№2 (358) февраль 2023 г.

«Армяне Дона» – книга, вышедшая в Ростове-на-Дону

Просмотров: 2065

Этот большой, прекрасно иллюстрированный современными и историческими фотографиями том (фолиант, как раньше говорили) стал первым в серии «Народы Дона». Но не потому, что армяне – первые по алфавиту среди крупных диаспор Ростовской области. И даже тот исторический факт, что город Нор-Нахичеван был основан в 1778 году вблизи крепости Дмитрия Ростовского еще за тридцать лет до того, как сама крепость получила статус уездного города и название Ростов-на-Дону, тут, конечно, тоже не главный. Разве дело в том, кто древнее?

Главное, что в армянской общине не один и не два, а много настоящих энтузиастов: это не самое популярное сегодня слово означает в греческом языке «воодушевление, вдохновение». Книга написана с вдохновением и выпущена как настоящее произведение современного полиграфического искусства. Это совместный труд Нахичеванской-на-Дону армянской общины, которую уже 17 лет возглавляет известный предприниматель, депутат Законодательного собрания Ростовской области Арутюн Сурмалян, и Центра арменоведения и регионоведения Южного Федерального университета при финансовой поддержке правительства Ростовской области. И конечно же это плод совместной работы донских исследователей-арменоведов разных поколений. Ответственный редактор этой книги и всей серии «Народы Дона» – директор Института социологии и регионоведения ЮФУ Андрей Бедрик.

Самый первый том серии получился очень честным – его писали настоящие ученые, и они не могли исказить историческую правду, какой бы она ни была. Путь армян из Крыма в Россию был очень трудным. В ведомости, составленной руководившим переселением Александром Суворовым, указано, что из Крыма вышло: греков 18.407 душ, армян 12.598, грузин 219 и валахов 162 души. Не все дошли до цели, многие погибли в безлюдных степях.

Тем удивительнее, как же смогла эта горстка людей в кратчайшие по историческим понятиям сроки построить город Нахичевань и пять сел – буквально в чистом поле? Пусть это звучит высокопарно, но Господь явил чудо: а иначе как назвать эту победу духа над плотью?

Крестьяне стали получать хорошие урожаи на выделенных им не паханных никогда землях, а купцы и ремесленники, как сейчас говорится, завели свое дело. Нахичевань-на-Дону стала крупнейшим купеческим и ремесленным центром юга России во многом благодаря «льготам и привилегиям», дарованным им императрицей Екатериной II.

Вернейшему Нашему Архимандриту Петру Маркосову и всему обществу Крымских Христиан Армянского закона всякого звания всем вообще и каждому особо НАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ милостивое слово.

Для удобнейшего поселения вашего отвесть Азовской Губернии особенную от прочих селений округу крепости Святого Дмитрия Ростовского как границы оной с Донским войском утверждены, оставляя из нее на крепостной выгон земли три тысячи десятин, да для рыбной ловли тамошним обитателям четвертую часть реки Дона из того, сколько одной реки в даче той округи состоит в верх от устья реки Темерника, а в случае недостатка для селений ваших там земли и в Округе крепости Азовской, где против тех дач ваших рыбные ловли, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ жалуем в вечно в пользу и выгоду всего общества без всяких в казну НАШУ податей...

По разделении на классы Государственных жителей ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ увольняем всех от Государственных податей и служб, какого бы звания оные ни были, на десять лет; а по прошествии оного времени имеют платить в казну НАШУ ежегодно купечество, с капиталов с рубля по одному проценту, цеховые, а также и мещанство, со двора по два рубля, а уездные поселяне, и именно земледельцы, коим полагается для каждого до тридцати десятин, будут вносить с каждой десятины в год по пяти копеек; неимущие же снабжены будут из казны НАШЕЙ не только продовольствием на первый год, но и посев земли всякого звания хлебными семенами, скотом и всем к заведению домоводственному принадлежащим, с возвратом за все оное в казну через десять лет; а на построения им домов, леса и прочие припасы отпустятся из казны безденежно; имущественные же на отведенных им землях имеют строить дома, лавки, амбары, фабрики и все, что сами пожелают, из собственного своего иждивения, пользуясь всеобще на всегда от всяких постоев свободою, кроме тех случаев, когда воинские команды мимо селений ваших проходить должны: от отдачи же на войска рекрут увольняетесь в вечно, разве кто сам в службу НАШУ пожелает...

Архимандриту Петру Маркосову по смерти его ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ препоручаем паству всех сих вышедших с ним из Крыма Армян и позволяем им строить церкви и колокольни с вольным от правления в оных по законам их всех церковных чиноположений, и состоять Архимандриту и Армянским Священникам в единственной власти Армянского Патриарха, Находящегося в Араратском Патриаршем монастыре...

По заселении вами особого города при урочище Полуденки с названием Нахичевана и с дачею на выгон оного двенадцати тысяч десятин повелеваем учредить Магистрат и в нем производить суд и расправу по вашим правам и обыкновением выбираемыми из вас же по жребию начальниками, коим и пользоваться чинами и жалованием по штату Азовской Губернии и быть под аппеляцией Наместнического Правления; в городе же и в деревнях для защиты во всех нужных случаях определяются особые начальники из России, коим в судопроизводство сих поселян не мешаясь, быть токмо охранителями и их заступать.

Из Указа Екатерины II о переселении крымских армян.

План города Нахичевань был разработан и начерчен петербургскими архитекторами в 1782 году, и в его основе лежала четкая планировка улиц. К этому времени в Нахичевани было уже 337 каменных домов и 1711 деревянных, две церкви, 180 каменных лавок, 9 заводов и проживало 1040 купцов, мещан и цеховых, 4121 человек другого звания. Уже через 10 лет после своего основания Нахичевань не была похожа на захолустный уездный городок и этим отличалась от других городов Новороссии. А торговые обороты мозговитых нахичеванских купцов даже и не снились их ростовским, екатеринодарским или астраханским коллегам.

В новой книге «Армяне Дона» можно прочесть, что особые привилегии донских армян отменил уже Александр I: в России начались реформы местного самоуправления. Но к этому времени община уже встала на ноги – трудолюбием своим и незыблемыми традициями уважения старших и заботе о малых. Дети переселенцев на новой родине пошли в школы, где преподавание велось на их родном языке, так же как и служба в храмах, выстроенных переселенцами по всем канонам Армянской Апостольской Церкви. Привезенные ими из Крыма на Дон хачкары V века нашей эры, спасенные из древней столицы армянского царства Ани, были уничтожены богоборцами уже в советское время.

На территории современного Ростова уцелел один храм на нахичеванском кладбище, а также монастырь Сурб Хач на тогдашней окраине донской столицы, ставший в 1972 году Музеем русско-армянской дружбы и филиалом областного краеведческого музея. Это перевоплощение и уберегло его от уничтожения. Спасали храм не только музейщики, но и десятки активистов – как нахичеванцы, так и все ростовчане, неоценимую поддержку им оказал народный художник СССР Мартирос Сарьян.

Уже в новые времена монастырь был возвращен церкви. А в 2011 году в Ростове в исторической Нахичевани-на-Дону была построена церковь Сурб Арутюн, освященная Католикосом Гарегином Вторым. Возрожденный храм в селе Большие Салы Мясниковского района также освящал Католикос всех армян.

Новый храм Армянской Апостольской Церкви строится также в хуторе Шаумян Егорлыкского района Ростовской области, на территории церкви уже установлено три хачкара. Хутор было основан в 1924 году беженцами из города Муш Западной Армении. Невозможно читать без сострадания страницы книги «Армяне Дона», повествующие о том, что им пришлось пережить. Об этом сегодня рассказывают уже внуки чудом спасенных, многие из которых учились в армянской школе хутора Шаумян.

Села Донской Армении с их храмами, музеями и другими уникальными достопримечательностями давно уже вошли в туристические маршруты приезжающих на Дон гостей из разных регионов России и зарубежья. В этом нет ничего удивительного: ну сколько в России сельских народных театров? А Чалтырский народный театр недавно отметил свое столетие – жители района (и не только завзятые театралы) очень им гордятся! В его репертуаре – в основном классическая драматургия: мировая, армянская и русская.

А еще донские армяне на весь мир известны уникальным сортом пшеницы – «чалтырка». Местные землепашцы выводили его долго: отбирали из каждого урожая лучшие семена и сеяли, чтоб снова повторить это и через год, и через два. В 1908 году на Международной выставке в Милане она была удостоена двух золотых медалей. Импортеры из Франции и Германии ее особенно ценили, но во время Великой Отечественной войны семена были утрачены. И лишь в 2005 году селекционер Капрел Джинибалаян выяснил, что семена сохранились в НИИ растениеводства имени Вавилова. Сегодня донские хлеборобы снова выращивают «чалтырку». Не меньшей славой покрыли себя и чалтырские виноградари и виноделы.

А Нахичевань до сих пор считается в Ростове «богатым районом». В конце же XVIII века молодой город просто поразил воображение академика Петербургской академии наук Петра Симона Палласа. Он оставил яркие воспоминания о нем.

В старой Нахичевани уже через 20 лет после ее основания было одних только ликеро-водочных заводов аж семь. Зато сейчас в Ростовской области давно уже не осталось ни одного ликеро-водочного завода: на полках магазинов все завозное (откуда завезли, туда и уплывает прибыль и акцизы). Увы, Нахичевань-на-Дону давно уже не город купцов, заводчиков и фабрикантов – со времен великих революционных потрясений.

Бизнесмены разного профиля в постперестроечные времена, конечно, появились. Но гораздо больших успехов нахичеванцы добились в других сферах, также требующих и пытливого ума, и хорошего образования, и упорства в достижении цели, а главное – простой человеческой порядочности, которая обычно передается из поколения в поколение. В большинстве своем потомки основателей города – это интеллигенция: педагоги, ученые, врачи, музыканты.

О самых выдающихся из них рассказывает новая книга, которую можно смело назвать энциклопедией. Последний ее раздел содержит краткие биографии выдающихся армян Дона, а также 70 иллюстрированных фотографиями страниц заключительной части книги «Хроника: факты, события, люди».

Анна Лебедева

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты