№4 (348) апрель 2022 г.

Для закрытия американских биолабораторий Армении необходима политическая воля

Просмотров: 2010

Как известно, 11 марта по инициативе России состоялось специальное заседание Совета безопасности ООН, посвященное биобактериологической деятельности США на Украине. В ходе спецоперации в распоряжении Минобороны РФ оказались документы, подтверждающие проведение там крайне опасных биологических экспериментов в 30 референс-лабораториях.

В 2018 году в известном американском научно-популярном журнале Science вышла статья «Сельскохозяйственные исследования или новая система биологического оружия?», где ученые-биологи из Германии и Франции прямо говорили о подготовке США к бактериологической войне против своих вероятных противников – России и Китая. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что подобные лаборатории стали массово появляться в Армении, Грузии, Казахстане, Узбекистане, Молдавии, Азербайджане, на Украине, а также в ряде европейских стран, граничащих с Россией. Пентагон уже не шифруется, называя довольно цинично свои планы «кольцом анаконды», прозрачно намекает на желание удушить ненавистную им страну. При этом доступность подобных баз скрывается от общества под термином мнимой «транспарентности», что не может не вызывать беспокойство.

Армения участвует в американской программе DTRA по так называемому снижению биологической угрозы уже более двух десятков лет. По некоторым данным, в Ереване, Иджеване, Гюмри, Мартуни, Ванадзоре задействована сеть из 12 биолабораторий, однако генеральный директор ГНКО «Национальный центр по контролю и профилактике заболеваний» Минздрава РА Артавазд Ванян отрицает наличие подобных объектов на территории страны. «Соединенные Штаты, а также Россия помогли оборудовать и отремонтировать наши лаборатории 70-летней давности. Например, лаборатория в Гюмри действовала еще в советское время, – говорит он. – Просто сейчас это более оснащенный и современный уровень. Нас поддерживают и США, и Россия. В Аване даже есть российская мобильная лаборатория, которая может проводить более глубокие исследования, чем наша лаборатория». Но когда российские вирусологи предложили помощь во время эпидемии коронавируса и стало известно об их готовящемся визите в Армению, то внезапно заразились все специалисты референс-лаборатории, что повлекло за собой ее закрытие на один день «для дезинфекции». Также топ-менеджер забыл упомянуть, что доступ в лаборатории закрыт для проверки их деятельности заинтересованными странами, например Россией или сопредельным Ираном. Правда, несколько лет назад российские специалисты посетили лаборатории в Ереване и Гюмри, где им показали вполне безобидные исследовательские помещения. Примерно так, как когда-то на советских «почтовых ящиках» легендой прикрытия для прессы и иностранцев служили бутафорные производства двойного назначения. При этом режим секретности налажен настолько четко, что даже после увольнения сотрудник связан на два десятилетия подпиской о неразглашении доверенной информации, будь она «для служебного пользования» или «особой важности». Подобную закрытость господин Ванян считает вполне нормальным явлением, поскольку речь идет о «работе с патогенными микроорганизмами на режимном объекте».

Примечательно, что еще в 2018 году Москва и Ереван анонсировали начало работы над документом о допуске российских специалистов на американские биолаборатории в РА. В ноябре 2019 года в Ереване главами МИД Армении и России на совместной пресс-конференции было сообщено о завершении работы в этом направлении и ожидалось согласование документа на межведомственном уровне. В мае 2021 года главы внешнеполитических ведомств двух стран вновь вернулись к данной теме и подписали межправительственный меморандум «О вопросах обеспечения биологической безопасности», охватывающий широкий спектр проблем, связанных с биологической безопасностью. Документ регулирует сотрудничество двух суверенных государств – Армении и России – в области обеспечения биологической безопасности, но в то же время не предусматривает права какой-либо стороны на доступ в лаборатории или односторонний контроль над ними. Таким образом, каких-либо значимых подвижек по этому вопросу нет и пока не предвидится. Зато не раз фиксировались вспышки мутировавших вирусов и не характерных для здешних территорий вирусных заболеваний. Например, несколько лет назад все село Арцваберд в Тавушской области заболело туляремией. Известно, что возбудитель туляремии используется при производстве биологического оружия. Но, как и следовало ожидать, в Министерстве здравоохранения отметили, что источник не был найден, а само заражение произошло воздушно-капельным путем. Хотя, по словам специалистов, подобным образом туляремия распространяется крайне редко, но зато всегда – при использовании биологического оружия. Также наблюдались вспышки сибирской язвы среди людей. При сопоставлении всех имеющихся данных становится очевидным, что в каждом конкретном случае было не что иное, как полевые испытания биологического оружия.

В середине марта нынешнего года Союз офицеров запаса Службы национальной безопасности Армении призвал проверить деятельность функционирующих в республике на американском финансировании 12 биолабораторий. «Считаем, что настало время для проведения глубинного, профессионального и беспристрастного исследования, чтобы выяснить, под чьим фактическим руководством действовали эти структуры, функционирующие при американском финансировании. Контролировались ли они должным образом компетентными органами Армении, какие там проводились опыты и к каким последствиям они могут привести?» – говорится в заявлении организации. Осведомленность в гостайне этих лиц не вызывает сомнения, она на порядок выше той информации, которая предоставляется общественности. Давно не секрет, что реализация биологических проектов на постсоветском пространстве много лет осуществлялась за счет мощных финансовых потоков. Кто-то, сев на содержание Америки, продавал и продает интересы страны, замаскировав их речами под демократию, а кто-то, подружившись с Пентагоном, успокаивал и успокаивает свою совесть упаковкой с надписью «борьба с инфекцией». Не стала исключением и Армения, поддавшаяся соблазну испробовать почти бесплатный сыр в мышеловке. А потому очень может быть, что сегодня здесь действуют не 12 лабораторий, а в два раза больше, как это уже доказано в случае с Украиной, где вместо 15 официально заявленных объектов обнаружено 30 баз, разрабатывающих проекты биологических войн. По мнению специалистов, которые не один год пытаются пробить стену мутных лабораторий по производству биооружия, для решения этого вопроса необходима политическая воля, которой со стороны высшего эшелона власти Армении пока нет.

Александр Маркосян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты