№10 (354) октябрь 2022 г.

Публикация первой Конституции Таиланда не обошлась без участия армян

Просмотров: 1501

Несмотря на то, что армянские диаспоры разбросаны по всему миру, встретить в такой экзотической стране, как Таиланд, наших соотечественников со статусом ПМЖ представляется нереальным. Тем не менее в Бангкоке и Паттайе проживают, по разным данным, от 50 до 150 человек, переехавших сюда семьями в последние десятилетия. Большинство из них занимаются торговлей и ремеслами, а именно строительством, мануфактурой, художественными промыслами. В особом почете мастера ювелирного искусства.

Когда лет пятнадцать назад между Арменией и Таиландом была подписана совместная программа действий, то на традиционном брифинге министр канцелярии главы государства Вирачаи Вираметеекул отметил, что видит в Армении одного из лучших друзей Королевства Таиланд в Южнокавказском регионе еще с тех пор, когда страна называлась Сиамом. «Я был рад узнать, что среди первых европейцев, приехавших торговать с нами, были армяне», – заметил он, одновременно подчеркнув роль наших соотечественников в публикации первой Конституции 1773 года. Действительно, сведения о первых армянах в Юго-Восточной Азии и, в частности, в Сиаме появились примерно лет триста назад, о чем свидетельствуют письменные источники царя Нара Сиама, где указывается, что в середине XVII века множество армян поселились в столичном граде Аюттхае. Чуть позже ссылки на местных армян уже можно было найти на страницах монографии Эдриенн Люн «История французского представительства в Сиаме с 1662 по 1811 год», а также в книге «История сиамского премьер-министра Константина и последняя сиамская революция». В дальнейшем их следы теряются во времени, но в данном случае речь скорее всего идет не об ассимиляции. Постоянные внутренние распри и войны с соседями привели к массовому оттоку иностранцев из этой страны.

Уже в новейшей истории с превращением Таиланда в своеобразную туристическую Мекку сюда со всего мира вновь потянулись не только заядлые путешественники, но и те, кто сопровождает инфраструктурное обеспечение этой бизнес-индустрии. По словам занятого в подобных проектах нашего соотечественника Арменака Асцатуряна, тайская система туризма построена на четком соблюдении правительственных стандартов, что позволяет эффективно лицензировать лучшие отели, конгресс-залы, рестораны, кафе, торгово-развлекательные центры, зоопарки, музеи, транспортные компании, турагентства в наиболее популярных у туристов городах и провинциях. Когда-то между Арменией и Таиландом был подписан межгосударственный Меморандум о сотрудничестве в различных сферах, но, как это часто бывает с подобными документами, благие намерения так и остались на бумаге. А развивать взаимовыгодные интересы за счет частных инициатив решили представители делового мира, активизировав свое влияние на тайскую экономику еще в начале нулевых годов. Армянские предприниматели успешно заняли ювелирную нишу, поставляя на внутренний и внешний рынки оригинальные изделия из благородных металлов и драгоценных камней. Как уверяют члены армянской общины Таиланда, эту работу осуществляют около сорока профильных специалистов, к которым местное население относится с большим уважением. А в самой общине с пиететом рассказывают о старейшем представителе армянской диаспоры Карле Зейтуне. Он родился в Калькутте. В начале 1930-х годов семья переехала в Бангкок, где отец Карла занимался текстильным бизнесом и продажей роскошных автомобилей. Во время японской оккупации семья все потеряла. Карл уехал в Австралию, но в 60-х годах прошлого века вернулся в Таиланд заядлым путешественником, объездившим десятки стран. Несмотря на преклонный возраст, он до сих пор увлекается плаванием и является членом Королевского спортивного клуба Бангкока. При этом все свои, даже маленькие, рекорды посвящает исторической родине. Хотя, по его собственному признанию, так ни разу и не смог «доплыть» до ее берегов.

С не меньшим почтением в Бангкоке вспоминают инженера Боба Кеворкяна, поселившегося в тайской столице в конце 80-х годов ХХ века. Основав свою фирму «K-Tech Construction», Кеворкян приступил в качестве субподрядчика к строительству первой ветки столичного метро. И хотя ему предрекали неудачи из-за болотистых топей на его участке работ, тем не менее с задачей он справился блестяще. В 1999 году на открытии первой линии городского метрополитена, который там носит название «столичный электрический поезд», компания «K-Tech Construction» была отмечена благодарностью от высшего исполнительного органа государственной власти – Королевского тайского правительства. Примечательно, что в подземном городе категорически запрещено распивать любые напитки и в буквальном смысле слова жевать. А потому в подземке нет ни одного привычного нам снэкового аппарата с холодной водой или легкой закуской.

Однако, поднявшись на поверхность, можно сразу же с головой окунуться в ароматные изыски экзотической кулинарии. И тем удивительней увидеть среди этого многообразия ресторан под вывеской «Армения». Сегодня это уже сеть заведений из нескольких объектов, в том числе в Паттайе, куда стекается наиболее мощный туристический поток. В меню не только кавказская кухня, но и широкий ассортимент блюд, хорошо знакомых как европейцам, так и местным жителям. По словам ереванского экономиста Карена Серобяна, открытие ресторана с акцентом на европейский стол себя оправдывает. «Хотя бы потому, что тайская еда очень острая. То, что на наш вкус – острое, для тайца практически пресное. А то, что достаточно острое для него, мы не сможем даже попробовать. Тут много туристов из СНГ, поэтому к нам приходят и армяне, и русские, и казахи, и немцы, которым трудно продержаться на местной пище весь отпуск, – рассказывает собеседник, вспомнив при этом смешную историю с армянской толмой. – Мы долго искали по стране виноградные листья. Наконец, нашли виноградники в районе Силвер Лейк, где производят местное вино. Поехали туда, объяснили виноделам, что листья нам нужны для употребления в пищу. У них от удивления волосы дыбом встали на голове. Тем не менее уже много лет подряд тайцы поставляют нам отличную продукцию». Кстати, тайские повара, работающие в ресторане «Армения», уже успешно освоили секреты армянской кухни, а потому не скрывают своего желания поработать в далекой для них «настоящей» Армении, чтобы познакомиться с миром, о котором знают лишь со слов своего руководства и туристов.

Впрочем, в Армении тоже проживают около тридцати тайцев. Но не общиной, а отдельными группами из числа специалистов, приезжающих сюда в командировку. А в 2018 году Ереван посетила принцесса Королевства Таиланд Маха Чакри Сириндхорн, чтобы побывать в Институте древних рукописей имени св. Месропа Маштоца. Ознакомившись с рукописным наследием и реставрационными работами, ее высочество оставила восторженную запись в «Журнале почетных гостей Матенадарана», а сам визит назвала очень плодотворным. Кстати, как отметила принцесса, в силу своего династического положения она иногда общалась с армянскими официальными лицами на родине и впечатления остались тоже самые лучшие. Кстати, когда в генконсульстве РА в Королевстве Таиланд был организован официальный прием в честь 27-й годовщины независимости Армении и 2800-летия основания Еревана, то на нем присутствовали представители монархического дома, а также государственные лица, сотрудники МИД, руководители дипломатических миссий, главы торгово-промышленных палат, известные бизнесмены, представители средств массовой информации и члены армянской общины. В Таиланде нет армянской церкви или какого-либо национального учреждения. А потому малочисленное сообщество, состоящее в основном из соотечественников Сирии, Ливана, Америки, Ирака, Франции, Армении и России, сплотилось вокруг консульства РА. Как считает директор армяно-таиландской торгово-промышленной палаты Паруйр Гуюмджян, консульство использует все возможности для создания армянской атмосферы. Это позволяет собираться общинникам в дни важных дат, например в День памяти жертв геноцида или в День независимости Армении. Для проведения религиозных обрядов дважды в год приезжает глава армянской епархии Австралии и Новой Зеландии. Рождество проводят, как правило, в местных евангелистских церквях. В маленькой общине говорят в основном на армянском. Это позволяет надеяться, что даже в далеком Крунг-Тхеп-Маха-Накхон (так сейчас внутри страны называется Бангкок) маленький кусочек Армении будет развиваться благодаря сохранению веры и языка как главных символов армянской идентичности.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты