№2 (358) февраль 2023 г.

В виртуальном пространстве Армении начинается «охота на ведьм»

Просмотров: 1692

Первая рабочая неделя нового 2023 года у государственных мужей началась с обсуждения суть важной проблемы, связанной с «охотой на ведьм» в армянском сегменте социальных сетей. Не стоит напоминать, откуда пошло вызывающее негативные ассоциации словосочетание про нечисть, важнее заметить, что в современных реалиях данный фразеологизм означает доведенное до абсурда преследование неугодных идеологических и политических противников.

По мнению экспертного сообщества, представленный в конце прошлого года Министерством юстиции РА проект об ограничениях в социальных сетях на период военного положения, в случае его принятия, позволит Армении войти в топовую десятку стран третьего мира, где демократические преобразования и свобода слова подавляются жесткой цензурой и авторитарностью местных правителей. Как считает правозащитник Аветик Ишханян, цель новой инициативы, безусловно, не война или спасение родины, а укрепление собственной власти и утверждение единоличной диктатуры, что, по сути, превращает страну в тоталитарное государство.

«Основная идея фарсового законопроекта позволит объявить в любой момент введение военного положения, особенно в тех случаях, когда устои «бархатной» власти окажутся под угрозой. Например, если будет серьезное сопротивление со стороны оппозиции или народ выйдет на улицы с требованием их отставки. Вот тогда находящаяся у кормила охлократия уже на законных основаниях объявит военное положение, подключит репрессивный аппарат, уничтожит неугодных оппозиционеров и журналистские сайты, чтобы установить окончательную диктатуру», – считает правозащитник, одновременно заметив, что в этом случае четвертая власть потеряет статус независимости и уступит место Общественному телевидению Армении и провластным СМИ, ведущим пропаганду с единственного ракурса по спущенным сверху указкам.

Никто не оспаривает тот факт, что понятие «военное положение» или «особый период» требует определенных ограничений, в том числе в информационном пространстве. Однако в контексте предлагаемого законопроекта ограничения видятся с точностью до наоборот, а именно: обоснованием для введения военного положения теперь станет непосредственно интернет с его независимым разбросом мнений. Не случайно журналистские организации потребовали у правительства воздержаться от его введения в действие, организовать общественное обсуждение и сформировать рабочую группу, которая прояснит цели и задачи предлагаемых изменений. А уже затем на основе полученных результатов подготовить новый документ с четкими формулировками, не допускающими субъективных или произвольных толкований. В противном случае предлагаемые законопроектом механизмы позволят в любой момент лишать средства массовой информации возможности заниматься их профессиональной деятельностью. При этом не стоит забывать, что месяцами ранее на повестке стоял вопрос изменения Закона о государственной тайне. И хотя речь идет о двух разных документах, тем не менее они не только перекликаются, но и дублируют друг друга в плане запретов и ответственности.

Комментируя резонансную инициативу, эксперт в сфере информационной безопасности Самвел Мартиросян отметил, что в Армении осуществить нечто подобное еще никто никогда не пытался. По его мнению, ограничение доступа в интернет является проблемой, поскольку не известны ни истинные заказчики, ни их реальные цели. И если можно говорить, что в целом законопроект недоработан, то и в частностях не ясно, каким образом его положения будут осуществляться на практике.

«Власти хотят ввести очень строгие репрессивные механизмы, вплоть до полного отключения интернета. Но мы даже не знаем, к каким последствиям это все может привести. Представьте себе, что какому-нибудь чиновнику доверят рубильник, и он однажды решит, что все нужно выключить… Никто не знает, что тогда станется с банковской системой… Мобильная связь может попросту полностью пропасть… Мы вообще плохо себе представляем всю инфраструктуру нашей страны. У нас даже нет закона о критической инфраструктуре. То есть у нас нет непосредственно самого списка данной инфраструктуры. А ведь нам еще нужно понять, как ее защитить», – отметил на встрече с журналистами Мартиросян, добавив, что в случае принятия изменений в закон «О правовом режиме военного положения» у власти появится возможность «раздеть» СМИ. «Они смогут забрать всю техническую базу, лишить всей необходимой аппаратуры, оставив журналистам лишь блокноты и ручки. Хотя и ручки могут забрать, посчитав их инструментом борьбы с военно-патриотической пропагандой», – иронично резюмировал он.

Психологи, со своей стороны, также отмечают некорректность новой задумки правительства, поскольку социальные сети настолько популярны и важны для жителей Армении, что забивают рейтинги телевидения и телефонии, не говоря уже о сфере деловых интересов. «Перекрыв кислород общения», то есть заблокировав интернет-сайты, соцсети, интернет-приложения, власти, вольно или невольно, загоняют население в зону дискомфорта, что соответственно может привести к всплеску нервных заболеваний. Свою озабоченность выразил и офис омбудсмена Армении, отметив, что ограничения должны быть разумными в рамках взвешенной и хорошо продуманной стратегии по защите информационного пространства в современных технических реалиях.

Наконец, после долгого молчания разъяснить ситуацию попыталось и Министерство юстиции, которое является автором данного законопроекта. Отвечая на вопросы депутатов НС РА, глава ведомства Григор Минасян отметил, что принятый в 2006 году закон «О правовом режиме» нуждается в улучшении после 44-дневной войны 2020 года и прошлогодней сентябрьской эскалации. Министр назвал необоснованными утверждения о том, что при объявлении военного положения интернет сразу же будет заблокирован.

«Речь не о тотальном закрытии доступа, а о том, чтобы дать правительству возможность при необходимости заблокировать то или иное приложение или закрыть доступ к интернету в конкретной локации», – пояснил Минасян. Но при этом уже определен круг избранных и порядок предоставления доступа в интернет для органов государственного управления, местного самоуправления, объектов и инфраструктур стратегического значения, отдельных организаций независимо от их организационно-правовой формы. А честь командовать парадом возложена только на вице-премьера правительства РА, то есть глава правительства здесь совершенно ни при чем. В сложившейся ситуации остается лишь констатировать, что независимую и оппозиционную прессу действительно лишат голоса якобы во избежание утечки информации… А проправительственные медиа в случае экстремальных ситуаций вновь будут глаголить устами очередного Арцруна не соответствующую действительности «правду»… Как отметили пользователи соцсетей, навязываемый прожект не имеет ничего общего с военным периодом, а если и имеет, то только для законодательного сокрытия властями будущих потерь.

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты