Толстый намек на тонкие обстоятельства в интерьере армяно-канадских отношений
Заявление на сайте внешнеполитического ведомства Канады об открытии в Ереване своего посольства, возможно, так и осталось бы незамеченным. Для рядовых граждан Армении, давно привыкших к появлению различных зарубежных представительств, новость не обещает каких-либо существенных изменений в их жизни, ведь тесных связей на бытовом уровне с тамошней диаспорой особо не прослеживается. Да и в торгово-экономических отношениях, согласно данным электронной версии МИД РА, товарооборот тоже не впечатляет, составляя ежегодно примерно 100 миллионов долларов США за счет экспорта алмазов, текстиля и лекарственных препаратов. Взамен в нашу страну ввозятся мясопродукты, бумага, станки, легковые автомобили и лекарства. Но с другой стороны, политическая повестка канадской директивы не оставила места для разночтений.
Между тем в Армении неоднозначно восприняли и отклик пресс-службы российской дипмиссии на это событие: «Обратили внимание на появившееся в местных средствах массовой информации сообщение об открытии в Армении посольства Канады. Всё бы ничего, только вызывает недоумение, что этот шаг, согласно СМИ, МИДом Канады был откровенно подан в том числе в контексте «противодействия российскому влиянию». Удивляет столь неприкрыто высокомерное и пренебрежительное отношение к государству, с которым вроде бы собираются укреплять двусторонние связи. Невольно задумываешься о том, как такая линия отразится на благополучии и безопасности армянского народа. Как представляется, этот сюжет показателен с точки зрения восприятия правящими кругами государств, причисляющих себя к «золотому миллиарду», остального мира. Именно такое надменное и подчас аррогантное отношение к другим странам и народам и лежит в основе многих трагических событий, которые происходят в современном мире».
По мнению директора Института Кавказа, политолога Александра Искандаряна, политика России в такого рода заявлениях могла бы быть тоньше. Эксперт заметил, что западные посольства в нынешней ситуации, находясь в прямом противостоянии c Россией, имеют цель обеспечить политическое пребывание в регионах, в которых есть политическое присутствие России, и наоборот. «Если говорить о российском заявлении, то Россия на сегодняшний день чрезвычайно нервно относится к любой активности Запада на постсоветском пространстве», – считает он, добавив, что причиной является спецоперация на Украине и собственное ощущение России, окруженной лагерем недругов. Кстати, глава МИД Канады Мелани Жоли действительно не скрывает планов по расширению дипломатического присутствия и потенциала своей страны не только в Центральной и Восточной Европе, но также на Кавказе для «противодействия российскому влиянию, будь то с помощью дезинформации, мягкой или военной силы». При этом официальная Оттава считает, что должна действовать стратегически, продвигать свои интересы и демократию против растущих авторитарных (российских) сил и соответственно поддерживать Армению в ее демократическом развитии.
Странным образом забота о демократии перекликается с известной позицией посла США в Армении Линн Трейси, заявившей, что армянское общество и правительство привержены демократическим ценностям. А потраченные Америкой 3 млрд долларов направлены на стимулирование демократии и построение демократических институтов в Армении. Об этом она заявила в ходе «Армянского форума демократии», организованного НКО Freedom House, деятельность которого нежелательна на территории России. К слову, можно напомнить, что в заботе о демократических свободах прессу на этот форум «демократично» не пустили. «Вложенные деньги не принесли бы результата, если бы в республике не нашлось тех, кто решил пожинать плоды этой поддержки. Главное, чего получилось добиться Вашингтону в Армении, так это осуществить инвестиции в человеческий капитал, – отметила тогда Трейси. – Причем считаю их не просто инвестициями, а вкладом, результаты которого будут видны в течение длительного времени».
Не исключено, что инвестиции вложены и в канадскую тему. Здесь нелишне вспомнить, что эта страна еще с 1991 года последовательно поддерживает в экономических и политических амбициях недружественный к Армении официальный Киев. Но если для Украины, имеющей там после Второй мировой войны антисоветски (антироссийски или ситуативно – пробандеровски) настроенную общину численностью более 1 млн 200 тысяч человек, такое сотрудничество вполне объяснимо, то интересы армянского спюрка ограничены всего лишь 30 тысячами наших соотечественников и остаются в целом неактивными. Что касается непосредственно армяно-канадского сотрудничества на межгосударственном уровне, то оно запомнилось оживленными в последнее время перекрестными визитами премьер-министров Никола Пашиняна и Джастина Трюдо. Да и то из-за носков в цветах национального триколора, подаренных армянским главой кабмина «другу Джастину». И хотя презент был сделан несколько лет назад, тем не менее в армянском сегменте соцсетей шутят до сих пор: «В следующий раз думай, кому носки даришь, чтобы тебя снова не подставили!»
А подставили официальный Ереван заокеанские друзья довольно топорно, откровенно назвав среди причин открытия канадского посольства желание ослабить в регионе влияние России, которая считается главным стратегическим партнером и союзником Армении. По мнению эксперта и журналиста Рубена Маргаряна, подобные решения согласовываются и прорабатываются заранее, а потому Пашинян вроде бы ответственности за них не несет. Но судя по активным контактам представителей правящей команды со своими западными кураторами; визитам в Армению лидеров стран, отличающихся русофобской политикой; продажей 65% ценных бумаг Армянской фондовой биржи Польше; арестам пророссийски настроенных активистов; продвижению на ключевые должности русофобских деятелей – создается впечатление, что в верхних эшелонах армянской власти подспудно, но последовательно проводится прозападный курс. И в этой ситуации Ереван то ли не смог, то ли не захотел конструктивно построить диалог с канадскими коллегами так, чтобы у них не возникало даже намека на желание комментировать открытие посольства в контексте выдавливания России из региона. Естественно, такая политика Армении не может не вызывать настороженности Кремля с позиций союзнических отношений, тем более в канадском МИДе уже открытым текстом говорят, что подобное «дипломатическое расширение поможет реагировать на возникающие угрозы безопасности, противостоять последствиям российского вторжения на Украину, обеспечить наличие инструментов, необходимых для укрепления армянской демократии и способствовать решению некоторых из самых серьезных проблем безопасности и дипломатии нашего времени». Перефразировав известное выражение, можно лишь констатировать, что более толстого намека на тонкие обстоятельства трудно представить.
Александр Маркосян
Оставьте свои комментарии