№9 (342) сентябрь 2021 г.

Христианская живопись Айвазовского

Просмотров: 1759

В 2021 году в Ереване вышла в свет книга-альбом «Религиозные темы в творчестве И. Айвазовского». Ее издание приурочено к 30-летию пастырского служения главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископа Езраса Нерсисяна.

Католикос всех армян Гарегин Второй в своем слове благословения этого уникального издания отметил: «Для меня как Патриарха радостно, что Богохранимая Епархия наряду со своей духовной миссией продолжает вносить вклад в сохранение и распространение армянской культуры, преследуя цель собрать и представить широкой общественности находящиеся в Российской Федерации армянские культурные ценности. Уверены, что любящее искусство общество с радостью и интересом примет публикацию созданного благодаря духовным переживаниям наследия талантливого народного художника, получив возможность по-новому открыть для себя выдающегося сына армянского народа – Ивана Айвазовского

По случаю издания альбома из первопрестольного Святого Эчмиадзина приносим Наше Патриаршее благословение Главе Российской и Ново-Нахичеванской Епархии ААЦ Высокопреосвященному Архиепископу Езрасу Нерсисяну и благочестивым чадам армянского народа, приложившим свои усилия и оказавшим поддержку этой похвальной инициативе».

Книга-альбом «Религиозные темы в творчестве И. Айвазовского» издана под патронатом кавалера Патриаршего ордена «Кавалер Святого Эчмиадзина» Самвела Карапетяна.

* * *

Миссия издания – привнести новые штрихи, расставить новые акценты в восприятии творчества выдающегося художника Ивана Айвазовского, ознакомить широкую общественность с малоизвестными фактами его жизни и искусства. Кроме живописных полотен, запечатлевших морскую стихию во всей ее мощи и величии, Айвазовский писал также сцены из библейской истории, проектировал и реставрировал церкви и часовни.

Задуманная его высокопреосвященством архиепископом Езрасом Нерсисяном книга-альбом – единственная в своем роде. В ней собраны и представлены все картины Ивана Айвазовского на религиозные темы, в том числе малоизвестные, о существовании которых ни в русских, ни в армянских источниках практически не упоминалось.

Мистерия сотворения мира, разгадка тайн мироздания, понимание глубинного смысла библейских повествований увлекали художника на протяжении всей его жизни. Айвазовского притягивали образы людей, вдохновленных верой, бесконечность, бескрайность пространства и времени, таинство мира. Художественным осмыслением и итогом духовных поисков и размышлений художника стали образ Иисуса Христа, Его хождение по водам, образ Ноя, спускающегося с библейской горы Арарат после Всемирного потопа. В данном издании представлены 38 картин гениального художника-мариниста, объединенных религиозной тематикой.

Из богатого живописного наследия Ивана Айвазовского, включающего более 6 тысяч полотен, большую часть составляют картины, изображающие мощь природы, бушующей стихии, драматическую борьбу протягивающих друг другу руку помощи людей, несломленных и непоколебимых в своей вере. Эти картины отражают черты характера самого художника: оптимизм, силу воли, стойкость духа.

«Искусство Айвазовского – это искусство о человеке и человечестве, отрицание угнетения и деспотизма, – писал Мартирос Сарьян. – Он художник с безграничной жаждой свободы и воспевающий свободу. В «штормах» Айвазовского море выступает как мать-природа. И не случайно даже в самые драматические моменты его «штормы» не вызывают у зрителя страха или ненависти. Как ни странно, «шторм» Айвазовского рождает удивительно-сказочную любовь по отношению к природе».

В работах Ивана Айвазовского доминирует немеркнущий свет. Именно свет приобщает к божественному таинству, присущему картинам на тему «Хождение по водам». Говоря о них, Айвазовский писал: «Те картины, в которых главная сила – свет солнца, надо считать лучшими».

* * *

Иван Айвазовский родился 17 июня 1917 года в Крыму, в Феодосии, в семье армянского купца. Детство и большая часть его жизни прошли в этом городе. Айвазовский посещал церковно-приходскую школу при церкви Св. Саркиса. С раннего детства интересовался музыкой и рисованием. После окончания гимназии поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Окончил ее с золотой медалью и получил уникальную возможность продолжить занятия живописью в Италии.

«Первым городом, который я посетил, – вспоминал Иван Айвазовский, – была, конечно, Венеция. Развенчанная царица морей, спящая непробудным сном на берегу чудесного своего залива, очаровала меня». С Венеции художник начал свое путешествие по Италии. На острове Святого Лазаря в конгрегации мхитаристов (армянский католический монашеский орден. – Ред.) жил и работал старший брат Ивана Айвазовского Габриэл. Посетив «маленькую Армению» и брата, Айвазовский находился под глубоким впечатлением от научной и культурной работы монахов ордена, которые собирали и сохраняли армянскую книжность. Визиты на остров Святого Лазаря способствовали знакомству художника с историей армянского народа, ценностями его культуры.

По совету брата, архимандрита Габриэла Айвазяна, художник пишет всемирно известную картину «Хаос. Сотворение мира». Это полотно художник передал в дар Папе Римскому Григорию XVI. Понтифик в ответ наградил живописца золотой медалью, что было чрезвычайно редким событием для мирян. По этому случаю русские деятели культуры, работавшие в Италии, организовали торжественную встречу, на которой Николай Васильевич Гоголь, обращаясь к Айвазовскому, пошутил: «Пришел ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане!»

Летом 1848 года Айвазовский женился на англичанке Юлии Грейс. «Сочетался браком в год 1848 15 августа с Джулией, дочерью Якова, англичанина-лютеранина, – пишет Айвазовский в синод Св. Эчмиадзина, – однако венчался в нашей армянской церкви с условием крестить детей наших в армянской святой купели». После 12 лет совместной жизни Иван Айвазовский и Грейс расстались. Живописец женился вновь на вдове Анне Бурназян. Второй брак вдохнул в него новые силы и, по его собственным словам, «еще больше сблизил с моей нацией». В своем творчестве он обращается к Армении, жизни армянского народа, к религиозным темам. Пишет такие шедевры, как «Араратская долина», «Гора Арарат», «Ной спускается с горы Арарат», «Клятва перед Аварайрской битвой (полководец Вартан Мамиконян, V в.)», «Крещение армянского народа. Григорий Просветитель (IV в.)», «Католикос Хримян Айрик в окрестностях Эчмиадзина», «Посещение Байроном мхитаристов на острове Святого Лазаря в Венеции».

Письма Ивана Айвазовского, хранящиеся в Национальном музее литературы и искусства им. Е. Чаренца, в Институте древних рукописей им. М. Маштоца, в Национальном архиве и в архиве Первопрестольного Святого Эчмиадзина, содержат интересные факты о жизни художника.

Айвазовский был тесно связан с армянскими Католикосами. В письме Его Святейшеству Католикосу Нерсесу Аштаракеци Иван Айвазовский сообщает, что организовал в Феодосии персональную выставку своих работ. Из письма Геворгу IV Константинопольскому известно, что художник создал портрет св. Геворга для одноименной церкви в Бурсе. К сожалению, картина бесследно исчезла в трагические дни геноцида армян в 1915 году.

В 1895 году в Ново-Нахичевани Айвазовский впервые встретился с Католикосом Хримяном Айриком. О своем желании он писал Католикосу: «Святейший Государь! Давнишней мечтой моего сердца было посетить Верховный Престол, пребывать у ног Ваших, и горю желанием, чтобы Господь Бог раздобыл средства в успешном осуществлении мечты моей». После встречи в Ново-Нахичевани Его Святейшество посещает Феодосию и гостит в доме знаменитого живописца. В это время художник пишет портрет Католикоса на фоне Араратской долины и Арарата. Вернувшись в Эчмиадзин, Католикос направляет художнику послание, в котором отмечает, что «его превосходительство выдающийся маринист и драгоценный друг наш… родной сын Первопрестольного Святого Эчмиадзина». Преданным сыном Святого Первопрестольного Эчмиадзина, верным завету «служить моему народу и моей культуре», Айвазовский оставался на протяжении всей своей жизни.

В 1863 году Айвазовский начинает работу над картиной «Хождение по водам», которую заканчивает в 1897 году. На известный новозаветный сюжет художник создал несколько вариантов картины, запечатлев момент приближения Христа по воде к сидящим в лодке ученикам. Игрой света и тени Айвазовский подчеркнул таинство евангельской истории, красоту морского пейзажа. В центре картины – Иисус. Распространяющийся вокруг Него свет падает на темные воды, фигуру Петра, лица учеников, обращенных к Господу.

Картина «Образ Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду» была создана художником специально для церкви. В письме к архимандриту Хорену Айвазовский сообщает: «...В ближайшие дни церковь будет освящена, и по сему случаю я написал картину «Образ Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду». В русских источниках работа получила название «Моление о чаше», согласно евангельским словам молитвы Иисуса в Гефсиманском саду.

Полотно «Сотворение мира» 1864 года художник подарил Католикосу Хримяну Айрику. Картина хранилась в Национальной библиотеке Армении. В 1995 году она бесследно исчезла. Написанный в 1866 году второй вариант картины находится сегодня в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

Библейскому сюжету Всемирного потопа Айвазовский посвятил сразу несколько произведений. Написанное в 1864 году полотно «Всемирный потоп» – шедевр мировой живописи. В письме к кн. Д.И. Долгорукову Айвазовский пишет: «Я в восторге от своей картины «Всемирный потоп». Я ее почти оканчиваю, и она, смело могу сказать, есть лучшее мое произведение». Картина также хранится в Государственном Русском музее Северной столицы.

Картина «Мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция. 1843 г.» украшает Национальную галерею в Ереване. Она стала первым произведением, написанным художником на армянскую тему. В центр полотна Айвазовский поместил книгу в красном переплете, подчеркнув тем самым, что святые отцы-мхитаристы являлись не только духовными лицами, но и просветителями, хранителями культурного наследия народа. С двух сторон картины изображены аббаты конгрегации, рядом с ними – старший брат Айвазовского архимандрит Габриэл. В 1867 году Айвазовский пишет портрет брата – архиепископа Габриэла Айвазяна.

В 1892 году Айвазовский создает картину «Крещение армянского народа. Григорий Просветитель (IV в.)» и дарит ее армянской церкви Св. Саркиса в Феодосии. Сегодня она находится в Феодосийской картинной галерее им. И.К. Айвазовского. Фоном для тематической картины художник избрал Араратскую долину и гору Арарат. Григорий Просветитель изображен в традиционном церковном облачении армянских первосвященников.

В том же году Айвазовский создает другую выдающуюся картину – «Клятва перед Аварайрской битвой (полководец Вартан Мамиконян.

V в.)». Портрет Вартана Мамиконяна с сыном художник написал по просьбе своих сооте-

чественников. Картина была подарена феодосийской церкви, носящей имя Вартана Мамиконяна, была освещена и оставалась в храме вплоть до его закрытия. Сегодня она хранится в картинной галерее Феодосии.

Произведение «Богоматерь с младенцем» 1891 года Айвазовский также создал для церкви – храма Св. Саркиса в своем родном городе. В нем художник периодически организовывал восстановительные и ремонтные работы. Мраморная плита в церкви гласит, что храм был отстроен после пожара в 1888 году на деньги, предоставленные И. Айвазовским. Стены церкви украшали картины художника «Моление о чаше», «Крещение армянского народа. Григорий Просветитель», «Богоматерь с младенцем».

В Феодосии находятся картины Айвазовского «Христос на Генисаретском озере. 1894 г.», «Апостол Павел. 1890 г.», «Апостол Петр. 1890 г.», эпическое полотно «Путешествие Посейдона по морю. 1894 г.», «Георгиевский монастырь. 1846 г.» и другие.

* * *

19 октября 2016 года, в канун 200-летия со дня рождения Ивана Айвазовского глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ архиепископ Езрас Нерсисян побывал с визитом в Крыму. В ходе встречи с главой Республики Крым Сергеем Аксеновым обсуждались вопросы жизни армянской общины и Армянской Церкви в Крыму. На заседании Совета министров Крыма, созванном в честь главы епархии, речь шла о возвращении принадлежавших Армянской Церкви зданий в Евпатории и земельного участка церкви Св. Саркиса в Феодосии, а также государственной поддержке реконструкции церкви Сурб Хач. В свое время по инициативе армян Феодосии в городе были построены 24 армянские церкви, некоторые из них сохранились до наших дней, но часть до сих пор находится в полуразрушенном состоянии. В завершение визита в Крым владыка посетил церкви Св. Саркиса в Феодосии и Сурб Хач Старого Крыма, а также Феодосийскую картинную галерею имени И.К. Айвазовского.

По инициативе владыки епархия взяла на себя работы по реконструкции здания армянской церкви Св. Саркиса, реставрации фресок, обустройству территории, восстановлению могилы художника. Работы были успешно завершены к празднованию юбилея Ивана Айвазовского. В 1888 году в восстановительных работах в этой церкви участвовал сам Иван Айвазовский. Подтверждение тому – характерный синий цвет моря на куполе и созданные с чертежной точностью золотые гипсовые морские звезды на нем.

Мероприятия, приуроченные к 200-летию со дня рождения Ивана Айвазовского, начались с торжественного возложения цветов к могиле художника во дворе храма Св. Саркиса в Феодосии. В предводительстве владыки Езраса был совершен чин панихиды.

«Благословен Господь, удостоивший нас радости быть причастными к столь знаменательной дате – 200-летию Ивана Константиновича Айвазовского и вознести благодарственную молитву о процветании богохранимого города Феодосии, сыгравшего важнейшую роль и в биографии великого мариниста, и в истории Крыма, и в истории армянского народа и его Церкви! – сказал архиепископ Езрас Нерсисян. – Находясь у могилы мастера, крещенного и обвенчанного в церкви Св. Саркиса и по своему же завещанию погребенного на благословенной земле любимой церкви, молимся об упокоении его души. Армянский сын русского народа, русский сын армянского народа Ованес Айвазян, как истинный христианин, свое боголюбие выразил неповторимой палитрой любви, добра и красоты. Одно из его бессмертных творений, созданных на библейскую тему – «Богоматерь с младенцем», – в свое время украшало алтарь Св. Саркиса. Другой шедевр – «Хождение Иисуса по водам», который Айвазовский подписал по-армянски «Айвазян», находится в музее Первопрестольного Святого Эчмиадзина».

* * *

Иван Айвазовский был оптимистом. Он бывал во многих сложных ситуациях, в том числе и на море, и всегда утверждал, что человек силен духом и выстоит, не потеряет надежду на спасение и будет бороться. В своих полотнах мастер отобразил величие человеческого духа, упорную борьбу в трагических условиях.

Вместе с тем грустью и болью пронизаны картины «Погром армян в Трапезунде», «Армян живыми бросают в море», «Армян погружают на корабли». Этими произведениями художник стремился привлечь внимание к трагедии своего народа, пережившего и погромы, и массовые убийства.

Великий русский художник Айвазовский всегда был связан с армянской культурой, армянским народом. Он рисовал пейзажи Армении, отображал жизнь и быт народа, создавал портреты известных армянских деятелей. В доме художника царил традиционный армянский уклад, говорили на армянском языке. На протяжении всей своей жизни Айвазовский поддерживал своих соотечественников, активно занимался благотворительностью.

Книга-альбом «Религиозные темы в творчестве И. Айвазовского» адресована широкому кругу читателей. Она представляет интерес для любителей живописи, арменоведов, искусствоведов, учащихся, почитателей таланта Ивана Айвазовского.

Отдел культуры «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля