№10 (366) октябрь 2023 г.

В поисках Арама Амбарьяна с легендарной подводной лодки С-56

Просмотров: 3531

Началось все с того, что на первой и главной улице Владивостока Светланской (названной так в честь прибытия в город великого князя Алексея Александровича на фрегате «Светлана») я увидела здание Военно-исторического музея Тихоокеанского флота (ТОФ). Решила зайти и поинтересоваться, нет ли среди здешних артефактов упоминаний о героях флота армянского происхождения. Сотрудник музея сказал, что, пожалуй, я не в том месте ищу армянские следы. Но я не сдавалась, помня о том, что уроженцем Армении был адмирал флота Иван Исаков, самым выдающимся российским маринистом – Иван Айвазовский, а первой в мире женщиной океанографом, «Магелланом в юбке» стала француженка армянского происхождения Анита Карагошян-Конти.

Я долго ходила по замечательной экспозиции музея, удивляясь тому, что именно здесь хранится последний морской флаг Российской империи и оригинальные знамена Великой

Отечественной войны, экспонаты, относящиеся к истории Русско-японской войны 1904–1905?гг. И наконец-то обнаружила фотографию моряка, очень похожего на армянина. Так и вышло: это был старший лейтенант Р.А. Акопджанян, до 1935 года служивший старшим группы мотористов на подводной лодке. Вновь был призван на флот в 1941 году, пройдя боевой путь от Сталинграда до Берлина.

Рядом же я увидела и фотографию трюмного машиниста подводной лодки С-56 Арама Амбарьяна. Я еще не знала, что мне очень повезло, потому как речь шла о моряке с легендарной ПЛ, которая стала в годы Великой Отечественной войны самой результативной. Она была заложена в 1936 году на Ленинградском судостроительном заводе, по секциям перевезена во Владивосток, введена в строй в 1941 году.

Я с любопытством вчитывалась в информацию, которая и пояснила мне, что Арам Амбарьян плавал на ПЛ С-56 в то время, когда в состав Северного флота влился ряд боевых кораблей ТОФ. В 1942 году переход Северным морским путем из Владивостока в Полярное в составе Экспедиции особого назначения совершили лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный». Корабли вышли из Владивостока 15 июля и 15 октября вошли в Кольский залив. В конце 1942 – начале 1943 г. группа подводных лодок совершила переход с Дальнего Востока на Север через Тихий и Атлантический океаны общей протяженностью около 17 тыс. миль. С-51, С-54, С-55, С-56 и Л-15, преодолев большие трудности, благополучно прибыли в Полярное. Прибыв на Север, корабли ТОФ сразу же включились в боевую деятельность флота и в ходе войны добились немалых успехов.

Пораженная историей ПЛ С-56, я, придя домой, стала читать о ее героическом переходе. Оказалось, что именно эта лодка и стоит теперь на Корабельной набережной в центре мемориала «Слава Тихоокеанского флота». Именно дизель-электрическую ПЛ С-56, за годы войны совершившую 8 боевых походов, произведшую 13 атак с выпуском 30 торпед, по докладам командира, потопив 10 кораблей и транспортов противника, я и видела, когда накануне изучала город, праздновавший День тигра, и местные мальчишки могли запросто карабкаться на самый ее верх. А ведь на нее было сброшено свыше 3 тысяч глубинных бомб, враги много раз рапортовали, что уничтожили ее, и получали награды, а С-56 жива до сих пор, хоть в наши дни как музей!

Корабельная набережная – одно из значимых и сакральных мест жителей Владивостока. Она объединяется с площадью Борцов Революции. Считается, что отсюда началась история города: именно на северном берегу бухты по приказу Муравьева-Амурского летом 1860 года был основан пост Владивосток, через 20 лет получивший статус города.

Здесь, в бухте Золотой Рог, стоят исторические суда, построенные более ста лет назад и принимавшие участие в великих морских сражениях и Октябрьской революции. И те, кто каждое утро, прежде построившись на расчет, уходит в море. Рядом Русское географическое общество, храм Св. Андрея Первозванного, бюст адмирала флота Советского Союза Николая Кузнецова, барельеф, посвященный подвигам тихоокеанцев, мемориальные доски и на одной из них выгравирован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Тихоокеанского флота орденом Красного Знамени за подписью председателя Верховного Совета Анастаса Микояна, секретаря Президиума

М. Георгадзе от 7 мая 1965 г.

И наконец, в один из дней я захожу на эту подводную лодку с большим волнением и гордостью, ведь один из моих дальних предков с Дона был в числе небольшой делегации, которую Петр I пригласил на строительство русского флота в Санкт-Петербург.

Опыт Первой мировой войны выдвинул подводные лодки на первостепенное место в качестве главного оружия в операциях на морских путях сообщения. Отношение к подводным лодкам изменилось, строительству подводного флота стали уделять больше внимания.

В 1925 году народный комиссар по военным и морским делам М.Ф. Фрунзе провел специальное совещание, на котором обсуждался вопрос: сможет ли наша страна без иностранной помощи строить современные подводные лодки. В результате было принято решение начать постройку подводных лодок своими силами и средствами.

Впрочем, сейчас передо мной стояла задача найти то, что относится к службе и жизни Арама Амбарьяна. В первом же отсеке, где в основном хранятся фотографии и документы, рассказывающие об истории зарождения подводного плавания в России, я действительно нахожу в одном из них, подписанном капитан-лейтенантом ПЛ Григорием Ивановичем Щедриным (это была поистине легендарная личность, он взял на себя командование ПЛ С-56 в 28 лет), упоминание об Араме Борисовиче Амбарьяне. Рядом представлена фотография экипажа гвардейской краснознаменной ПЛ С-56, сделанная в победном 1945 году. К сожалению, она низкого качества, но Арама Амбарьяна я нахожу быстро благодаря его выразительной характерной внешности. Есть фотография экипажа подводной лодки на Параде Победы в Полярном, который прошел 15 мая 1945 года. Под стеклом среди прочих личных документов есть удостоверение трюмного машиниста Амбарьяна.

Арам Амбарьян родился в 1920 году в г. Лубны Полтавской области Украинской ССР. На сайте «Память народа» есть архивные справки. Одна из них подтверждает, что 6 ноября 1944 года приказом командира краснознаменной ордена Ушакова I степени БПЛ С.Ф. краснофлотец среди других членов личного состава был награжден медалью Ушакова. Среди наград – медаль за отвагу, орден Красного Знамени, орден Отечественной войны II степени. Также узнаем, что Арам Амбарьян ходил и на подводной лодке С-102.

Выдержки из приказов: «Участник двух боевых походов и потопления 3-х фашистских транспортов общим водоизмещением 15 тысяч тонн. Во время бомбежки, когда была сброшена 151 глубинная бомба, вел себя мужественно, четко выполнял все приказания центрального поста. Во время похода обеспечивал одновременную работу компрессоров ВД и опреснителей».

«Участник 12-ти боевых походов на подводной лодке «С-102» и трех боевых походов на Краснознаменной ПЛ «С-56», в которых потоплено: 4 ТР ТР, 1 М,

1 ТЩ и повреждено три транспорта противника.

За участие в 14-ти боевых походах, в которых потоплено: 3 ТР ТР, 1 М и 3 ТР ТР противника повреждены, награжден орденом «Красное Знамя» и медалью «За Отвагу».

Вызывает интерес и копия карты перехода ПЛ С-56 с ТОФ на Северный флот, переданная в Военно-исторический музей ТОФ командиром лодки Щедриным Г.И. в 1976 году.

Гвардейский экипаж ПЛ С-56 встретился спустя тридцать лет… На одной из фотографий Арам Борисович стоит рядом со своим командиром. В 1982 году они побывали во Владивостоке на мемориальном комплексе «Слава Тихоокеанского флота» и на борту родной лодки.

Валерия Олюнина, собкор «НК», Владивосток

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 5 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты