Сергей Маковецкий доволен благодарным ереванским зрителем
В начале декабря российский актер театра и кино, кавалер ордена «Святитель Иннокентий», народный артист и лауреат Государственной премии РФ Сергей Маковецкий представил в Ереване спектакль-откровение «Неслучайная встреча», где зрители из первых уст услышали рассказы о его работе в кино и театре, о встречах с интересными режиссерами и актерами, обо всем, что наложило отпечаток на его жизнь и творческую биографию.
Спектакль уже был показан во многих странах, но каждый раз программа менялась и трансформировалась. В итоге вечер «ответов и вопросов» постепенно перерос в полноценный спектакль с переходом зрительских эмоций от смеха до слез. Моноспектакль не мог оставить равнодушными и армянских поклонников, а потому на протяжении двух с половиной часов зрительный зал под обаянием и исключительностью почитаемого кумира взрывался то аплодисментами, то смехом, то затихал светлой грустью. И при этом было полное ощущение соучастия и единения с происходящим на сцене, где главным героем оставался Сергей Маковецкий. Он разговаривал со зрителями, шутил, рассказывал забавные эпизоды из театральных и съемочных будней. И все это переплеталось с чтением отрывков из произведений Достоевского, Чехова, Жванецкого, где порой казалось, что он цитирует самого себя.
Как считает артист, моноспектакль – это живой организм. «Я дико волнуюсь перед каждым выходом, потому что, играя обычный спектакль, ты понимаешь, что в случае чего тебе помогут партнеры, автор, чужой текст. В «моно» – ты один на один с аудиторией. Зрители сначала принимают тебя экранного, а потом уже узнают тебя настоящего. И начинают любить или больше, или меньше, – говорит он. – В «Неслучайной встрече» я сам себе создал рамки «режиссера-актера», поскольку, беседуя один на один со зрителем, можно невольно преступить границы дозволенного, уйти в приторную исповедальность, начать кокетничать. Для актера самое главное – вовремя остановиться. Тут нужна золотая середина». Впрочем, эту золотую середину очень четко определил 17-летний внук Маковецкого, заявивший после спектакля: «Знаешь, деда, у меня создалось ощущение, что ты был не на сцене, а рядышком со мной на кухне и все это рассказывал только для меня». Пожалуй, это была самая высокая оценка от самого строгого поклонника таланта артиста Маковецкого, которая, кстати, очень растрогала его.
Идея моноспектакля у Сергея Васильевича возникла очень давно – по его собственному признанию, бессонной ночью в глубоких размышлениях после предложения выступить с творческим вечером. На извечный вопрос «Что делать?» пришел ответ, а вернее, идея соединить воедино сыгранные им персонажи и любимых литературных героев с личными монологами: «Потому что у мужчин нет лучшего настроения, чем когда он говорит о себе. И началось… Определенно знал только то, что Достоевский, Чехов, Гроссман, Жванецкий обязательно будут присутствовать. Всю ночь прокручивал, монтировал, думал, какие должны быть фильмы, какую смысловую нагрузку будут нести. А еще надо было найти роли и персонажи, которые будут с ними «монтироваться». И мне удалось нащупать эту цепочку. Я подобрал фильмы Алексея Балабанова, Никиты Михалкова, Владимира Хотиненко, Сергея Урсуляка. Выбрал именно те работы, которые до сих пор находят отклик во мне и которые наверняка хорошо знакомы зрителям. Причем в каждом отдельном случае с тем или иным режиссером была своя история признания, взаимной симпатии и роль, которая точно попадала в десятку».
И если об оскароносной ленте «12» собеседник говорит, что имя Михалкова оказалось очень важным в его творческой судьбе, то к Урсуляку и особенно к Фимочке из «Ликвидации» у актера очень нежное и трепетное отношение. О том, что Маковецкого «любит пленка», знают и другие режиссеры. Например, в его фильмографии пять картин Алексея Балабанова, среди которых драма «Про уродов и людей», где роль Иоганна признана одной из самых ярких. Именно с нее и начинается моноспектакль.
«Неслучайная встреча» стала и для артиста, и для ереванских зрителей не случайной. Спектакль, как и обещал артист по прилете в Армению, получился «динамичным, где все само увязывается», а еще он действительно не дал расслабиться зрителям. Это были счастливчики. Ведь в плотном творческом графике Маковецкий смог вырваться в Ереван только на один день и только с одним спектаклем. «Я был здесь в глубоко советское время с Театром Вахтангова. Потом в сентябре 2000 года, когда приехал для представления в кинотеатре «Москва» киноленты «Русский бунт». Сейчас же у меня ощущение торжественности и теплоты встречи, – заявил Сергей Маковецкий в аэропорту Звартноц встречавшим его журналистам, одновременно добавив, что открыт к сотрудничеству с армянскими коллегами. – Уверен, я еще не раз приеду к вам, потому что Ереван – – потрясающая театральная столица, родина великолепных актеров и благодарных зрителей»
Сергей Тигранян
Оставьте свои комментарии