к памятнику жертвам геноцида, где в почетном карауле застыли гвардейцы Национальной армии. Несмотря на то, что в тот год власти страны официально еще не признали факт геноцида 1915 года, тем не менее, простые бразильцы выразили поддержку армянскому народу своим присутствием. В тот же день состоялось еще одно памятное событие – торжественная церемония открытия «армянской» станции. Это сегодня жителей Сан-Паулу не удивляет тот факт, что далекая Армения стала для них намного ближе.

Спустя 10 лет, в 2015 году, Федеральный сенат Бразилии единогласно принял резолюцию по данному вопросу, а Бразилия стала 24-й страной, признавшей геноцид. По словам министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна, принятием этого документа Бразилия внесла значимый вклад в усилия международного сообщества по недопущению повторения геноцидов и преступлений против человечества.

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 22 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты