№7 (351) июль 2022 г.

Рудик Барсегян: В народном танце я нашел себя

Просмотров: 4259

В московском издательстве «Перо» вышла в свет книга-альбом «Рудик Барсегян в портретах Левона Осепяна». Опубликованные в ней фотографии, статьи, документы рассказывают о жизни и творчестве известного танцовщика, балетмейстера-постановщика, общественного деятеля Рудика Барсегяна.

Автор книги-альбома Левон Осепян – фотограф, писатель и издатель, член правления Союза российских писателей, Международной ассоциации писателей и публицистов, сопредседатель Московского общества дружбы с Арменией и клуба «Диалог культур». Его фотографии печатаются на обложках книг и в качестве иллюстраций, публикуются в газетах и журналах, демонстрируются на персональных выставках. Работы Левона Осепяна находятся в частных коллекциях многих стран мира, в том числе Армении, России, США, Канады, Италии, Испании, Ирана, Ливана.

«С Рудиком Барсегяном я знаком очень давно, – пишет Левон Осепян в предисловии к своей книге. – В прошлом известный танцовщик, а затем балетмейстер, он является патриотом и общественным деятелем. Во время войны в Карабахе Рудик Барсегян приложил немало усилий и вложил немало личных средств для помощи землякам и детям Карабаха. За эти годы я часто снимал Рудика на свои фотоаппараты. Снимков накопилось достаточно. Некоторые из них печатались в разных изданиях и участвовали в моих персональных выставках. Чтобы представить нашего соотечественника более широким кругам общественности, не только армянским, было решено опубликовать сделанные мною фотографии Барсегяна, материалы о его жизни и творчестве в книге-альбоме».

Танец для Рудика Барсегяна – воздух, которым он дышит. Армянин из Нагорного Карабаха, он впитал радость повседневной жизни, щедрость родной земли, величие гор и чистоту воздуха, определившим чистоту его натуры, обостренное чувство красоты, целостное восприятие гармонии мирного человеческого бытия, говорится в книге-альбоме.

В своем творчестве Рудик Барсегян соединил классику хореографии с эпическим национальным танцем, пластикой народов Кавказа. Балетмейстер уделял большое внимание классической хореографической подготовке и наряду с ней придумывал новые, собственные элементы танца. Его работы лишены развлекательной декоративности, они несут в себе законченную, выраженную в движениях мысль автора, отмечается в книге-альбоме.

Рудик Барсегян родился в многодетной семье в Степанакерте. Его отец Верди Барсегян был уважаемым в городе человеком. В 1941 году он окончил Высшую партийную школу и добровольцем ушел на фронт. Вернулся с войны живым. Мать работала ткачихой на шелковом комбинате. Тогда трудно было представить, что сестра Рудика Асмик станет первой женщиной-поэтессой Нагорного Карабаха и ее стихи будут переведены на русский, латышский, испанский, грузинский и другие языки. Что один из братьев завоюет титул чемпиона Советского Союза по борьбе и станет призером чемпионата Европы. Что сам Рудольф много лет спустя продолжит дело великих мастеров народного танца Моисеева, Надеждиной, Устиновой, Рамишвили, Гарибяна и займет в плеяде этих выдающихся балетмейстеров достойное место.

Рудик Барсегян стал заниматься танцами в раннем возрасте. Его незаурядные данные, необычайную гибкость и пластичность заметил выдающийся музыкант Сергей Хачатурян. Свой творческий путь Рудик Барсегян начал в ансамбле песни и пляски дома пионеров Степанакерта. А уже в 15 лет танцевал в Ансамбле песни и пляски Нагорного Карабаха. Во время летних каникул гастролировал с ансамблем по всему Советскому Союзу.

Рудик Барсегян окончил Государственный армянский педагогический институт и хореографическое отделение культпросветучилища Уссурийска. Получил рекомендацию для поступления в Московский институт культуры на балетмейстерское отделение. Танцевать и ставить танцы начал с 1958 года.

Талант хореографа и постановщика танцев Рудика Барсегяна раскрылся в годы его службы в армии. Служа в армии в качестве руководителя концертного ансамбля «Строитель», выступал вместе с ансамблем в Приморском крае и на палубах кораблей. В дальневосточном ансамбле танца «Вихрь» поставил 4 танца. Создавал танцевальные композиции в ансамблях Тихоокеанского флота, Московского военного округа, других художественных коллективах.

В Ансамбле Московского военного округа под руководством Сурена Баблоева Рудик не только танцевал, но и продолжал учиться, постигая под руководством мастера новые вершины танцевального мастерства. Профессионализм и работоспособность ученика позволили Сурену Баблоеву рекомендовать его в качестве главного балетмейстера в создаваемый ансамбль песни и пляски «Красная звезда» Ракетных войск.

Работа в ансамбле «Красная звезда» стала для 27-летнего Барсегяна определяющим этапом в творческой жизни. Он с нуля создал танцевальную труппу и стал ее главным балетмейстером. В новом коллективе Барсегяну приходилось совмещать хореографию с преподаванием классического танца и репетиционными обязанностями. После нескольких месяцев работы в марте 1977 года программа ансамбля была готова и состоялся первый концерт. Работа в ансамбле Ракетных войск помогла Барсегяну определять приоритеты, реализовывать задуманное и как балетмейстеру-постановщику, и как организатору художественного коллектива.

Первой значительной работой хореографа-постановщика Барсегяна стал танцевальный номер «Наездники», в котором автор объединил танцевальные элементы нескольких кавказских народов. «Понимание поставленных перед балетмейстером задач Барсегяном было полное, – отмечал руководитель Ансамбля песни пляски Российской армии им. А.В. Александрова Л.И. Малев. – Был создан танец, представлявший весь Кавказ. Идея танцевального номера заключалась в создании символического моста, объединяющего все кавказские народы».

Композицию «Наездники» и армянский танец «Арцах» Рудик Барсегян считает своими лучшими творческими работами. Всего на счету балетмейстера и хореографа Рудика Барсегяна более 300 постановок во многих ансамблях стран СНГ.

«Танец – это мое призвание, – говорит Рудик Барсегян. – В народном танце я нашел себя. Танец – это язык, это традиция, специфика нации. В чем, если не в танце, в синтезе мелодии и движения, в его пластике, наиболее ясно возможно выразить необъемлемую амплитуду чувств. В нем и боль, любовь и разлука, рождение и смерть. В конце концов, танец – это сама жизнь во всех ее тончайших проявлениях. Танец более всего зрелищно передает миролюбивый дух народа, убеждает нас, что мы можем жить в мире, уважая друг друга».

Сегодня Рудик Барсегян продолжает изучать историю народного танца, фольклор, пишет либретто, работает над новыми танцевальными композициями, ищет новые формы сценического выражения, создавая свой уникальный стиль.

Отдел информации «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты