№10 (354) октябрь 2022 г.

Школа №91 города Сочи помнит и чтит память первого директора

Просмотров: 1323

Когда люди научились переносить свои мысли в рисунки и тексты, прогресс человечества сделал резкий, качественный рывок вперед. Определяющим фактором данного процесса стала передача и накопление знаний сквозь поколения.

С самых древних времен общество, зачастую интуитивно, пыталось систематизировать процесс передачи знаний следующим поколениям. Именно с Древней Греции началась более системная работа над этим процессом, с создания Школы (от греческого – Схола). Прошло несколько тысяч лет, данное изобретение претерпело множественные изменения, но суть его осталась практически неизменна.

Система образования, и школа в частности, играет важнейшую роль в современном обществе, причем с точки зрения как экономических аспектов, так и социальных. От качества школьной подготовки подрастающего поколения зависит то, как мир будет развиваться в дальнейшем, а преподавательский состав высших учебных заведений оттачивает и подготавливает полноценных специалистов различных специализаций, двигающих прогресс человечества вперед. Нельзя не обратить отдельное внимание на важность самой профессии Учителя. Ведь без качественной системы образования, передачи знаний трудно представить, что было бы с нашим обществом. Перейдем от общеисторического экскурса в современные реалии.

В городе Сочи насчитывается более ста средних общеобразовательных школ, расположенных как в центре, так и в сельской местности. И сейчас предлагаю рассмотреть историю одной из школ Лазаревского района. Совсем недавно в Якорной Щели (микрорайон Сочи) отмечался день школы №91. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №91 г. Сочи открыла двери для своих первых учеников еще в 1969 году. Изначально она была восьмилетней (неполной), но с первого сентября 1991 года изменила свой формат на среднюю (полную) общеобразовательную школу. Сейчас же она носит имя своего первого директора – Чепнияна Оганеса Киракосовича.

Чепниян Оганес Киракосович родился в селе Альтмец Лазаревского района 18 июня 1922 года в семье простых крестьян, за 5 месяцев до создания СССР. Его родители оказались в Российской империи в начале XX века не по своей воле, а вынужденно, покинув свой дом в городе Трабзон Османской империи.

Начальное образование Оганес Киракосович получил в селе Нор-Луйс, а среднее – в сочинской средней школе №5. В октябре 1940 года был призван в ряды Красной армии, а с ноября 1941 года по июнь 1943 года принимал участие в защите своей Родины во время Великой Отечественной войны в качестве командира огневого взвода 1-й батареи 9-го гвардейского минометного полка в звании гвардии лейтенанта. В ходе боевых действий с немецко-фашистскими захватчиками был четырежды ранен.

О мужестве и стойкости этого человека было сказано в боевой характеристике, написанной командиром 9-го гвардейского полка: «В боях с немецкими захватчиками товарищ Чепниян О.К. проявил себя как мужественный и стойкий защитник социалистической Родины... Предан делу партии Ленина – Сталина, идеологически выдержан, морально и политически устойчив». В 1943 году Чепниян О.К. вступил в ряды ВКП(б). Получив ранения, Оганес Киракосович с июня 1943 года по май 1946 года проходил лечение в военных госпиталях. За храбрость, стойкость и мужество Оганес Киракосович Чепниян награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени и медалями.

После войны Оганес Киракосович учился в Ереванском педагогическом институте, что и определило его дальнейший путь. Всю свою жизнь он посвятил одному из самых важных направлений – «профессии дальнего следования, самой главной на Земле», как метко сказал в свое время Роберт Рождественский о профессии Учителя.

Работа в школе – это призвание, это тяжелый ежедневный труд, требующий от человека не только знаний, опыта и мудрости, но и самоотдачи и, конечно, любви к детям. Нельзя относиться отстраненно к тем, кого доверили тебе и родители, и общество в целом. Путь педагога – это непрерывное совершенствование, духовное и творческое развитие. Помимо этого, в себе постоянно приходится культивировать такие качества, как усердие, целеустремленность, смелость, упорство. Эта работа – постоянный поиск. Ведь, находясь на одном месте, увлечь детей очень тяжело, практически невозможно. Замечательный педагог-подвижник Оганес Киракосович посвятил 35 лет своей жизни воспитанию и просвещению подрастающих поколений. Вот что о нем говорили: «Чепниян Оганес Киракосович, хорошо знающий сельскую жизнь, понимающий трудности, стоящие перед учителем, учитывал специфические особенности жизни поселка: отсутствие культурных центров не должно ограничивать возможности эстетического и нравственного воспитания подростков». Пройдя непростой путь от преподавателя истории до директора школы, Оганес Киракосович всю свою жизнь посвятил педагогике и ученикам, дав им знания, привив моральные ценности и указав дорогу во взрослую жизнь.

За свою деятельность Оганес Киракосович был награжден большим количеством государственных, ведомственных и общественных наград.

Уже на пенсии Оганес Киракосович стал одним из создателей Сочинского армянского культурного центра «Севан». Будучи в должности председателя, заложил основы данной организации, которая успешно функционирует и по сей день.

В 2022 году в МОБУ СОШ №91 г. Сочи отметили 100-летие Чепнияна Оганеса Киракосовича, именем которого и названа школа. Именно Оганес Киракосович в свое время дал направление на патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников, которое сохраняют и развивают продолжатели его дела. Кстати, с 2017 года на базе школы функционирует юнармейский отряд, воспитанники которого личным примером показывают, какой путь надо выбирать юному поколению нашей Родины.

Рафаэль Даниелян, Сочи

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты