№6 (362) июнь 2023 г.

Переговоры Армении и Азербайджана: Запад пытается перехватить инициативу у России

Просмотров: 1056

Владимир Лепехин: Нужен новый военный союз между Россией и Арменией

Виктор Согомонян: Мы решили создать многоязычную площадку для предоставления информации об армянах со всего мира

Гроздья медалей армянских богатырей на чемпионатах Европы

Память военных журналистов увековечена

Явление Никола народу

Никол Пашинян, как Вас теперь называть? 5 лет правления. к чему пришли?

В поисках нового политического лидера необходима помощь диаспоры

Армяне – кавалеры высшей боевой награды России – Императорского Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия (по алфавиту), увековечившие свои имена на памятных мраморных досках Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца

Рубен Сафрастян: Наш единственный союзник – Россия, но она пока сосредотачивается

Европарламент назначил Армению региональным лидером по демократии. И потому всячески поддерживает Азербайджан

Май 2023 года отмечен беспрецедентной активностью армяно-азербайджанских переговоров. С 1 по 4 мая министры иностранных дел двух соседних государств, Арарат Мирзоян и Джейхун Байрамов, общались в Арлингтоне при посредничестве госсекретаря Энтони Блинкена, по словам которого, и Баку, и Ереван «в принципе согласились на определенные условия и лучше понимают позиции друг друга по остающимся нерешенным вопросам» и после дополнительных согласований «они будут и впредь пользоваться полной поддержкой и участием Соединенных Штатов в своих усилиях по обеспечению прочного и устойчивого мира».

В противоположность пусть и умеренному, но все же оптимизму главы Госдепа в МИД Армении упомянули лишь о некоторых небольших шагах при отсутствии прогресса по основным спорным вопросам, включая отказ Азербайджана признавать территориальную целостность Республики Армения и категорическое неприятие официальным Баку идеи какого-либо механизма защиты прав и гарантий безопасности армянского населения Нагорного Карабаха. В свою очередь на Апшероне кивают на отсутствие международно признанной армяно-азербайджанской границы, намекая на дальнейшую экспансию в Сюнике, Гегаркунике и Тавуше, а перед армянами Арцаха ставят жесткий выбор: принятие азербайджанского гражданства – или эмиграция.

Едва ли по простому совпадению в начале мая Пашинян в очередной раз заявил в Национальном Собрании о подготовке текста мирного договора с Азербайджаном. Переговоры, названные некоторыми наблюдателями по месту их проведения Арлингтонскими, и их невнятные для широкой публики результаты в армянском обществе восприняты, мягко говоря, неоднозначно – не в последнюю очередь потому, что их содержание власти республики придержали в тайне от общественности, несмотря на громкие обещания пятилетней давности, когда пламенный трибун «бархатной революции» увлекал восторженные толпы своими многочасовыми выступлениями.

Имеющаяся кулуарная информация о содержании и перспективах переговоров довольно разноречива. Несмотря на видимое отсутствие прорывов, имеется предположение, что в реальности некая «дорожная карта» уже намечена и теперь заинтересованные стороны будут думать о путях ее реализацией таким образом, чтобы не нервировать излишне и без того взбудораженное общество. Вырабатываются подходы, как подготовить его к уже принятым решениям, что само по себе является многоэтапным процессом и может реализовываться разными способами, не исключая весьма экстравагантные – вплоть до идеи очередной рокировки с заменой в премьерском кресле нынешнего варчапета, например, на нынешнего секретаря Совета безопасности Армена Григоряна с его тесными связями на Западе. Впрочем, не исключено, что муссируемые на этот счет слухи являются не более чем очередным способом отвлечь внимание общества от повседневных проблем…

14 мая лидеры Азербайджана и Армении несколько часов общались в Брюсселе в компании главы Евросовета Шарля Мишеля. По словам европейского дипломата, «лидеры выразили недвусмысленную приверженность Алма-Атинской декларации 1991 года и соответственно территориальной целостности Армении площадью 29,8 тыс. кв. км и Азербайджана площадью 86,6 тыс. кв. км. Окончательная делимитация границы будет согласована в ходе переговоров». Согласована повестка первого совместного заседания комиссии по делимитации и безопасности границ, которое должно пройти в ближайшие дни в одном из приграничных районов.

18 мая в ходе заседания правительства Пашинян представил очередность предстоящих армяно-азербайджанских переговоров. Как и следовало ожидать, по итогам московских переговоров министров иностранных дел 19 мая сенсаций не случилось: согласно заявлению МИД РА, стороны договорились продолжить переговоры по проекту соглашения «Об установлении мира и межгосударственных отношений». На момент подготовки данного материала известно о проработке встречи лидеров России, Азербайджана и Армении «на полях» заседания Высшего евразийского экономического совета 25 мая. В рамках второго саммита европейского политического сообщества, который пройдет 1 июня в Кишиневе, ожидается первая из намеченных в этом году двух пятисторонних встреч с участием президента Франции Эммануэля Макрона и канцлера Германии Олафа Шольца (вторая – осенью в испанской Гранаде). Наконец, следующий разговор Алиева и Пашиняна в компании главы Евросовета пока намечен на июль.

Как водится, дипломатические контакты Баку и Еревана сопровождаются периодическими всполохами приграничных столкновений, в которых стороны по давнему обыкновению обвиняют друг друга. Нередки с обеих сторон и претензии в сторону России, якобы неспособной выполнять взятые на себя обязательства в рамках трехстороннего соглашения, согласованного по итогам осенней войны вокруг Нагорного Карабаха 2020 года. По крайней мере, такова примерная канва рассуждений некоторых армянских спикеров, в то время как в Азербайджане, установив в одностороннем порядке на Лачинской дороге контрольно-пропускной пост, периодически обвиняют российских миротворцев в потворствовании подвозу «армянским сепаратистам» оружия в нарушение договоренностей 2020–2021 годов. «Карабах – не наш. В результате войны мы потеряли возможность что-либо говорить по Карабаху», – разводит руками советник первого президента Левона Тер-Петросяна и переговорщика в 1991–1997 годах Жирайр Липаритян, в эфире Общественного телевидения Армении напомнивший, что пять лет назад требования официального Баку были иными, значительно ужесточившись по итогам военных действий: «Если бы мы согласились летом 2020 года на план, который тогда лежал на столе, то мы бы потеряли гораздо меньше. Если руководствоваться логикой, что мы многое потеряем, то не думаете, что предстоит новая война, в ходе которой мы потеряем гораздо больше, чем могли бы потерять, подписав документ?»

Ссылаясь на 9-й пункт трехстороннего заявления, в Баку настаивают на открытии сквозного железнодорожного и автомобильного сообщения через Сюникскую область Армении основной территории Азербайджана с Нахичеваном и Турцией. Как следует из заявлений Шарля Мишеля, по крайней мере, вопрос железной дороги через Мегри в ходе брюссельских переговоров поднимался. В Армении опасаются потери стратегически важного 42-километрового участка государственной границы с Ираном, а отдельные «горячие головы» и вовсе обвиняют Москву в проведении антиармянской политики во имя собственных интересов (дополнительный коммуникационный канал в Турцию в условиях западных санкций), якобы играющую в одной команде с Анкарой и Баку. А в недавнем интервью секретарь Совета безопасности Армен Григорян признал наличие в Ереване являющихся секретом Полишинеля дискуссий относительно возможного выхода из ОДКБ. Между тем в ходе очередного заседания Межпарламентской ассамблеи ОДКБ ее генеральный секретарь Имангали Тасмагамбетов подтвердил готовность оказать Армении военно-техническую помощь путем направления мониторинговой миссии и посредством военно-технического содействия, включая обучение пограничников и оснащения их современной техникой.

Взаимное непонимание и раздражение Москвы и Еревана, вполне заметное еще до начала активных военных действий 27 сентября 2020 года, не в последнюю очередь обусловлены отсутствием общей границы, а также коммуникационной блокадой Армении – частичной со стороны Турции и полной со стороны Азербайджана. Предварительные договоренности о восстановлении железнодорожного сообщения если и реализуются, то пока фрагментарно и только Азербайджаном. Ориентировочная стоимость восстановления мегринского участка – 226 млн долл., однако кто будет финансировать строительство в случае принятия на этот счет политического решения и будут ли это делать европейцы – не вполне очевидно. Как известно, внешнеторговые связи Армении с Россией поддерживаются преимущественно через территорию Грузии или других государств, что увеличивает конечную цену товаров, поступающих в Армению и из нее.

Первоначальный «оптимизм» в связи с деятельностью армяно-турецкой комиссии по нормализации отношений явно не оправдался: договоренности о пересечении границы обладателями паспортов третьих стран на сенсацию явно не тянут. Более того, под предлогом открытия в Ереване 24 апреля памятника участникам операции «Немезис», ликвидировавшим в начале 1920-х годов многих бывших руководителей младотурецкого режима в Османской империи и мусаватистского Азербайджана, в Анкаре закрыли воздушное пространство Турции для самолетов армянских авиакомпаний. И хотя Пашинян полагает решение об установке памятника героям «Немезиса» ошибочным, власти Еревана не намерены его сносить, как того потребовал министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. На сентябрь в столице Армении намечены муниципальные выборы, и на фоне падающего рейтинга правящего «Гражданского договора» и его кандидата в мэры Тиграна Авиняна (вряд ли более 20%) едва ли непопулярные власти решатся пусть даже и на символические шаги, способные спровоцировать очередной взрыв возмущения в обществе.

Таким образом, несмотря на эпизодические армяно-турецкие контакты и опосредованную торговлю через территорию Грузии, железнодорожная блокада Армении западным соседом сохраняется, перешагнув в апреле своеобразный 30-летний «юбилей», и перспектив ее снятия не просматривается. «Соревновательное партнерство» Москвы и Анкары в регионах, где их интересы так или иначе соприкасаются (Кавказ, Центральная Азия, Ближний Восток), не слишком влияет на позицию Анкары, где по-прежнему настаивают на заключении мирного договора между Баку и Ереваном в качестве предварительного условия к нормализации армяно-турецких отношений. Такое положение не может не влиять на внутриполитическую ситуацию в Армении, включая ставшие уже притчей во языцех внешнеполитические метания правительства и отдельных чиновников.

Надо полагать, попытки совместить плохо совпадающие между собой внешнеполитические векторы будут продолжаться и далее, однако успех этих усилий, мягко говоря, неочевиден. Может статься (и это косвенно следует из слов Шарля Мишеля в ходе переговоров с Пашиняном и Алиевым), что западные партнеры при участии Анкары могут предложить решение, от которого Баку и Ереван будут не в силах отказаться. «Прочный мир между Арменией и Азербайджаном уменьшит влияние России», – пишет The Foreign Policy в статье с призывом убедить Армению признать Нагорный Карабах «суверенной территорией Азербайджана», что исключило бы какие-либо разговоры об отложенном статусе края в будущем в соответствии с российскими предложениями. По мнению автора, бывшего офицера британской армии и ответственного сотрудника мониторинговой миссии ЕС в Грузии, региональная реинтеграция открыла бы Армению для новых торговых путей и поставок энергоносителей, включая «экологически чистые», да и «карабахские сепаратисты» извлекли бы из этого пользу.

Можно предположить, что в ходе московской встречи 19 мая Москва в очередной раз попыталась сблизить позиции Баку и Еревана, включая возобновление работы трехсторонней комиссии вице-премьеров, по факту приостановленной год назад из-за напряженной ситуации на границе. Между тем, как показывают итоги брюссельских переговоров и их экспертно-аналитическое сопровождение, дефицитом взаимопонимания в «треугольнике» Москва – Баку – Ереван, в немалой степени обусловленным кризисом на Украине, в полной мере готов воспользоваться коллективный Запад, стремящийся к полному нивелированию российского присутствия к югу от Большого Кавказского хребта.

Андрей Арешев, Москва

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты