№6 (362) июнь 2023 г.

Араму Хачатуряну – 120

Просмотров: 1455

Владимир Лепехин: Нужен новый военный союз между Россией и Арменией

Виктор Согомонян: Мы решили создать многоязычную площадку для предоставления информации об армянах со всего мира

Гроздья медалей армянских богатырей на чемпионатах Европы

Память военных журналистов увековечена

Явление Никола народу

Никол Пашинян, как Вас теперь называть? 5 лет правления. к чему пришли?

В поисках нового политического лидера необходима помощь диаспоры

Армяне – кавалеры высшей боевой награды России – Императорского Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия (по алфавиту), увековечившие свои имена на памятных мраморных досках Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца

Рубен Сафрастян: Наш единственный союзник – Россия, но она пока сосредотачивается

Европарламент назначил Армению региональным лидером по демократии. И потому всячески поддерживает Азербайджан

6 июня мировая музыкальная общественность отмечает 120 лет со дня рождения великого композитора Арама Ильича Хачатуряна.

Произведения этого талантливейшего композитора прошлого века являются музыкальной классикой, его имя всемирно известно, а созданные им творения звучат на лучших театральных сценах, концертных эстрадах и в самых отдаленных уголках мира. Невозможно представить радио, телевидение и кино без музыки Арама Ильича. ЮНЕСКО давно внесло имя Хачатуряна в список самых известных композиторов ХХ века, а в перечне самых популярных произведений нашего времени они размещают на одно из первых мест его «Танец с саблями» из знаменитого балета «Гаянэ».

Родился Арам Хачатурян 6 июня 1903 года в Коджори – предместье Тифлиса (современный Тбилиси), в армянской семье переплетчика. Позже он назовет Старый Тифлис звучащим, музыкальным городом. «Достаточно было пройти по улицам и переулкам, лежащим в стороне от центра, чтобы окунуться в музыкальную атмосферу, создаваемую самыми разнообразными источниками…» – писал Арам Ильич в своих мемуарах.

Живописность родного города и музыка, растворенная в самом его воздухе, стали основой ранних музыкальных впечатлений Арама Хачатуряна. Интонация разных культур и народов прочно вошла в память будущего гения. Позже сплав звуков и звуковых сочетаний будет залогом того, что музыка композитора не ограничится рамками национальной принадлежности и будет рассчитана на самую широкую аудиторию. Сам Арам Ильич тоже никогда не стремился к проявлению ограниченности, будь то какой-либо жанр, колорит или национальная эстетика. Ухо великого композитора чутко улавливало любимые звуки в музыке разных народов, избегая любых ограничений. Он с глубоким уважением и живым интересом относился к музыкальным сюжетам разных стран и народов.

Нельзя сказать, что Арам Ильич с младенчества окунулся в музыку. Хотя способности к ней проявились у мальчика в раннем возрасте, нотную грамоту он стал изучать лишь в 19 лет, когда в 1922 году, приехав в Москву, поступил в Музыкальный техникум имени Гнесиных, в класс виолончели. Одновременно будущий композитор получил и образование биолога на биологическом отделении физико-математического факультета Московского университета.

Развитие юноши на музыкальной стезе происходило необычайно быстро – он сумел наверстать упущенные азы музыкального образования и попал в число лучших учеников, удостоившись права выступать на ученических концертах в Малом и Большом залах Московской консерватории.

Судьба композитора определилась в жизни Арама Хачатуряна в 1925 году, с открытием в училище класса композиции. Здесь он получил начальные навыки, а в 1929 году поступил в Московскую государственную консерваторию. Именно там завершалась огранка будущего композитора под руководством Николая Яковлевича Мясковского.

Известно, что первым опубликованным произведением Арама Хачатуряна был «Танец» для скрипки и фортепиано. В нем уже отразились некоторые характерные черты стилистики композитора: импровизация, вариации приемов, имитации тембровых эффектов, широко распространенных в восточной инструментальной музыке. Также он использовал здесь и знаменитые «хачатуряновские секунды», ритмические остинато. Мэтр сам признавался, что почерпнул эти секунды «от многократно слышанных в детстве звучаний народных инструментов: сазандар-тар, кеманча и бубен, от восточной музыки и пристрастие к органным пунктам».

С повышением своих навыков и знаний Хачатурян переходит от обычной «обработки» народно-песенного и танцевального материала к его «разработке». Например, в 1932 году рождается его Сюита для фортепиано, первая часть которой – «Токката» – уже тогда завоевала широкую известность и была включена в репертуары многих пианистов. Много десятилетий она выдерживает проверку временем. Созданная еще юным Хачатуряном «Токката» и сейчас сохраняет свежесть и силу воздействия. Практически одновременно с этим произведением, в 1933 году, появилось еще одно знаковое произведение – «Танцевальная сюита» для симфонического оркестра. По признанию критиков и коллег того периода, именно с этого творения композитор-студент вошел в первые ряды и стал равен корифеям.

В этой вещи использовано свежее видение молодого автора оркестрового мастерства, просматривается склонность к симфоническому мышлению. В одном этом произведении уже можно разглядеть портрет будущего гениального ярко индивидуального оркестрового стиля Хачатуряна.

Не проходила незаметно и личная жизнь композитора. В первом браке родилась дочь Нунэ – пианистка. А в 1933 году Хачатурян женился во второй раз на студентке из класса Мясковского Нине Макаровой, которая станет верным спутником жизни композитора. В их браке с ней родился сын Карен, в будущем – известный искусствовед.

Арам Хачатурян завершил свое обучение в 1935 году, когда в зале Московской консерватории оркестр под руководством Э. Сенкара исполнил Первую симфонию. Она стала не только ярким эпилогом в плодотворном периоде учебы, но и прологом нового этапа жизни и творчества композитора, перед которым открывались пора зрелости и расцвета таланта.

Год спустя вышло еще более совершенное творение Хачатуряна – Фортепианный концерт (1936), созданный в годы учебы в аспирантуре и ставший залогом его мировой известности.

Уже с наступлением зрелого возраста большое место в творчестве Хачатуряна составляет музыка для драматических спектаклей. Арам Ильич работает и в сфере песни, театральной музыки и киномузыки. На экранах Советского Союза демонстрируется кинофильм «Пэпо» с музыкой Хачатуряна, а позже песня становится любимым народным напевом Армении. Одинаковый смысл для него имел и фильм «Зангезур», где также прозвучала музыка, написанная в армянских традициях и под местные сказания.

Но театр все же первичен для Арама Ильича. Самыми значимыми в этом жанре сочинениями становятся музыка к «Валенсианской вдове» Лопе де Вега (1940) и к «Маскараду» Лермонтова (1941). Симфонические сюиты, которые были созданы на основе музыки к спектаклям, исполнялись и отдельно на концертах как самостоятельные произведения.

Ярче всего талант Арама Хачатуряна раскрылся в симфонических произведениях. Именно с этого жанра он начал свое триумфальное восхождение еще в консерватории. В этом жанре ему принадлежит немало интересных и смелых открытий.

К сожалению, на пути в известные и талантливые композиторы у Арама Ильича встала Великая Отечественная война. Однако и в эти жесточайшие годы многие из произведений Хачатуряна продолжали исполняться, оставляя стимул для дальнейших творческих поисков. Практически с первых дней войны Арам Ильич увеличивает объем общественной и творческой деятельности. Он был заместителем председателя оргкомитета Союза композиторов СССР, в этом качестве заметно активизировал работу этой творческой организации для решения ответственных задач военного времени, выступал в частях и госпиталях, принимал участие в специальных передачах Радиокомитета для фронта.

Все эти годы отмечены определенными вехами. Так, например, в 1942 году была завершена партитура балета «Гаянэ» на либретто К. Державина. Хачатурян соединил в этом произведении традиции классического балета и народно-национального музыкального и хореографического искусства. Сейчас практически нет отечественных или зарубежных театров, где не ставили бы балет «Гаянэ».

Хачатурян завершил Вторую симфонию в 1943 году. В этом сочинении военного времени он открыл слушателям новые, необычные стороны своего творчества. Героика и трагедия как нити вплетаются в эту музыку. «Вторая симфония – это, пожалуй, первое сочинение Хачатуряна, в котором трагическое начало поднимается на такую высоту», – отметил в своем отзыве Дмитрий Шостакович.

В последние годы великого противостояния, в 1944 году, Хачатурян пишет Государственный гимн Армянской ССР. А через год, уже после Победы, появилась Третья симфония – «Победная». Послушав эту музыку, испытываешь те эмоции, которые вместе со всем народом испытывал автор: это взволнованная, полная патетики ода, своеобразный гимн победителям.

Летом 1946 года Арам Ильич написал Виолончельный концерт, который с большим успехом исполнил в Москве С. Кнушевицкий. В этом же году он впервые создал вокальный цикл на стихи армянских поэтов.

Созданное в 1954 году самое значительное эпичное произведение Арама Хачатуряна – героико-трагический балет «Спартак» – вобрало в себя всю глубину идейного замысла, яркость художественного воплощения, масштабность драматургии и формы, смелость решения актуальных творческих проблем современного музыкально-хореографического искусства. Балет занял достойное место среди лучших балетов ХХ столетия. «Все достижения современной музыкальной культуры я считал необходимым привлечь для раскрытия высокой темы «Спартака». Поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы», – размышлял об этой эпичной работе Хачатурян.

В 60-х годах у Хачатуряна вновь происходит концертный «всплеск», который вылился в три концерта-рапсодии: Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром (1961), Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1963) и Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром (1968). В 1971 году триада концертов-рапсодий была удостоена Государственной премии.

Одновременно с созданием произведений Арам Ильич много времени и сил отдавал педагогической работе. Долгие годы он руководил композиторским классом в Московской консерватории имени П.И. Чайковского и Музыкальном институте имени Гнесиных. В своей деятельности наставника он опирался на педагогические принципы своего учителя Мясковского, собственный жизненный и творческий опыт, создал свою композиторскую школу. И эти усилия не прошли даром – за 27 лет своей педагогической деятельности Хачатурян дал старт десяткам талантливых учеников, среди которых А. Эшпай, Э. Оганесян, Р. Бойко, М. Таривердиев, Б. Троцюк, А. Виеру, Н. Терахара, А. Рыбников, К. Волков, М. Минков, Д. Михайлов и др.

В поздний период своего творчества Хачатурян создал «Балладу о Родине» (1961) для баса с оркестром, две инструментальных триады: концертов-рапсодий для виолончели (1961), скрипки (1963), фортепиано (1968) и сольных сонат для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976). Для фортепиано автор написал Сонату (1961), посвященную его учителю Н. Мясковскому, а также 2-й том «Детского альбома» (1965; 1-й том – 1947).

Значение искусства Хачатуряна сложно переоценить, поскольку ему удалось выявить богатейшие возможности симфонизации восточного монодического тематизма, приобщить совместно с композиторами братских республик монодическую культуру советского Востока к многоголосию, к жанрам и формам, которые ранее сложились в музыке Европы. Также он указал правильные пути обогащения национального музыкального языка. Его оригинальный метод импровизационности, темброво-гармоническая красочность восточного музыкального искусства отразились на творчестве мировых музыкантов и композиторов. Творчество Хачатуряна являлось конкретным проявлением плодотворности взаимодействия традиций музыкальных культур Востока и Запада. В 120-летие со дня рождения одного из величайших композиторов XX века мы глубоко чтим память о нем. Сегодня память о великом композиторе живет в сердце каждого человека.

Подготовила Мария Коледа

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Есть замечательный фильм режиссёра Юсупа Разыкова о Великом Араме Ильиче Хачатуряне. Посмотрите.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты