№11 (322) ноябрь 2019 г.

Меня зовут Комитас…

Просмотров: 4905

Юбилейные мероприятия, посвященные 150-летию великого армянского композитора и музыковеда Комитаса, стартовали 20 февраля нынешнего года с концерта Государственного камерного хора Армении. По словам организаторов, несмотря на то, что в стране мало залов, акустика которых позволяет слушателям в полной мере насладиться уникальностью камерной музыки, тем не менее в течение года почитатели таланта Комитаса смогут услышать искусство хорового многоголосия на различных концертных площадках не только Армении, но и других стран мира.

Сегодня богатое наследие основателя отечественной академической музыкальной школы представлено в различных жанрах, что позволяет понять и принять его произведения по-комитасовски: величественно и трагично одновременно. Так, в середине октября в Ереванском русском драматическом театре им. К.С. Станиславского при полном аншлаге состоялась премьера спектакля «Меня зовут Комитас» по пьесе русскоязычного писателя, известного фотографа и редактора тбилисского журнала «Armenian Art Hall» Валерия Унанянца. Как вспоминает собеседник, лет 15 назад его попросили написать пьесу к семидесятилетию со дня смерти Комитаса для постановки на сцене местного театра. Идея показалась заманчивой, и он начал собирать по крупицам материалы, которые затем сложились в рассказ «Помоги, Господи, вспомнить имя свое…». По авторской задумке, повествование начиналось с того момента, когда тяжело больной Комитас приходит в себя за несколько часов до кончины и пытается вспомнить свое имя. Но вспомнить себя и все, что с ним произошло, смог только тогда, когда начал перелистывать страницы своей жизни. Валерий Унанянц признается, что буквально на себе ощутил картины ужасов страшной резни, которые прошли перед глазами великого композитора. И тогда решил, что тема геноцида должна стать основной. Работа продвигалась трудно. Писал долго. Зачастую полностью переписывал уже готовые сцены, тщательно выверяя на слух каждое слово. Так появилась пьеса под названием «Пациент лечебницы Вил-Жуив», которая в 2007 году была напечатана в журнале «Литературная Армения». Один из экземпляров попал в руки ныне покойной переводчицы из Тбилиси Анаид Бостанджян, которая напечатала пьесу в своем альманахе «Камурдж» после перевода на армянский язык. В рамках проекта к 100-летию геноцида армян пьеса вошла в сборник исторических рассказов на армянском языке и быстро завоевала популярность. Желание поставить это произведение у себя изъявили сразу несколько театров, в том числе из Гюмри, Парижа, Марселя, Лиона, Вены. Венский показ прошел с большим успехом на одной из лучших сцен страны. Желание французской стороны участвовать в проекте в немалой степени было обусловлено еще и тем, что искусством Комитаса были покорены известные французские музыканты Венсан д’Энди, Габриэль Форе, Камиль Сен-Санс. А композитор Клод Дебюсси после одного из концертов армянского коллеги взволнованно воскликнул: «Гениальный отец Комитас! Я склоняю голову перед Вашим музыкальным гением!». Эти слова можно считать наивысшей похвалой от великих великому сыну армянского народа, который во многих странах мира исполнял, пропагандировал и прославлял армянскую музыку.

Впрочем, потомки тоже не раз доказывали свою любовь к Великому Мастеру – в изваянии памятников, в создании фильмов и драматических произведений. «Для меня наиболее волнительной стала ереванская премьера «Меня зовут Комитас». Причем искреннее сопереживание армянского зрителя тому, что происходило на сцене, тронуло до слез», – скажет Валерий Владимирович чуть позже, уже после спектакля и благодарных оваций, которыми артистов, да и самого автора, зал долго не отпускал со сцены. Режиссер-постановщик и исполнитель главной роли, заслуженный артист РА Роберт Акопян признался, что к этой пьесе и к этой роли шел долгих два года. «Я планировал свой моноспектакль. Но чувствовал, что чего-то не хватает. Пьеса Валерия Унанянца стала той самой отправной точкой, которая помогла создать столь сложный по тематике и драматическому рисунку спектакль», – отметил режиссер, одновременно подчеркнув, что в его личном видении Комитас является олицетворением христианского народа и христианской Армении.

О том, что спектакль действительно сложный и держит в напряжении весь зал на протяжении почти полутора часов, убедились сами зрители. Благодаря филигранной игре актеров Ирины Арутюнян, Мельсиды Акопян, Льва Налбандяна, Григора Ходжояна, Елены Есаян, Антона Агаджаняна, Айарпи Зурначян, Нуне Киракосян каждый персонаж получился очень пронзительным. А роль Комитаса, сыгранная Робертом Акопяном буквально на открытом нерве, не оставила равнодушным никого. «Многие считают, что я слишком говорлив в этой роли, в то время как великий армянин молчал на протяжение последних 20 лет. Но мой герой на сцене тоже молчит, – считает Роберт Акопян. – За него говорят вспоминания, представленные во временном отрезке от мальчика Согомона из турецкой Анатолии до Великого Комитаса». Только в конце спектакля он вспоминает имя свое, когда в последних проблесках земного сознания к нему приходят погибшие в страшной резне представители армянской интеллигенции. В гулкой тишине и постепенно погружающейся в темноту сцене имена Григора Зохраба, Даниела Варужана, Сиаманто, Рубена Севака и многих других его современников звучат напоминанием потомкам о геноциде армян в Османской Турции. Великий армянин, переживший одну из самых драматических страниц армянской истории, не только вспоминает имя свое, но и постепенно все дальше и дальше отдаляется от суетного мира, чтобы возвеличиться над ним. Но это не совсем так. Когда-то Католикос всех армян Вазген Первый сказал: «Армянский народ в песне Комитаса нашел свое духовное «я» и узнал свою душу. Комитас Вардапет жив армянским народом, а народ должен жить им отныне и навсегда».

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 5 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты