Страшные сказки Николая Гоголя в Ереване
Недавно в Ереванском русском драматическом театре им. К. Станиславского при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА с успехом прошла премьера гоголевского «Вия» в постановке молодого режиссера Норы Григорян и инсценировке заслуженного артиста РФ, художественного руководителя Пермского театра «У Моста» Сергея Федотова. Репертуар театра пополнился еще одним новым спектаклем, жанр которого определен, как «страшная сказка для взрослых» с возрастным цензом 16+
Самая загадочная история Николая Гоголя в новом спектакле повествует о жизни одинокого хутора, где народные обычаи плавно перетекают в веру в сверхъестественное, а декорации, музыка и пластика танца – от народных гуляний до мистического транса нечисти – лишь добавляют экспрессии. Именно сюда запросились на постой три заблудившихся бурсака. Вряд ли они могли предположить, какая чертовщина ожидает их там в следующие три ночи. Не догадывался и главный герой, студент-философ Хома Брут, что может приглянуться не только одинокой хуторянке, но и старухе-ведьме, толкнувшей его в пропасть ужасающего потустороннего мира с вурдалаками, упырями, мертвецами, оборотнями. И хотя кажется, что сюжет повести хорошо знаком еще из школьной хрестоматии, тем не менее зрителям предоставлена возможность самим осмысливать действо на сцене, соучаствовать и сопереживать героям. А это завораживает и околдовывает, но теперь уже зрителя.
«Меня всегда привлекали психологические и мистические сюжеты, а потому повесть Гоголя «Вий» заинтересовала партитурой чувств и психофизикой. Это сложный путь, по которому идут наши герои», – сказала Нора Григорян, одновременно подчеркнув, что в первую очередь ей было важно сохранить юмор, колорит и мистическую основу гоголевской фактуры. А в целом это была командная работа, в которой приняли участие сценографы Артур Арутюнян и Тигран Арутюнян, художник по костюмам Лусине Карапетян, хореограф Ара Асатурян. А также актеры Лиля Мукучян, Манвел Хачатрян, Сергей Григорян, Манвел Саргсян, Арен Хачатрян, Арман Межлумян, Иван Степанов, Юрий Сошников, Григор Ходжоян, Айарпи Зурначян, Анна Манучарян, Мельсида Акопян, Яна Тургунян, Наталья Арутюнова и, конечно, заслуженные артисты Армении Ира Арутюнян и Роберт Акопян.
Как рассказывают актеры, еще на начальном этапе репетиций в театре ощущалась особая энергетическая аура. Не случайно журналисты не раз спрашивали Нору Александровну о проклятиях, которые якобы сопровождают артистов, решившихся на участие в подобных проектах. Впрочем, репетиционный период прошел без каких-либо эксцессов. И все же зрители невольно вскрикнули, когда ведьма-панночка в исполнении Лили Мукучян взлетела куда-то ввысь в развевающихся одеяниях. Уже потом она признавалась, что, хотя не особо боится высоты, все же не ожидала, что в итоге это будут довольно чувствительные пять метров от сцены. Но в зале даже не догадывались о подобных сложностях, настолько захватывающе играли артисты обычную деревенскую жизнь в обрамлении фантастических событий, когда пространство сцены с хуторской пасторалью на время раздвигалось для мрачных тонов проклятой церкви с выползающей оттуда нечистью… Именно выползающей, потому что благодаря задумке хореографа Ара Асатуряна пластика их движений не оставляла сомнений в том, что это темные силы, несущие с собой зло, беду, страх.
Изначально предполагалось, что спектакль не будет иметь больших расхождений с оригиналом, однако Нора Григорян постаралась вложить в свою постановку особый посыл, который несколько отличается от вариации классического повествования. Ереванский «Вий» – спектакль о любви и обольщении, о земном и возвышенном, о силе человеческого духа и дьявольском искушении, о двух вечно конкурирующих началах – свете и тьме. Вопрос, кто одержит победу в результате неравной борьбы, так и оставался пульсирующим нервом на всем протяжении этого фантасмагоричного действа. По мнению критиков, спектакль состоялся. А зрители, среди которых было много гостей армянской столицы, восторженно отмечали: «Захватывающая энергетика», «Потрясающе!», «Это можно смотреть и смотреть еще не один раз!»
Сергей Тигранян
Оставьте свои комментарии