№3 (359) март 2023 г.

Он был похож на Дон Кихота, но мечтал сыграть Санчо Пансу

Просмотров: 1452

Когда говорят об актере Карене Джангирове (или Джангиряне, как часто писали в титрах и программках спектаклей), вспоминают прежде всего его трагический образ Карапета Памбукчяна в кинодраме «Рассвет над озером Ван» или незабываемого Микаэла из фильма «Хаос».

А в общем он снялся в тридцати четырех фильмах на разных киностудиях Советского Союза…

Его судьба могла сложиться по-иному. Техник в проектном институте и студент строительного факультета Ереванского политехнического института вдруг решил оставить все и поступать на режиссерский факультет Ереванского художественно-театрального института. Это не вызвало одобрения ни у родителей, ни у друзей, ни у коллег. Правда, вспомнили, что в детстве он играл в школьном театре и юные актеры даже ездили в Ригу на гастроли. Но Карен настоял на своем и, сдав все экзамены на отлично, поступил. А через три месяца учебы снова удивил всех, заявив, что снимается в кино. Когда фильм «Возвращение» Армана Манаряна вышел на экраны, на молодого актера обратил внимание режиссер Лаэрт Вагаршян и пригласил его на роль Микаэла в драму «Хаос» Ширванзаде. Съемки еще не завершились, а Карен уже начал сниматься у Дмитрия Кесаяна в фильме «Человек из «Олимпа». Руководитель институтского курса Рафаэль Джрбашян не одобрял столь стремительное внедрение студента в кинопроцесс, и тогда даже заговорили об отчислении его из института. Но вот на экранах начал демонстрироваться «Хаос», и Рачья Капланян, встретив в коридоре института Карена, сказал: «Молодой человек, пойдите и напишите заявление, чтобы вам выдали диплом. После «Хаоса» вам тут делать нечего». Естественно, студент этого не сделал.

А тут еще в 1975 году на VIII Всесоюзном кинофестивале в Кишиневе Карену Джангирову присудили премию «За лучшее исполнение мужской роли» в фильме «Человек из «Олимпа». Затем последовали мелодрама «И тогда ты вернешься», эпическое полотно «Рождение», революционная драма «Председатель ревкома» и еще два десятка фильмов. Роли разные – большие и маленькие, разные образы, разные характеры. У него не было проблем, в каком амплуа выступать. Широкий профессиональный диапазон позволял играть и в абсурдистском гротеске, и в мелодраме, и в психологической драме. В 2011 году Карен Джангиров снялся в главной роли в драме «Рассвет над озером Ван». Это была звездная роль. И критика, и зрители отмечали его потрясающее воплощение образа старого человека с трагической судьбой. «Вообще, мой принцип – играя, не играть. И потом, я же не актер, образование мое режиссерское, – говорил он. – Все свои роли я делаю сам. И всегда предлагаю свое видение образов. Меня часто спрашивают, почему я не играю Дон Кихота – ведь даже ростом точь-в-точь как испанский идальго.

Я отвечаю: «Не все длинное – Дон Кихот». Вот если бы мне дали роль Санчо Пансы, это было бы куда интереснее». В 2014 году короткометражный фильм молодого режиссера Арена Ватьяна «Глиняный человек» был отправлен в Австрию на 75-й Международный кинофестиваль UNICA и победил в двух категориях: «Лучший фильм» и «Лучший актер», которым стал Карен Джангиров как исполнитель главной роли.

Но вернемся в семидесятые… Поставив дипломный спектакль «Без вины виноватые» в Русском драматическом театре им. Станиславского, Карен вскоре ушел в новый Молодежный экспериментальный театр, известный как «Театр в яме». Затем был Ереванский драматический театр, где он запомнился двумя яркими ролями: Беранже Первого в фарсе Эжена Ионеско «Король умирает» и Виртуоза в пьесе Станислава Стратиева «Автобус». В мае 1994 года совет Армянского фонда К. Станиславского и Е. Вахтангова наградил Карена Джангирова премией «Фантастический актер», а в 1989 году он был отмечен премией «За лучшую мужскую роль» в спектакле «Автобус» на III Международном театральном фестивале драматического искусства в Софии. Вскоре Карен перешел в Государственный театр им. Г. Сундукяна.

Что касается сцены, то об этом Карен говорил, что у него не было неудавшихся ролей, были неудавшиеся спектакли. «Я готов подписаться под любой своей ролью независимо от ее значимости. Любая роль для меня, как последняя. Выкладываешься сполна. Но в жизни актера есть контрапунктные роли, после которых он поднимается на более высокую ступень профессионализма и мастерства. И таких ролей у меня было четыре-пять за тридцать лет. А в промежутках я сыграл десятки несудьбоносных ролей. Вообще, как актер не обижен судьбой. Я востребован, сыграл то, что хотел, а то, что не сыграл – чисто репертуарные вопросы».

В 2008 году ему было присвоено звание «Заслуженный артист Республики Армения». Он был оптимистом: «Нет, от жизни уставать нельзя, от любой жизни, даже от самой тяжелой. Потому что жизнь – это всегда надежда, и даже если сейчас кажется, что впереди пустота, всегда есть шанс, что что-то изменится». Артист не раз «умирал» на сцене и в кино. Но жизнь Карена Джангирова в 2014 году, в преддверии съемки очередного фильма, оборвал инсульт. В нынешнем году 15 марта ему исполнилось бы 75 лет. По случаю юбилея в издательстве «ВМВ-Принт» вышла в свет книга его брата Павла Джангирова «Человек с «Олимпа». Карен Джангиров (Джангирян) на сцене и в кино». Богато иллюстрированная более чем 170 фотографиями, она рассказывает не только об актере, но и о фильмах и спектаклях с его участием, пусть роли в них были незначительные. Его юбилей совпал еще с двумя. В этом году исполняется 50 лет со дня выхода фильма Лаэрта Вагаршяна «Хаос» и 100 лет армянскому кино, в истории которого, безусловно, есть и заметные страницы с участием Карена Джангирова.

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты