Повезет ли ереванцам с градоначальником?
В начале сентября бывший мэр Еревана Айк Марутян на своей странице в соцсети выложил видеоролик, где сообщил, что покинул «политический театр» и возвращается в объятия Мельпомены с новым моноспектаклем «Градоначальник». По законам развлекательного бизнеса это означает show must go on, то есть представление должно продолжаться во что бы то ни стало. В его случае оно будет продолжаться вплоть до декабря, поскольку, как отметил сам «экс», билеты раскупались, словно сдобные пирожки, и теперь вместо запланированных двух выступлений их будет целых восемь.
Правда, в этот раз артист выступит не в привычных образах его «добархатных» персонажей «Каргин Айко» или «Супермамы», а с собственным сочинением в жанре политической сатиры о тяжелейшей и трагикомичной ситуации в стране. Кроме того, сообщит о своем возможном участии или неучастии в выборной кампании «Мэр-2023». Впрочем, последнее обстоятельство не обрадовало даже фанатов его актерского таланта, ведь в памяти горожан правление Марутяна ассоциируется с горами мусорных свалок на улицах столицы, незавершенным переоснащением лифтового хозяйства в жилых домах, купленной за 150 тысяч долларов главной новогодней ёлкой, которую местные жители прозвали за схожесть силуэтов «шаурмой», повисшими в воздухе обещаниями открыть две новые станции метро и вернуть к жизни городской фуникулер для разгрузки наземных коммуникаций. И еще со многим-многим другим. Нельзя сказать, что все было однозначно плохо. Например, в городе появились новые автобусы китайского производства. Правда, о том, что расходы на их покупку были заложены в муниципальный бюджет еще при «бывших» скромно умалчивалось. Так же как и об открытом в 2019 году новом парке с фонтанами, проект которого от благотворительного фонда «Семья Варданян» был утвержден Советом старейшин Еревана за год до «бархатных» событий.
И все же столичный градоначальник Марутян пользовался симпатией у определенной части ереванцев, особенно у зрителей, выросших на телевизионных скетчах Каргин Айко, где ему весьма блестяще удавалось исполнение женских ролей. Теперь же, соскучившись по своему кумиру, поклонники ринулись за билетами, стоимость которых варьировала от 10 до 50 долларов. Недешевое по местным меркам удовольствие обещало стать сенсацией, но интрига еще на старте превратилась в заочную борьбу компроматов. Когда стало известно о том, что актер собирается использовать в своем дебютном возвращении голосовые месседжи, посылаемые из высоких кабинетов с распоряжениями установить цветочный ларек, дать разрешение на строительство того или иного объекта, увеличить количество этажей, расширить площади земельного участка, то «наверху» устами спикера парламента Алена Симоняна отреагировали хотя и расплывчато, но очень быстро: «У нас нет опасений по поводу того, что бывший мэр Еревана Айк Марутян во время своего монопредставления может раскрыть какие-либо подробности, связанные с деятельностью правительства. И я не вижу какого-либо беспокойства или предмета для обсуждений». Однако за внешним безразличием власти последовали более реальные действия. Государственная контрольная служба на основании мониторинга деятельности муниципалитета за 2018–2022 годы нашла множественные нарушения в работе подразделений ереванской мэрии на сумму около 20 млн долларов, в связи с чем обратилась в Генпрокуратуру для дачи правовой оценки и определения дальнейшего процесса разбирательства. А итогом правления супермэра стал инициированный «сверху» вотум недоверия, вынесенный большинством голосов на заседании Совета старейшин в декабре 2021 года.
Поговаривают, бывший любимчик Никола Пашиняна впал в немилость сразу после второй Арцахской войны, когда вышел из рядов правящей партии. Демонстративно сделав шаг в другом от мойшаговцев направлении, он фактически признал провал провластной команды в войне.
Дальше – больше: не участвовал в агитационной кампании Пашиняна на внеочередных выборах, не присутствовал на неоднозначно воспринятых обществом торжествах по случаю Дня независимости меньше чем через год после поражения в 44-дневной войне. Проявились разногласия с его соратниками из «Гражданского договора» и в других вопросах.
«Я полагал, что сверхзадачей революции должно стать стремление улучшить жизнь других, но в действительности они пришли и сразу же взялись за улучшение своей жизни. Теперь эти люди утверждают, что Айк отклонился от революции. И это говорят те, кто в непростое для страны время покупает машину стоимостью в 200 тысяч долларов, а затем всей политической командой пытаются оправдать данное решение, стремясь при этом убедить, каким же нужным приобретением это стало для страны. В то время когда в Армении уровень бедности колеблется в пределах 30 процентов», – говорит Марутян о своих бывших однопартийцах.
За четыре года у него, вероятно, скопилось немало информации о «дворцовых» тайнах политического бомонда и болевых точках преткновения как в личном плане, так и в кресле градоначальника. Тем не менее его откровения с театральной сцены ждут с недоверием, тем более о покаянии пока нет и речи. Ведь именно Айк Марутян – бывший «рюкзачок» и мойшаговец, экс-мэр и комик – первым озвучил на волне «бархатной революции» тезис о «черных» контрреволюционерах и «белых» революционерах, положив тем самым начало расколу общества, одновременно посеяв в нем ненависть и нетерпимость друг к другу. Этот позорный эпизод так и останется в его биографии грязным пятном, которое до сих пор продолжает расползаться в зомбированной не без его подачи части населения под «бархатным» рубищем. При этом уже неважно, заблуждался он или искренне верил, когда говорил: «Кто не с нами, тот против нас».
Тут вовремя вспомнить мораль крыловской басни: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». За прошедшие четыре года армянскому обществу представилась возможность убедиться в пророчестве баснописца. Неплохой актер, подавшийся в политики, не стал образцом для подражания на этом поприще. Впрочем, некомпетентность больших начальников, недавно пришедших с улицы во властные кабинеты, сегодня зашкаливает повсеместно. Вот только один эпизод: временно сменивший Айка Марутяна на посту мэра Грачья Саркисян недавно заявил, что в библиотеках и школах надо как можно скорее избавиться от устаревших книг, потому что они «полны различных вредных вирусов и грибков». Даже страшно представить, если этот перл реализуют в Матенадаране, где хранятся самые «устаревшие» в мире книги с громадными колониями «вирусов и грибков». Впрочем, это еще не дно. Кандидатом в мэры на выборах 2023 году уже выдвинут от Европейской партии Армении давно вышедший в тираж певец и бард Рубен Ахвердян. С градоначальниками ереванцам при «бархатной» власти явно не везет: клоуны уходят, цирк остается.
Сергей Тигранян
Оставьте свои комментарии